Обзор Chernobylite


На самом деле, найти положительные стороны проекта нетрудно – они встречают с самого начала и не отпускают нас вплоть до финальных титров. И список получился крепким: интригующий сюжет, атмосфера, живые персонажи и последствия выбора. Причём этой четвёрки может хватить, чтобы проникнуться игрой настолько, что захочется простить ей и репетитивность геймплейного ядра, с одной стороны, и не получившие должного развития идеи и механики, с другой.
Но начинается всё, конечно же, с Зоны. В 1986 году происходит авария на Чернобыльской АЭС, и в возникшем хаосе игровой протагонист, физик Игорь Химинюк, теряет свою невесту Татьяну. Последующие годы Игорь посвящает исследованию родившегося в пламени катастрофы минерала – чернобылита. Согласно его теории, каждый объект и каждое живое существо оставляют след, наподобие излучения, которое фиксирует дозиметр. И если использовать источник энергии достаточной мощности, например, чернобылит, на основе этого следа можно восстановить последовательность событий прошлого. Желая узнать, что случилось с Татьяной в 1986 году, Игорь разрабатывает работающие на чернобылите очки виртуальной реальности и в сопровождении пары наёмников проникает на АЭС. Там их встречает вооружённая охрана корпорации НАР, завязывается перестрелка, и остатки группы спасаются сквозь червоточину, созданную при помощи ещё одного работающего на чернобылите изобретения Игоря.
Как видите, игра с самого начала встречает научно-фантастическими элементами, и это надо учитывать, если вы ожидали чего-то более реалистичного. В здешней Зоне можно встретить мутантов, случаются погодные аномалии, а игрок телепортируется на базу, используя чернобылитовый портальный генератор. Более того, спустя какое-то время открывается возможность использовать всё тот же чернобылит, чтобы… отправляться в прошлое и изменять ключевые сюжетные решения.




Оказалось, что в Chernobylite весьма сложно делать скриншоты – многие локации весьма тёмные (в игре есть фонарик), а кадры жаркого боя почти всегда выходят размытыми
Главная цель игрока – обосноваться в убежище местного сталкера, собрать новую команду для штурма АЭС и, тщательно спланировав операцию, выполнить задуманное Игорем. Звучит просто и, что интересно, опция атаки на электростанцию, по сути, доступна едва ли не после окончания пролога. Вот только без прикрытия, разведданных и необходимого снаряжения такая операция наверняка обернётся провалом. И, соответственно, чем больше пунктов из списка на доске подготовки операции окажутся вычеркнуты, тем выше шанс на успех, и тем меньше окажутся потери.
Сердце сталкерской базы – персонажи, которые смогут влиться в наши ряды во время исследования Зоны. Всего их пятеро, но почти все требуют соблюсти определённые условия, перед тем, как захотят присоединиться к Игорю. И выполнение их требований спокойно можно запороть – подыграть предыдущими действиями их оппонентам, случайно убить кого-то из их родни и так далее. При этом напарники не только участвуют в финальном штурме, но и охотно выдают протагонисту задания, участвуют в диалогах, реагируют на решения игрока и вполне могут разочароваться в его действиях настолько, что покинут группу. Кроме того, их можно ежедневно отправлять за ресурсами и обучаться у них новым умениям. Все герои получились действительно характерными и «живыми», а их личные истории таят в себе любопытные сюрпризы.
Собственная база выдана нам неспроста, и игроку приходится заниматься её менеджментом. Во-первых, в убежище можно устанавливать верстаки и научное оборудование для создания и улучшения оружия, а также производства расходных материалов (патронов, аптечек, отмычек, пластин для брони и так далее). Во-вторых, каждый член команды нуждается в месте для сна, чистом воздухе, электричестве (также требуется для крафта) и хотя бы базовом комфорте. Для этого логово приходится обставлять койками, энергогенераторами, очистителями воздуха и объектами, влияющими на шкалу комфорта – вроде телевизора, радио, источников света и комнатных растений. Причём тот же дизельный генератор даёт электричество, но загрязняет воздух, а очиститель, наоборот, облегчает дыхание, но жрёт энергию – так что не стоит забывать о балансе.
В целом набор доступных объектов достаточно неплох, хоть и лишён сюрпризов – весь список станков и койко-мест можно увидеть с самого начала, и никаких чертежей искать не придётся. К сожалению, тоже самое касается крафта оружия и его апгрейдов, а также размещения походных костров и мини-верстаков для создания самого необходимого в Зоне – снова всё доступно на старте. При этом, чтобы смастерить любую вещь, понадобятся ресурсы: металл, электроника, горючие материалы и топливо, а также такая экзотика, как местные грибы и растения. Наконец игроку понадобится кормить подопечных пайками (выполнены в виде батонов белого хлеба, что является прямой отсылкой к понятно какой игре). Раздача провианта происходит в конце каждого дня, и лучше? чтобы люди не голодали – это скажется на боевом духе и верности, а особо расстроенные откажутся ходить на задания. И ясное дело, вечно ресурсы в достатке не будут – за ними придётся отправляться в Зону, а что-то всё равно окажется в дефиците.
Поэтому по утрам мы всегда выбираем задания и людей, которых на них отправим – с поправкой, что сюжетные миссии доступны лишь Игорю. Хочется сказать, что The Farm 51 не зря ездили в реальную Зону отчуждения и производили 3D-сканирование местности. Припять и прилегающие территории получились в Chernobylite очень убедительными – пускай и с допущениями в масштабе и расположении объектов относительно друг друга. Здесь можно прогуляться между жилыми высотками или постоять под колесом обозрения, зайти в дворец культуры «Энергетик», отправиться в речной порт или к радиолокационной станции «Дуга». Наконец, сама АЭС в игре тоже, разумеется, есть. Единственное, с чем пожадничали разработчики, так это с количеством мест действия – не считая припасённой на финал станции, в игре всего пять локаций среднего размера. Да, во время сюжетных и побочных миссий на них происходят фиксированные или случайные события, открывается доступ в какие-то строения или появляются новые персонажи, но частое повторение одних и тех же фонов быстро наскучивает. Ситуацию выравнивает только желание игрока узнать, что же будет с персонажами дальше и какие ещё встречи ждутна просторах Зоны. Не меньше утомляет и ежедневная нужда «пылесосить» ресурсы на локациях, хотя и здесь нашлась механика, вносящая хоть какую-то «перчинку» в выживание – посещение одного и того же места несколько дней подряд истощает число находимых вещей.
К собирательству и поиску улик, приближающих Игоря к штурму АЭС, также стоит добавить и такие обязательные для сеттинга вещи, как трещащий дозиметр и риск облучиться, а также противогаз со сменными фильтрами – для защиты в особо загрязнённых точках Зоны. Есть ещё шкала рассудка, который могут повредить чернобылитная психоделика и галлюцинации (двигающиеся куклы, «призраки» жертв Зоны), а также полученные раны. В полевых условиях психика лечится просто – горячительными напитками.
Но мы не будем забывать, что Chernobylite не только сурвайвал, но и экшен-RPG, да ещё и с примесью хоррора, как говорится в описании. Однако если к выживанию меньше всего вопросов, экшен-составляющая вышла менее уверенной. И дело даже не в том, что доступного оружия не так много – револьвер, дробовик, штурмовая винтовка да экспериментальные рейлган с плазмомётом. Пушки хотя бы можно модифицировать различными прицелами, прикладами и прочими увеличенными магазинами. Всё дело в интеллекте противников, в очень условной системе укрытий, отсутствии гранат, общей сырости управления персонажем во время перестрелок и, наконец, скудном разнообразии оппонентов. Причём поначалу может показаться, что врагов вообще 2-3 вида, но гораздо позднее на смену обычным солдатам приходят офицеры, а затем тяжёлые бойцы в броне. Даже монструозные порождения Зоны и чернобылита, про которых вечно все говорят, большую часть игры редки и распределены по локациям крайне неравномерно. И ведь вроде есть человекоподобные тени, умеющие телепортироваться, а вдруг ты уже наталкиваешься на странный кокон, напоминающий о ксеноморфах, и тебе в лицо прыгает местный аналог «лицехвата». А стоит задержаться где-то слишком долго, начнётся чернобылитовая буря с громом и молниями, и из портала выскочит Чёрный сталкер – местный преследователь аля Мистер Икс из Resident Evil. Звучит даже интригующе, но, повторюсь, такие встречи случаются редко, а бестиарий не перестаёт быть бедным.
RPG-элементы, выраженные набором опыта и очков навыков персонажем, так же максимально просты, но хотя бы завязаны на любопытном взаимодействии со спутниками. У каждого завербованного напарника есть пять умений, которым он готов научить протагониста за соответствующие очки – от расширенного инвентаря и нелетального устранения противников (необученный Игорь настолько судорожно колет врагов ножом, что страдает его психика), до увеличенного урона конкретным оружием. Причём учёба проходит в формате коротких сценок, обычно требующих сдать небольшой экзамен у своего учителя.
При этом Зона медленно, но почти ежедневно меняется: залежи чернобылита разрастаются, погодные аномалии становятся чаще, а с чернобыльской АЭС что-то происходит, и её всё больше накрывает отвратительным кристаллическим куполом. Да и враги увеличивают число патрулей, о чём сигнализируют появляющиеся на окне планирования операций вертолёты и прожектора. К слову, если полностью игнорировать укрепление позиций противником, в один прекрасный день НАР добиваются своих гнусных целей, случается новая катастрофа и все… умирают. Тут, конечно, приходит на помощь возможность вернуться в прошлое и переписать ключевые решения, сыгравшие на руку антагонистам – только извольте расплатиться чернобылитом. Да и в целом система выбора и переписывания последствий не только интригует при взаимодействии с напарниками и NPC, но способна и на маленькие сюрпризы. Например, однажды Игорь пал, сражённый вражеской пулей, и уже должен был отмотать для себя время вспять, но за 5-6 миссий до этого я вызволил НАР’овского бойца, «вросшего» в чернобылит. В итоге, протагониста оттащили на базу для казни, но спасённый солдат открыл дверь камеры и помог протагонисту бежать.
Визуальная сторона Chernobylite выглядит отлично в том, что касается видов, но страдает от бюджетности анимаций и некоторых объектов. Однако это не мешает погружению. К тому же для игры написана пара действительно прекрасных музыкальных композиций, идеально дополняющих общее меланхоличное настроение истории и всего геймплея. Атмосфера Chernobylite, сочетающая ощущение упадка и безнадёги, лёгкую грусть и проглядывающую через всё это надежду, бесподобна, даже несмотря на бросающиеся в глаза огрехи.
Подходя к финалу обзора, не могу не упомянуть неприятного случая с сохранениями. В один момент стали упорно вылезать сообщения об ошибках, но при этом всё работало, и меня даже не выкидывало в меню консоли. И вдруг в очередной раз Chernobylite всё-таки вылетела, а при перезапуске игры меня ждала лишь одна опция – «Новая игра». К счастью, была ещё резервная копия прогресса в облаке… двухдневной давности. В релизный день проект получил новый патч, и хочется верить, что подобное больше не повторится, но тут уж время покажет.
Что касается локализации в игре, действие которой происходит на пространстве бывшего СССР, она кажется обязательной, правда? И перевод доступен в виде субтитров с озвучкой – некоторые актёры переигрывают, голосу Татьяны, наоборот, по моему мнению, не хватает уверенности, но в целом всё работает на своей, вполне имеющей право на жизнь волне. И включать английский звук рука не тянется – ей в этом сеттинге не место.
75
Chernobylite
явно могла получиться лучше, если бы разработчики больше
сконцентрировались на одной-двух сильных сторонах проекта.
Сочетание выживания, менеджмента базы и научно-фантастической
экшен-RPG получилось удачным, но не во всём доведённым до ума. К
счастью, поверхностная проработка отдельных механик не способна
отнять у детища The Farm 51 бесподобную атмосферу, интригующую
историю, характерных персонажей и в кои-то веки работающую систему
выбора. В ожидании продолжения главной игры про зону отчуждения
Chernobylite на какое-то время вполне насытит изголодавшихся
сталкеров.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на PlayStation 5 по обратной совместимости.
собрали 47 911 из 300 000 рублей
24 комментария, 62 514 просмотров
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
JeryKid — 29.09.2021 в 14:09
Бронзовый охотник за трофеями
Воу, не плохо всё звучит, я почему то считал, что её делали на
коленке и поэтому не стал воспринимать её всерьез, а судя по обзору
зря я так)
Darth_Alex — 29.09.2021 в 14:40
Серебряный охотник за трофеями

JeryKid, её справедливо можно назвать кривоватой, но она
цепляет, реально затягивает =)
Главное, чтобы полностью устранили риск потерять сохранение. А может, уже, так как был патч прямо перед релизом.
Главное, чтобы полностью устранили риск потерять сохранение. А может, уже, так как был патч прямо перед релизом.
OvrlrdO — 29.09.2021 в 14:13
Металлический охотник за трофеями
Что с производительностью? Жалуются на низкий фпс даже на пятерке
Darth_Alex — 29.09.2021 в 14:30
Серебряный охотник за трофеями

OvrlrdO, единственное, что бросалось в глаза: игра может
призадуматься на полсекунды, когда в упор валишь кого-то из врагов.
Т. е. такие совсем микрофризы бывали, но именно вблизи. При
перестрелке на среднем и дальнем расстоянии было нормально.
Тч на PS5 в предрелизной версии катастрофического и даже значительного падения fps не встретил.
В меню из системы заходило весьма быстро, грузило сохранения тоже.
Тч на PS5 в предрелизной версии катастрофического и даже значительного падения fps не встретил.
В меню из системы заходило весьма быстро, грузило сохранения тоже.
BigDogRule — 29.09.2021 в 14:55
Бронзовый охотник за трофеями
Darth_Alex, ну нифига себе нет значительных падений, по
полсекунды-то при убийстве врагов поблизости. С такими фризами на
консолях играть вообще неприятно было бы даже в очень годные игры.
Darth_Alex — 29.09.2021 в 15:07
Серебряный охотник за трофеями

BigDogRule, наверное, даже меньше полусекунды.
Согласен, что это неприятно, особенно, если часто играешь в сетевые шутеры и понимаешь, настолько это важно.
Но ситуация стрельбы в упор возникает не так часто и обычно один на один. А в действительно опасные для жизни героя моменты и в перестрелках сразу с 5-6 врагами на нормальном расстоянии всё было нормально. На ПК в версии из раннего доступа, знаю, чего только не было, и было гораздо хуже. К консольному релизу что-то уже определённо поправили.
Согласен, что это неприятно, особенно, если часто играешь в сетевые шутеры и понимаешь, настолько это важно.
Но ситуация стрельбы в упор возникает не так часто и обычно один на один. А в действительно опасные для жизни героя моменты и в перестрелках сразу с 5-6 врагами на нормальном расстоянии всё было нормально. На ПК в версии из раннего доступа, знаю, чего только не было, и было гораздо хуже. К консольному релизу что-то уже определённо поправили.
OvrlrdO — 30.09.2021 в 01:47
Металлический охотник за трофеями
Darth_Alex, все же подожду релиза для пс5, вроде как обещали к
концу года..
Darth_Alex — 29.09.2021 в 14:56
Серебряный охотник за трофеями

himeo — 29.09.2021 в 18:44
PREMIUM
Игра откровенно спорная ,75 явный перебор ... и откровенно - уже
утомило это доение через длс ,я хочу сразу хорошую игру ,не к лету
22 года ,не к весне 23го а сразу ... в стим вернул деньги ,в прочем
я и не ждал нового сталкера ,в том виде ,какими были старые игры ,с
тем количеством контента с ними, я думаю можно проститься ,на
сталкер 2 так же надежд мало , игру порежут ,ведь пипл то хавает.
Nehromoi1981 — 29.09.2021 в 21:36
Начинающий охотник за трофеями

Игорь разрабатывает работающие на чернобылите очки виртуальной
реальности и в сопровождении пары наёмников проникает на АЭС. Там
их встречает вооружённая охрана корпорации НАР, завязывается
перестрелка, и остатки группы спасаются сквозь червоточину....
Эммм, остатки от группы в три человека это....полтора землекопа?
Эммм, остатки от группы в три человека это....полтора землекопа?
Darth_Alex — 30.09.2021 в 08:58
Серебряный охотник за трофеями

Nehromoi1981, да нет, это я на автомате приглушил то, что
могло стать для кого-то малейшим спойлером (пусть это самое начало
игры) 
Конечно, я мог сказать, что на дело отправились трое:
- одного убили, и выжившие всю игру это вспоминали.
- второго ранили в руку, и он проходит с перевязью до конца игры
- в конце игры окажется, что раненый… ладно, об этом всё-таки не буду
Но вот только зачем конкретно здесь эти точные цифры и лишние детали? =)))
Плюс не будем забывать, что в локализации Heroes of Might and Magic III от «Буки» - пара копейщиков, скелетов и кого бы то ни было обозначала от 1 до 4 юнитов. И в разговорной речи парой действительно можно назвать несколько единиц чего-то, необязательно 2 штуки.
Скриншот с парой юнитов не нашёл, но, думаю, многие играли и помнят.

Конечно, я мог сказать, что на дело отправились трое:
- одного убили, и выжившие всю игру это вспоминали.
- второго ранили в руку, и он проходит с перевязью до конца игры
- в конце игры окажется, что раненый… ладно, об этом всё-таки не буду

Но вот только зачем конкретно здесь эти точные цифры и лишние детали? =)))
Плюс не будем забывать, что в локализации Heroes of Might and Magic III от «Буки» - пара копейщиков, скелетов и кого бы то ни было обозначала от 1 до 4 юнитов. И в разговорной речи парой действительно можно назвать несколько единиц чего-то, необязательно 2 штуки.
Скриншот с парой юнитов не нашёл, но, думаю, многие играли и помнят.
Ziggrun — 30.09.2021 в 09:47
Бронзовый охотник за трофеями
Darth_Alex, вчера вот как раз винил с ОСТ HOMM3
анонсировали. Первый тираж всего в тысячу копий, раскупят
мгновенно. На концерт Пола Ромеро увы все никак не попаду
Treugolnic — 29.09.2021 в 22:05
Бумажный охотник за трофеями
Список игр для youtube Game walkthrough пополняется ежедневно.
Ziggrun — 30.09.2021 в 01:00
Бронзовый охотник за трофеями
Вопрос в оффтоп, кто играл в Get Even? Стоит ее покупать на
скидках? Игра немного похожа на эту игру.
OvrlrdO — 30.09.2021 в 01:26
Металлический охотник за трофеями
Ziggrun, я играл, вообще не похожа. Там практически нет
перестрелок, это скорее симулятор ходьбы с головоломками. Но
поиграть можно
Dopplegamer — 30.09.2021 в 05:44
Пластмассовый охотник за трофеями

Врятли именно за чем-то гнались, походу просто докидывали всяких
механик просто чтоб было. Потенциал как у нормального сурвайвал
хоррора на теме Чернобыля очевидено есть.
Warrior_13 — 30.09.2021 в 07:27
Начинающий охотник за трофеями

Ну с учётом того, что сталкача на Playstation мы явно не увидим в
ближайшее время (если вообще увидим), поэтому купил эту
альтернативу.
Хоть что-то)
Буду пробовать. Вдруг затянет ещё, всё-таки тематика одна из любимых)
Хоть что-то)
Буду пробовать. Вдруг затянет ещё, всё-таки тематика одна из любимых)
himeo — 30.09.2021 в 07:53
PREMIUM
Warrior_13, суть в том ,что это не разу не сталкер ,до него
этой поделке как до пекина раком...
mrDimon — 30.09.2021 в 10:53
V8 Power
himeo, Ой, а то Сталкеры, особенно на релизе, не были
поделками с кучей багов и вырезанного контента.
himeo — 30.09.2021 в 14:23
PREMIUM
mrDimon, мне есть с чем сравнить и таки это даже не близко к
сталкеру по наполнению контентом ,не то что не ближе ,это как
сравнить жопу с пальцем. ТЧ к слову ,да был багован , хотя я ТЧ
прошел на пк на релизе полностью ,бывали вылеты ,но так ,не сказать
что бы сильно. А вот ЗП работал у меня идеально.
mrDimon — 30.09.2021 в 10:50
V8 Power
Warrior_13, Сталкера в ближайшее время никто не увидит,
потому что его перенесут раза три.
Dopplegamer — 30.09.2021 в 11:34
Пластмассовый охотник за трофеями

mrDimon, СТАЛКЕР 2 выйдет в 2022, Фил проконтролирует


mrDimon — 30.09.2021 в 13:42
V8 Power
Dopplegamer, Фил только балабольство своё контролировать
умеет и то плохо. 

eFEDRin — 25.09.2024 в 13:48
Злой дядька