Legend of Mana
Обзор Legend of Mana
Varyag_Ericsson
283
Игра Legend of Mana, вышедшая в переизданном виде на PlayStation 4, Nintendo Switch и РС в июне, опередила своё время и ещё в 1999 году представила игрокам удивительно свободный мир, лишённый маркеров и популярных в современных играх вариаций «путеводного света». В этом аспекте она была близка к вышедшей парой лет раньше неё SaGa Frontier, но следовала законам своей франшизы — Древо Маны, фэнтезийный сеттинг без заигрываний с футуризмом, классическое для выбранного мира оружие. Была ли эта игра в чём-то необычной? Да. Во всём остальном.

Не стану вдаваться в ностальгические сопли, но могу заверить — лично знаю не много людей, которые играли в Legend of Mana, и никого, кто бы прошёл игру на 100%, заполнив дневник маленького кактуса. Признаться, не уверен, что это вообще было реально без гайдов и коллективного геймерского мышления. Исследовательского и любопытного мышления, а не того, которое сочиняло несуществующие таинственные секретки.


Как же игра 1999 года выпуска ощущается сегодня? Отлично. Над ней поработали не так основательно, как над ремейком Trials of Mana, однако технически посерьёзнее, чем над переизданием упомянутой SaGa Frontier — здешние фоны доведены до высокого разрешения и выглядят очень красиво. И будто насмехаясь над ними, поверх бегают пиксельные человечки с ограниченными боевыми анимациями. Из новых фишек разработчики добавили возможность сохраняться где угодно, кроме боёв и сюжетных сцен, опцию отключения сражений на локациях (кроме битв с боссами и сюжетных стычек), автоматические сохранения и мини-игру, доступную в оригинале только с PocketStation.

Кто не в курсе, PocketStation — это Visual Memory для PlayStation. Маленькая карта памяти, способная функционировать как самостоятельное игровое устройство с монохромным мини-дисплеем. В Legend of Mana игроки могли загрузить на PocketStation сохранения из игры, а затем запустить на устройстве маленькую Ring Ring Land — мини-игру, в которой монстрик игрока перемещался, как в настолке, с кубиками и фишками, собирая сокровища и сражаясь против монстров. Все собранные предметы затем можно было перебросить в основную игру. В переиздании Legend of Mana можно забежать в стойла для монстриков и отправить выбранного в Ring Ring Land, а затем включить симуляцию этой игры через меню.




Не так чтобы Ring Ring Land была захватывающей или интересной, по крайней мере в симуляции, но она способна превратиться в источник ценных ресурсов, которых в этой игре постоянно не хватает. Особенно если игрок жаждет ковать собственное оружие, броню и големов. Ближайшая родственница Ring Ring Land — Chocobo World для Final Fantasy VIII, также вышедшая на PocketStation. Отечественные игроки чаще всего знакомились с ней в РС-версии приключений Скволла и Лагуны, с которыми Chocobo World поставлялась как отдельный файлик.

В Legend of Mana игрок начинает приключение с выбора главного героя или героини, а также места старта на карте мира. Особого значения последнее не имеет, потому что все локации мы будем строить самостоятельно, и только в порядке их получения, который во многом зависит от решений игрока. В этом и заключается главная особенность игры — первым делом на карте мира нужно установить почтовый ящик-артефакт, создающий дом и главную базу игрока, а затем использовать обретённые по мере прохождения артефакты, чтобы открывать новые локации. Первые две, домик и городок Домина, игрок получает по умолчанию, а дальше всё зависит от решений.


Повествование игры открытое, здесь нет правильного или неправильного порядка выполнения заданий, потому что и самих заданий как таковых нет. Есть так называемые «приключения», они же квесты, связанные со встречными персонажами. Например, в Домине можно встретить пухлого кроля-торговца Пикколо, который попросит о помощи в зачистке бандитов на дороге. Согласитесь — и получите артефакт, установка которого на карту мира откроет нужную локацию для посещения в любое время. Встретив парня по имени Элазул, мы можем согласиться помочь ему в поисках возлюбленной, для чего тоже потребуется особый артефакт, открывающий доступ к пещерам.

На этой взаимосвязи приключений и наград построено всё путешествие в Legend of Mana. Некоторые квесты можно бросить на полпути и вернуться к ним позже, а иные легко провалить, если, скажем, в сопровождении квестового персонажа вернуться домой. Лучше так не делать, за исключением маленьких колдунов, которые присоединяются к игроку после одного из квестов и поселяются в его домике. Многие артефакты в игре, из которых создаются локации, можно получить в разных квестах, что делает прохождение более нелинейным и гармоничным, а установка каждого нового артефакта практически гарантирует появление квеста в появившейся местности или в одном из городов.


В игре качественный и хороший юмор, играющий акцентами и слэнгом. Например, на этом скриншоте капитан отчитывает пингвина за использование слова «stoned» в адрес окаменелого соратника. Шутка такова: в английском языке слово «stoned» на слэнге означает «убитый в хлам» алкоголем или веществами.


По части боевой системы проект несколько устарел, и это единственный аспект, способный потянуть его вниз. Дело в том, что разработчики явно экономили на кадрах анимации спрайтовых персонажей, из-за чего в боях они двигаются подобно тем хоккеистам из детской настольной игры про этот вид спорта — словно картонные. Однако удары проработаны неплохо, а с некоторыми видами оружия даже серии получаются красивыми. Сражения развиваются в реальном времени, игроки вступают в бой по сюжету или столкнувшись с противниками на локации, после чего нужно бить их двумя видами ударов или специальными техниками, изучаемыми по мере использования экипировки.

В случае частого использования перчаток герой изучит связанные с ними приёмы, закрепить которые можно на четыре кнопки-бампера. А если угорать по магии, то тут лучше сосредоточиться на посохах. Есть и оружие дальнего боя, вроде лука. Вообще, арсенал в Legend of Mana довольно неплохой, и каждый найдёт тут себе инструмент под собственный стиль. Оружие можно покупать в лавках или создавать, для чего, правда, сперва нужно пройти цепочку квестов, а после разжиться немалым количеством материалов.


Если игрок выполняет квест и его сопровождает NPC, этот персонаж будет полноценно участвовать в бою. Кроме того, главный герой может находить яйца монстров, ловить их (да, в этой игре яйца бегают и их нужно приманивать вкусняшками!), а затем высиживать в специальном стойле. Оттуда монстриков можно отправлять в Ring Ring Land, на пастбище (медленно прокачиваются) или брать с собой по одному. Важно отметить, что если вы берёте квест, в котором NPC должен к вам присоединиться, то монстрик в группе не позволит этому случиться. Надо будет вернуть его в стойло и заново поговорить с квестовым персонажем. Ещё возле дома игрока появляется большое говорящее дерево, ему можно отдавать зёрна, а затем собирать разнообразный урожай из полезных для крафта материалов.

Крафту оружия и брони учит маленький, смешной и чертовски тупой гном Ватт, его можно отыскать в копях Улкана. А на свалке игрушек, как и все другие локации открываемой специальным артефактом, после прохождения квеста с проклятой куклой можно отыскать лабораторию боевого доктора-изобретателя, местного Роботника. Он обучает игрока создавать големов себе в помощь, будто возни с бронёй, оружием и монстриками из яиц было мало…


Платиновый кубок в Legend of Mana не самый сложный, но потребует немалых вложений времени и сил. Во-первых, без гида его получать я никому не советую — воспользуйтесь любым файлом прохождения с GameFaqs, например, чтобы не пропустить квесты, и не забывайте после каждого возвращаться домой и говорить с маленьким кактусом. Во-вторых, прокачка до 99 уровня здесь — штука хитрая, потому что в игре нет классической системы опыта. Побеждённые в бою противники могут оставить после себя EXP-кристаллы, и опыт за них получает лишь тот персонаж, который соберёт камушки. Впрочем, есть лайфхак — один из первых квестов позволяет разжиться колечком, которое весь собранный главным героем опыт транслирует и на соратника.

Для получения этого кольца нужно пообщаться с Пикколо в Домине, затем помочь ему в усмирении бандитов на большой дороге. По пути к их логову, на развилке, вам встретится девочка-кошечка — поговорите с ней. Завершив квест хитрого кроля-торговца, возвращайтесь в свой домик, говорите с кактусом, а затем чешите в Домину. Там на центральной площади найдёте ночлежку, и в правой комнате на первом этаже будет бродить упомянутая девочка-кошечка. Поговорите с ней опять и согласитесь пойти с ней. По завершению её квеста получите колечко на память, колечко.


85
Переиздание Legend of Mana — это уникальный проект из прошлого, достойно сохранившийся, визуально подтянутый и заслуживающий внимания поклонников необычных JRPG старой школы. Нестандартный подход к открытому повествованию создаёт яркую иллюзию виртуального путешествия, где каждый встреченный персонаж — уникальная личность, а каждый квест — самобытное приключение и фрагмент одного большого пазла одновременно.

Новичкам, заинтересовавшимся JRPG значительно позже, рекомендую наверстать упущенное. Для ветеранов оригинала это переиздание — хороший повод утолить жажду ностальгии.

Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной редакции издателем.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
18 комментариев, 46 976 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
DeusMuerte — 29.07.2021 в 23:36
Металлический охотник за трофеями
0
Спасибо за обзор. Отличная игра из детства.
Vadim — 30.07.2021 в 02:01
Золотой охотник за трофеями
56
До сих пор не понимаю почему эту чудесную серию Скваеры доят только на ностальгии. Сиквелов 100 лет не было, хотя явно стоило бы.
Katashi_Asakura — 30.07.2021 в 10:10
Пластмассовый охотник за трофеями
10
Vadim, Согласен с тобой. У них столько годный тайтлов, что вложись они в свои игры, дав при этом каждой команде работать над конкретной серией и не подгонять их, то гребли бы они тогда деньги экскаватором, а мы бы в свою очередь наслаждались хорошими играми.
Varyag_Ericsson — 30.07.2021 в 12:04
Nippon Ichi Fan
28
Katashi_Asakura, увы, эскскаватором деньги в наше время гребут на мобилках с микроплатежами.
Katashi_Asakura — 31.07.2021 в 14:02
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Varyag_Ericsson, Трудно не согласится.
Gofrein — 13.01.2022 в 14:21
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Varyag_Ericsson, увы это не так работает, я эти игры на мобилках делаю уже 12 лет. Так вот 80-90 процентов денег закапываются обратно в покупку трафика. Так что на выходе чистых там не такая уже и лопата
ElishCutber1993 — 02.08.2021 в 10:18
Деревянный охотник за трофеями
0
Vadim, а недавняя Trials of Mana разве не из этой серии?
Gofrein — 13.01.2022 в 14:21
Пластмассовый охотник за трофеями
0
ElishCutber1993, это ремастер трейтьей части Seiken Densetsu, которая ранее не выходила на западе и не подвергалась локализации
baccet — 30.07.2021 в 02:33
Небритый охотник за трофеями
17
Ну не тянет эта игра на 85, кроме ностальгии в ней нет ничего..
Varyag_Ericsson — 30.07.2021 в 12:03
Nippon Ichi Fan
22
baccet, очень аргументированное заявление, конечно. В этой игре кроме ностальгии:

1. Она классно играется спустя 22 года. А в ремастере ещё лучше, т.к. есть сохранения, можно отключить бои, и не завидовать единицам владельцев PocketStation.

2. В ней хорошо прописанные диалоги, годный юмор и интересные квестовые линии, каждая из которых ощущается отдельным приключением.

3. Здесь масса занимательного контента, уникальный подход к развитию мира и повествования.
baccet — 30.07.2021 в 13:17
Небритый охотник за трофеями
25
Varyag_Ericsson,
Ну если из 85 баллов 50 это за сохранение в игре - то я согласен! (сарказм)
Хорошо прописанные диалоги:
(Паб "Аманда и Баррет")
- Тишина! Не беспокой!
- Громче!
- Не ерди меня!
- Что ты там прячешь?
- В чем дело?
- Друг пропал. Она носит белое платье и длинные волосы. Она мне как сестра. Я волнуюсь.
- <предложить помощь>
- Вместе со мной? Но ты не должен. Нет это здорово!
- Что?
- Сюда... (получено яйцо Джеда)
- Ну? Что это? Похоже на Перла... Скорее!!
====
- Я Никколо. Я путешественник. Но на дороге полно бандитов. Слишком опасно покидать город. Не так ли?
- Нет
- Ты храбрый. Я могу договариваться с ними. Пошли проучим их. Когда закончим, ты будешь богат.
- Да
- Ты такой Козел! Мне нравятся люди знающие цену деньгам. (Получен квест Дело Никколо)
----
Ну так себе "хорошая прописка".
Квесты (их в игре 64) между собой почти не связаны, есть только одна просматриваемая сюжетная линия, в любом случае, что бы вы не делали, все вас приведет к финальному квесту.

Ну не тянет это на "Очень хорошую игру!", 20 лет назад - да, но не сейчас.

Varyag_Ericsson — 30.07.2021 в 18:28
Nippon Ichi Fan
21
baccet, 20 назад эта игра опережала своё время.
В отрыве от сценок и характеров любые диалоги можно показать дурацкими. Русский перевод у игры хреновенький. В игре 67 записей дневника Кактусика, то есть 67 квестов. Часть из них, небольшая, связаны. В основном нет, но каждый дополняет общую картину мира. Эта игра тянет на очень хорошую сейчас. Ты в праве считать иначе.
DeusMuerte — 30.07.2021 в 21:30
Металлический охотник за трофеями
14
baccet, Первод на русский, в то время был в 99% случаев пиратским и не очень качественным(кажется на PSone было всего две официальные "русские версии" игры, C-12 и по-моему MediEvil 2). Делать выоды о диалогах играя в переведённую версию - большая ошибка. Достаточно вспомнить Assassins Creed Odyssey, где если включить русскую озвучку и английские субтитры, можно увидеть чудовищное не совпадение оригинла и перевода.

Ну а что касается самой Legend of Mana, то если тебе не нравятся: действительно разнообразные локации, хороший юмор, отличная музыка, необходимость учить язык медведей, ловить духов музыкой, искать и ловить яйца встреченных чудовищ, выращивать их, кормить в т.ч. собственноручно выращенными фруктами и овощами (от которых зависит в кого вырастит питомец и какие будут у него характеристики), ковать оружие и броню, мастерить роботов... то это игра не для тебя.

Тут ещё и боевая система, которая развивает навыки обращения оружием не просто фактом его использования (как в Skyrim), а тем, что ты сделал перед этим. Сделал например толчок врага и после этого ударил копьём, через несколько попыток твой персонаж выучит спецприём "выпад с копьём". Будешь делать выстрел из лука в прыжке - получишь способность бьющую по площади. Толчок + прыжок откроют кувырок вперёд.
Ticutio — 30.07.2021 в 05:21
Hardcore trophy hunter, may the force be with you
25
Отличная игра. На PSone диск был затерт до дыр.
Katashi_Asakura — 30.07.2021 в 10:05
Пластмассовый охотник за трофеями
10
Ticutio, Плюсик тебе за Вайса на аватарке. Крутой персонаж. Дал бы больше но нельзя.
Katashi_Asakura — 30.07.2021 в 10:04
Пластмассовый охотник за трофеями
18
Отличная серия игр. Люблю Ману как и большую часть игр от скваречников. И совсем недавно проходил ее на на настоящую концовку на пс1, а тут такой подарок. Обязательно нужно будет обзавестись физической копией игры. Жаль только что первая часть есть лишь в цифре. Вот бы ремейк Dawn of Mana увидеть, вопреки фанатам, для меня самая любимая часть с самыми крутыми боссами. Спасибо автору за столь хороший обзор. никакой воды, все по делу.
Virus_Maxwell — 30.07.2021 в 23:47
Пластмассовый охотник за трофеями
38
Эта игра меня поразила, что раньше, что сейчас.
Сначала... спасибо, Варяг, за обзор! Я бы, конечно, хотел бы увидеть 90, но согласен, что сейчас 85 - заслуженная оценка.
По самой игре
1) наиграл на первой Соньке и на Вите суммарно более 200 часов.
2) русский перевод лажает, сильно.
А теперь проще. Эта игра великолепна. Когда я первый раз увидел стиль игры, то не мог оторваться, тогда ещё на небольшом телевизоре я бежал домой после школы, забросил другие игры, я просто поглощал эту игру. Атмосфера, музыка и чувство приключения завораживали. Крайне мало игр и были, и сейчас способно подарить мне такую массу великолепных чувств.
Отдельно нужно сказать про боевую систему. Она не сразу далась, но как только разбираешься, находишь оружие по вкусу, открываешь приёмы и потом испытываешь это всё с боссами... Игра словно учит тебя, медленно, постепенно, но чётко. То, что работало в начале, может не сработать потом. Противники требуют разных подходов, оружие ощущается по разному, выбор между магией и проёмами, какие скилы использовать... всё это превращает бои именно в твои бои, ведь вариантов много. Да, повторяются моменты, но всё равно, как не пожертвовать эффективностью, ради сальто назад? Просто ради крутых моментов.
А насчёт сюжета... вот здесь я скажу так, - это смело и действительно круто. Мы являемся главным героем, но наша роль, скорее, наблюдатель. Большая часть приключений - мы наблюдаем за событиями, грустными и весёлыми, крутыми и странными, загадочными и простыми, посвящённые самым разным вещам. Вот мы возвращаем учеников в академию, вот бегаем по подземному миру, а вот на пиратском кораблем бороздим просторы моря, там вдали гигантская башня, а рядом с ней пустыня, ночной город со светильниками живёт своей тихой жизнью, а пещеры рядом таят монстров, ну а дома нас ждёт живое дерево, кузница, наш Кактус и двое мелких волшебников. И почти везде мы именно что наблюдатели, наше вмешательство больше общее, которое не побуждает других к действию, мы лишь помощь в этом действии... Но это и круто. Ведь это позволяет оценить то, что происходить вокруг, спросить себя, а что бы сам я мог сделать. Часть квестов связана между собой, и эти цепочки чувствуются цельными. Да, поиск всех квестов, всех моментов может кого-то отпугнуть, но в этом тоже прелесть этой игры. При этом в этом приключении все персонажи, которых мы встречаем, действительно живые. Каждый из них способен дать нам что-то, показать что-то, рассказать, но, самое главное, раскрыться. Будь то Нико, Элазул, Перл, Сиера или Лиза, каждый запомнится чем-то и оставит след в этом приключении.
И когда мы взбираемся на вершину Дерева Маны... я не знаю, как это описать. Я понимал, что это конец приключения, ведь любое приключение должно иметь начало и конец, и, конечно же, цель... Но здесь каждый бой, каждый пролёт словно говорил, что мне хочется ещё, что я не готов закончить это приключение, что я снова вернусь в этот мир и пойду в очередное приключение.
Данный ремастер позволит это сделать. Да, может быть он больше именно для ностальгии... но это не важно. Пора снова достать артефакт из портфеля и создать Дом, а потом и Домину... а там приключения ждут.

Gofrein — 13.01.2022 в 14:26
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Одна из самых красивых JRPG когда-либо изданных.
Помню сотни часов в Secret of Mana в детстве году так в 1995. А потом Legend.
Однозначно могу сказать, что по количеству механик, арту и проработке игрового мира это одна из самых сложных и комплексных игр. Чистейший восторг от крафта. Небанальные диалоги. Если играть без гайдов - реиграбильность уровня "Бог".