Martha is Dead
Обзор Martha is Dead
Otacon1326
141
“Симуляторы ходьбы” от первого лица с элементами хоррора за последние десять лет получили колоссальное развитие. Amnesia, Outlast и Soma показали индустрии, что жанр весьма востребован. Захватывающая история заставляла игроков пробиваться через ужас и напряжение в поисках развязки. Всё-таки элементы хоррора хорошо подходили лишь для монтирования нарезок для YouTube, а в центре всегда стоял сюжет. Судя по трейлерам, Martha is Dead в первую очередь должна была стать смесью из мистики и психологического триллера в эпохе Второй мировой войны. Но похоже, что сами разработчики не смогли разобраться во всех “хитросплетениях” своего же сюжета.



Игра начинается весьма интригующе, но так же скоропостижно бьёт нас обухом по голове странной логикой главной героини. Мы играем за Джулию, сестру-близнеца той самой Марты, которая, спасибо спойлеру в названии игры, умерла. И погибает она буквально у нас на глазах — тонет в озере неподалёку от дома девушек. Джулия оказывается первой, кто находит тело, и в мгновение ока решает, что неплохо было бы забрать у сестры именной кулон и самой притвориться Мартой. Мотивируя свой поступок тем, что родители, особенно мать, всегда уделяли ей меньше внимания и заботы, чем умершей сестре. Поэтому занять место своей сестры показалось ей не такой уж и плохой идеей. В попытках объяснить подобный сюжетный ход игра с самого начала подкидывает какие-то странные и максимально неправдоподобные объяснения и уточнения. Вроде того, что сёстры были настолько похожи друг на друга, что их даже родители не могли отличить. Единственной причиной смерти Джулия абсолютно серьёзно считает легенду о Белой даме. И это при том, что перед сценой смерти игра предлагает изучить механику фотографирования, сделав снимок озера. О существовании этой плёнки героиня вспомнит ближе к середине игры.

Что касается самих фотографий, то тут разработчики поработали на славу. Это не просто фоторежим, где по нажатию одной кнопки всё происходит автоматически. В Martha is Dead нам предстоит настраивать экспозицию и фокусное расстояние, применять фильтры и различные линзы. А при проявки плёнки кадрировать снимок и выдерживать его в закрепителе. Весь процесс показан хоть и упрощённо, но весьма подробно. И таких механик в Martha is Dead несколько. Помимо фотографии, в игре есть переговоры по телеграфу (лучше бы их не было) и звонки по дисковому телефону. Весь остальной геймплей — блуждание по дому и прилегающему лесу. И здесь кроется самый главный минус. Перемещение выполнено максимально скучно и утомительно. За 5-6 часов игры с героиней произойдёт всего пара интересных постановочных событий. За скучной ходьбой среди деревьев можно банально уснуть. Поначалу кажется, что туманная лесная чаща — это отлично место если не для скримеров, то для жутких моментов или оптических аномалий. Но нет, визуально игра совершенно не пугает. Наоборот, постоянно показывает серую статичную картинку, от которой мгновенно бросает в сон.





Достаточно скучную визуальную составляющую разработчики решили разбавить неплохой историей. Но повествование тоже вышло неровным — в какие-то моменты Martha is Dead вываливает на игроков тонну информации, а потом полчаса-час может вообще забыть рассказать что-либо. Для такой короткой игры сюжетных веток даже чересчур много. Помимо непосредственно расследования смерти Марты, Джулия будет помогать партизанам, вспоминать подробности своего тяжелого детства, фотографировать природу, изучать легенду о Белой даме и ещё много чего. Да, в итоге почти все эти активности переплетутся в финале, но выполнено это настолько в лоб и без каких-либо интересных сюжетных ходов, что поначалу даже не верится, что всё заканчивается вот так.

Отсутствие какой-либо динамики — вот самая главная проблема Martha is Dead. У игры достаточно насыщенное начало, но ближе к середине темп очень сильно падает. Бесконечные блуждания по лесу, во время которых не происходит ровным счётом ничего, мини-игра с телеграфом, которая заставляет пялиться на статичную картинку около 10 минут, а потом ещё раз уже 20 минут — всё это вгоняет в сон лучше любого снотворного. А затем стремительный финал, который хоть и завершает все сюжетные линии, но некоторые вопросы так и остаются открытыми. Аналогичная ситуация и с хоррорной составляющей — начало немного пугает, так как ещё не знаешь, чего ждать от игры, а затем лишь пара жутковатых сцен до самого конца, которые при желании можно пропустить.

Сан-Кашано

Большая часть трофеев в игре сюжетные и открываются автоматически по ходу прохождения. Остальные награды ситуационные и требуют выполнения определённых действий. Но так как Martha is Dead — игра, ориентированная в первую очередь на сюжет, то многие трофеи можно пропустить. Жаль, что выбора глав нет, и приходится выполнять после каждого сюжетного шага ручное сохранение.





События игры разворачиваются в 1944 году, и по логике разработчиков, это должно накладывать определённый отпечаток на происходящее. Но на самом деле, игра постоянно делает какие-то уточнения, а затем обесценивает их. Персонажи очень сильно переживают по поводу военных действий, но это никак не влияет на финал и на развитие сюжета. В определённый момент игра даёт нам право выбрать, как на самом деле протекало детство близняшек, но как только мы делаем “неправильный” выбор, нас просят сделать другой, более “правильный”. Даже в динамичных сценах, где из витающих в воздухе слов нужно собрать предложение, нас просто отбрасывают в начало, если выбрано не то слово. Если истории от Telltale могут создать хотя бы правдоподобную иллюзию выбора, которая рушится лишь при повторном прохождении, то разработчики из LKA раскрывают все свои карты сразу же.




60

Martha is Dead провалилась практически в каждом аспекте. Невнятная история, у которой есть сотня нюансов, но ни один из них не работает. Проработанным механикам фотографии и общения по телеграфу слишком тесно в рамках такой небольшой игры. Старый дом с прилегающим к нему лесом и туманным озером — идеальные декорации для пугающей истории. Но единственное, чего вы будете бояться — уснуть быстрее, чем начнутся финальные титры.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
13 комментариев, 46 885 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
opku_Ha_ropke — 08.04.2022 в 09:51
Пластмассовый охотник за трофеями
34
Так а за что же тогда 60 баллов? если провалилась в каждом аспекте? я достаточно либерален к разным игровым проектам, но когда все что известно об игре в инфополе, это : "там можно кожу с леца чилавека срезать!!111000", это вызывает вопросы. Не верил в проект и ,даже, удивлен, почему такая высокая оценка.
Kristof_Kadaver — 08.04.2022 в 11:09
Серебряный охотник за трофеями
10
Всё плохо и оценка 60? Может 40, или даже 30? Или
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем.
всё же немного(много?) влияет на оценку?
Otacon1326 — 08.04.2022 в 11:42
Hero we deserve
10
Сообщение от Kristof_Kadaver
Всё плохо и оценка 60? Может 40, или даже 30?
За интересные механики с фотографией, за хорошую визуальную составляющую и за работу над локациями - дом, лес и озеро хоть и пустые, но выполнены неплохо.

Сообщение от Kristof_Kadaver
Или всё же немного(много?) влияет на оценку?
Если кто-то уверен, что что-то влияет на оценку, то его уже никак не переубедить.
LeromRei — 08.04.2022 в 11:51
Серебряный охотник за трофеями
26
Otacon1326, ну по 100-бальной шкале, 60 это выше среднего, "провалилась практически в каждом аспекте", "ни один из них не работает", "слишком тесно в рамках такой небольшой игры" , "Но единственное, чего вы будете бояться — уснуть быстрее, чем начнутся финальные титры." Т.е так у нас характеризуется выше среднего? Ок
Timtim — 08.04.2022 в 15:05
Металлический охотник за трофеями
20
LeromRei, ну я бы не сазал, что 60 - это выше среднего, это тройка по школьной 5-бальной системе, если 20 баллов считать за шаг, равный в 1-му баллу.
LeromRei — 10.04.2022 в 10:52
Серебряный охотник за трофеями
0
Timtim, тройка это все еще выше среднего по 5-бальной, у нас же кажется не школа, и не школьная система, и даже не пятибальная, ведь на стратеге она 100-бальная, ибо если б была нужна 5-ти бальная, то оставили бы её. Да и даже если школьная, то это "удовлетворительно", ничего удовлетворительного не увидел в тексте.

Так что, как говорится: "или крестик сними, или трусы надень"
Karim — 08.04.2022 в 11:23
Золотой охотник за трофеями
0
Эм, а я все равно куплю. Люблю такие бродилки
megaman05 — 08.04.2022 в 12:49
Бронзовый охотник за трофеями
0
Karim, там бродить то негде,одна локация

я прошёл игру на пк и она мне не зашла очень странная игра на любителя концовку вообще не понял
OvrlrdO — 08.04.2022 в 13:37
Металлический охотник за трофеями
26
Игра гавно - 60 балов. Все что сейчас стоит знать о журналистике и рецензиях на игры.
extraReBORN — 08.04.2022 в 14:01
Деревянный охотник за трофеями
50
Интересный подход к оценке...
Я бы все понимал, если был бы критерий почему 60... исходя из текста, это шедевр на уровне Agony или может быть даже выше...
Если игра скучная - история, графика и хороший лор не сможет вытянуть игру если в нее просто не интересно играть...
Потому что самое главное в играх, это геймплей... Даже бродилка может быть интересной, если ее хорошо сделать... Хотели сыграть на кринжухе - а не вышло...
Можно из бродилок вспомнить "What Remains of Edith Finch" - красивая, интересная... и тоже бродилка...
"Firewatch" - бродилка... но тоже хорошая. С простым геймплеем, но который хорошо подан и все составляющие игры работают правильно... Можно понять когда графика слаба, когда проваливается сюжет, еще какие-то косяки... но когда тебе не интересно играть, скучно и ты пытаешься "не заснуть" - а смысл тратить время, когда есть куча крутых проектов?
Геймплей может быть прост как шпала - тот же "Doom" - сюжет посредственный, графика более менее, но геймплей... в нее играть интересно... Да чего ходить далеко "The Binding of Isaac: Rebirth" - там все на минималистическом уровне, но какой геймплей...
Мы же в игры играем ради ощущений - не зря Gameplay от слова Game

На мой взгляд оценка завышена, и стоит на ровне с таким проектами как "The Dark Pictures Anthology: Man of Medan", "Shadow Warrior 3", "Watch Dogs: Legion", "Devil May Cry HD Collection", "Mafia II: Definitive Edition" - чуть хуже чем пусть и кривая, но крутая Мафия 2... лучше чем "Aliens: Colonial Marines"...
Иронично... и это печально...
Serega1228 — 11.04.2022 в 21:53
Металлический охотник за трофеями
0
Цензуру не завезли? А то пугали, что версии на консолях от сони будут подвержены цензуре. Хотя зная сони, скорее всего сисечки и писечки скроют, а сдирание кожи смотри на здоровье )
sshirogumi — 11.04.2022 в 22:22
Деревянный охотник за трофеями
0
Судя по тексту такое же графоманское кривое говно, как и Remothered. Даже арт и жанр схожи. Спасибо за предостережение!
SegaReD — 13.04.2022 в 00:47
Деревянный охотник за трофеями
10
Итак. Автор опять чуток...

Мне игра понравилась. Особенно если её проходить НЕ ВЫПОЛНЯЯ все подряд.
Тот же квест с телеграфом спокойно пропускается не мешая истории. (он тупо сломан в русской версии)

В лесу я блуждал за все прохождение 2, максимум 3 раза (тем более на карте указаны места куда идти, лол) . Я больше потратил времени за чтением газет в столовой.

Игра одна из лучших симуляторов ходьбы, плюс ещё классно сделано обращение с фотоаппаратом.

Конечно не уровень Эдит Финч, но 8 заслуживает. И маст бай для фанатов жанра.