Pathologic 2
Мор
[Забытые игры] Обзор Pathologic 2
Manul_delKotik
183
Что для вас игра? Способ весело провести время или возможность испытать свои навыки? Возможно, для вас это окно в мир чего-то нового и неизведанного? Всё это можно найти в Pathologic 2 (Мор), однако её создатели считают, что вы попали к ним в лапы для того, чтобы стать лучше. И для этого вас проведут через девять кругов ада. Но это будут самые незабываемые, душевные и увлекательные терзания, которые вы когда-либо испытывали в видеоиграх. О том, почему сие творение российской студии Ice-Pick Lodge по праву считается выдающимся интерактивным приключением и почему вам стоит опробовать его самому, — мы поговорим в данном обзоре.

Изначально игра Мор вышла ещё в далёком 2005 году и носила подзаголовок — «Утопия». Тогда этот эксклюзив для персональных компьютеров получил положительный отклик от прессы и пользователей. Некоторые даже характеризовали его как «лучшую русскую игру». Спустя 14 лет мир увидел продолжение Мора в виде полноценного ремейка. На этот раз Pathologic посетила и консоли. Пусть, в отличие от первоисточника, в ней реализовали возможность прохождения только за одного героя вместо трёх, но финальный результат всё равно получился эпохальным. Неясным по-прежнему остаётся лишь жанр игры, однако здесь кроется её изюминка.




Главного героя Pathologic 2 зовут Артемий Бурах. Он возвращается в свой родной город после тревожного письма отца. По приезду молодого человека принимает компания братков, которых он ненароком отправляет в лучший мир. После этого протагонист оказывается в розыске, а в самом городишке начинает происходить какой-то беспредел. Однако отправлять нашего персонажа под суд никто не спешит, ведь вскоре оказывается, что его уважаемый родитель умер. А так как последний был единственным врачом в округе, и Бурах-младший должен был стать его преемником, то на Артемия сразу сваливается соответствующая роль. Эта ноша становится ещё тяжелее, когда город оказывается застигнут врасплох ужасной болезнью — Песчаной Язвой.

На данном этапе формируются основные задачи и принципы геймплея Мора: выживать самому, лечить больных и в итоге найти спасение от заразы. Но если бы таким набором действий ограничивалось это приключение, то всё было бы слишком просто. Или нет? Дело в том, что Pathologic 2 одновременно и лёгкая, и сложная игра. Однако давайте сразу расставим точки над «i». Вначале игры предлагается выбрать уровень сложности: канонический и лёгкий. При этом указывается, что именно первый является главным для этой игры и настоятельно рекомендуется проходить именно с ним. Но, конечно, в таком случае вы познаете много трудностей и лишений в процессе прохождения — это тоже важная часть всего действа. Так вот, заклинаю вас проходить Мор именно на каноническом уровне сложности. По крайней мере, в первый раз. Это важнейший компонент в данном игровом опыте. Чтобы прочувствовать всю крутость проекта следует выбрать именно рекомендуемую сложность.





Соответственно, отталкиваясь от работы механик игры в условиях специально заточенной под них сложности, мы имеем такой расклад. Герою постоянно приходится бороться за жизнь. Уже с первых минут он истекает кровью и ему нужна медицинская помощь. Тем временем, с одной стороны подкрадывается голод, а с другой — душит жажда. Благо вначале прохождения вода более-менее доступна и её даже можно запасать впрок. Но для этого… придётся собирать бутылки по помойкам. Вообще, чисто в плане процесса, типичная «катка» в Море в течение одного игрового дня — это лутание всякого мусора, дальнейший обмен добра на еду и другие полезные вещи, а также ночные стычки с гопниками. «Слышь! Иди сюда, голубь!», — подобные приглашения можно повсеместно услышать из уст местных джентльменов, прогуливаясь вечерком.

С каждым днём в Pathologic 2 выживать становится всё труднее. Хотя отмучиться здесь надо всего лишь 11 дней — таков цикл одного прохождения. Чем дольше вы находитесь в городе, тем больше различных отягчающих обстоятельств сваливается на вашу шею. Главное из них — это, непосредственно, сама болезнь, лекарство от которой предстоит отыскать. Однако, если вы к тому же ещё и погибните, то ваш путь станет ещё сложнее. Видите ли, по сюжету Мора мы как бы ещё и участвуем в театральной постановке. Периодически с нами общается режиссёр, который рассказывает о нашей роли и других обстоятельствах всего происходящего. Человека этого зовут Марк Бессмертник и, к сожалению, из его объяснений большую часть времени ничего не будет понятно. Но к ещё большему сожалению, этому господину никак нельзя начистить «морду лица», когда он, после очередной вашей смерти, сократит показатель здоровья героя или наложит другие малоприятные ограничения. Перезагрузка сохранений тут не поможет. Всё сразу фиксируется на вашем профиле.


И всё же Мор в определённой степени простая игра. Когда знаешь, куда нужно бежать, где стоит искать полезные предметы, кого спасать и как в целом работают механики проекта, то играть становится легче. Однако до всего этого ещё надо дойти, во всём разобраться лично, попутно набив множество шишек. На это уйдёт немало времени и сил. Но когда осваиваешь всё сам и находишь оптимальный путь выживания, то получаешь много удовольствия. У создателей на этот счёт даже есть прямое обращение к нам, которое произносит один из персонажей:


Главными достоинствами Мора являются сюжет, интересные персонажи, толково прописанные диалоги, мастерское стирание четвёртой стены, а также синтез игрового процесса с развитием истории и героя. В Pathologic 2 на пользователя давят со всех сторон: нехватка ресурсов, риск легко умереть, моральная тяжесть из-за того, что кого-то не спас или что-то не сделал. Это часть задумки авторов. Базируется это всё на прочной основе в виде характеристик персонажа: иммунитет, усталость, голод, жажда и, конечно, жизнь. Соотношение полезных свойств предметов и, например, расход дыхания протагониста при беге хорошо выверены. При этом данный баланс не идеален и часто перевешивает не в вашу пользу. Однако это определённо лучше, чем если бы было наоборот. Геймплей Мора и нахождение в мире игры должны вызывать у пользователя дискомфорт.

Когда район за районом город будет пожирать Песчаная Язва, Бураху придётся спасаться от неё как от огня. Герой — врач и должен отправляться по своим обязанностям в заражённые места. Все основные действующие лица истории при этом могут заразиться и умереть. Поэтому нам предстоит их лечить или хотя бы поддерживать их иммунитет. В полночь каждого дня костлявая может забрать любого из ваших подопечных на правах рандома. То есть погибнуть может даже тот, чьи шансы на жизнь мы существенно повысили предварительным лечением. И тут может показаться, что главным врагом здесь является сама болезнь или, например, смерть. Но игра очень чётко даёт ощутить, что главное сражение тут происходит со временем. Именно его здесь постоянно не хватает. Игра заставляет нас с выпученными глазами носиться по городу, чтобы хоть что-то узнать и кого-то спасти. Однако часто нас здесь будет ждать сожаление, чувство вины и подавленность в связи с тем, что мы не успели сделать.




Добиться такого эффекта было бы невозможно, не будь здесь таких харизматичных и глубоких героев. Это интересные личности, со своими жёстко очерченными характерами. Друзьям Артемия так вообще симпатизируешь всей душой. Что примечательно, ваши действия влияют на взаимоотношения с персонажами, а также на их общение друг с другом. Ещё любопытным является то, что группы интересов или людей здесь выстроены в виде условных треугольников. Например, у Бураха есть трое друзей детства; городом управляют три семьи; основной конфликт в итоге назревает между горожанами, степняками и протагонистом. Получается, что все пересекаются и влияют друг на друга. Пусть большая часть таких взаимодействий и происходит косвенно.

В сюжете Мора можно долго разбираться. Здесь много символизма, затрагиваются темы отцов и детей, экологии и другие вопросы. Однако, в первую очередь, перед нами игра и ключевым её элементом является геймплей. Раньше я говорил о его костяке — механике выживания. А вот другие виды интерактива здесь выполнены с разной степенью успешности. Самой прискорбной частью здесь, пожалуй, является боевая составляющая. Она настолько плохая, что порой хочется провалиться под пол от очередного неудачного поединка. Стрельба деревянная, а рукопашный бой попросту увечный. К этому всему можно приноровиться, однако первое время вы скорее всего будете нещадно умирать из-за такой кривизны.


Полный комплит в Море занял у меня порядка 60 часов. Выбивал я его на Xbox. Здесь присутствует официальная возможность мгновенного разблокирования достижений с помощью ПК, чем многие пользователи и воспользовались. Что касается более традиционных способов выбивания трофеев, то тут стоит обратить внимание вот на что. Выбить всё за одно прохождение можно, но, во-первых, это очень тяжело; во-вторых, это крайне нежелательно делать в целях получения от игры главного — удовольствия; а в-третьих, тут в любом случае не обойтись без перезагрузки сохранений для разных концовок. Последних здесь три.

Это довольно трудозатратная платина, так как здесь нужно отслеживать выполнение множества циклических активностей. А времени, как было упомянуто выше, не хватает. На своём опыте я испытал, что добивать какие-то крохи собирательных вещей на втором или последующих прохождениях — крайне утомительное занятие. Поэтому сразу с первого дня отслеживайте выполнение ключевых действий:

  • просмотр всех снов (трофей — Dream On);
  • нахождение всех теней (трофей — No Reflection);
  • участие во всех постановках в театре (трофей — Pantomimes);
  • спасение всех друзей детства (трофей — One For All).


Выполнив эти достижения, вы уже снимите с себя львиную долю забот по выбиванию всего комплекта. В целом здесь почти каждый трофей выдаётся за что-то существенное, за какой-либо сторонний квест или дополнительные действия. Причём привязано это всё к определённым дням, поэтому и для второго забега отслеживать придётся многое. Это один из тех комплектов трофеев, которые морально трудно выбивать. Но всё-таки это будет очень интересно и поможет лучше изучить столь уникальную игру.




Возвращаясь к тому, что может делать наш персонаж, стоит отметить препарирование трупов. Бураху для этого нужен лишь скальпель или ланцет. Вырезать и затем употребить с пользой он может почки, печень, сердце и мозг. Вместе с образцами крови это всё служит ему для приготовления лекарств, что приводит нас к ещё одной механике — местной алхимии. У Артемия в какой-то момент появляется лаборатория, где он готовит тинктуры на основе трав и других ингредиентов. Там же он может починить свои вещи и увеличить объём инвентаря. Особенность в том, что пока вы копаетесь со всем этим менеджментом, время продолжает ход. А мешкать здесь совершенно нельзя!


Что забавно, если герой таки умудряется заболеть Песчаной Язвой, то она начинает нараспев с ним общаться. И, конечно, планомерно подтачивать здоровье главного героя. Как бы то ни было, в Море ещё множество интересных приколов, разбираться в которых интереснее самому. Однако авторы Pathologic 2 позаботились о том, чтобы все элементы геймплея и окружения (привет вычурным зданиям, однотипным коммуналкам, повсеместным дурацким заборам) работали на атмосферу. Также большое значение здесь имеет отлично подобранный саундтрек. Его этнические и таинственные мотивы пробирают до мурашек.


70
Назвать Pathologic 2 отличной игрой не получается из-за некоторых проблем в её механиках и низкой реиграбельности. Однако это очень крутое, уникальное и интересное сюжетное приключение. Выживать здесь одновременно и больно, и захватывающе. Местные персонажи получились настолько живыми, что после прохождения воспринимаешь их как дорогих друзей.

Редко какой игре удаётся так глубоко заглянуть в душу пользователя. Возможно, дело в том, что проект обладает нашим народным колоритом и изобилует занятными диалогами на красивом русском языке. А возможно, разработчики из Ice-Pick Lodge просто сконцентрировались на качественном содержании и вложили в Pathologic 2 частичку своей души.

Обзор написан по цифровой версии игры для Xbox One. Все скриншоты сделаны автором статьи на Xbox Series X в режиме обратной совместимости.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
26 комментариев, 93 310 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
Ziggrun — 25.12.2020 в 20:23
Бронзовый охотник за трофеями
40
Неожиданный обзор.
Di-sheff — 25.12.2020 в 20:32
Начинающий охотник за трофеями
40
Ох как давно она у меня в листе очереди, надо бы в новом году все-таки добраться, спасибо за обзор.
KrepkiyChaiy — 25.12.2020 в 20:33
Охотник за Пикселями
20
Спасибо за обзор. Играл на релизе первой игры серии и или не дорос тогда да таких игр, или просто не зашло. Но все ровно рад что наши играделы, не ушли повально в мобильные игры, а продолжают развивать свои серии.
R-m_Fenix — 25.12.2020 в 20:42
Бронзовый охотник за трофеями
20
KrepkiyChaiy, Новая рубрика - игры, которые попали в Геймпасс)
JeryKid — 25.12.2020 в 21:51
Бронзовый охотник за трофеями
10
R-m_Fenix, жаль только, что из Пасса она уже вышла)
R-m_Fenix — 26.12.2020 в 09:38
Бронзовый охотник за трофеями
10
JeryKid, Вот блин, а я планировал... Этим мне и неудобен Геймпасс, пока придёшь к тому, чтобы опробовать, игра уже выйдет из него.
JeryKid — 26.12.2020 в 10:08
Бронзовый охотник за трофеями
0
R-m_Fenix, согласен, в этом есть определенный минус, я сам узнал за неделю до того как ее убрали, поэтому мое прохождение было довольно быстрым, а жаль, так много всего было пропущено.
Ждал что она будет по скидке в новогоднюю распродажу, но на боксе скидки нет, только у сони
Manul_delKotik — 25.12.2020 в 20:49
Крёстный Котец
40
KrepkiyChaiy, такой формат у нас периодически применяется уже какое-то время. Просто редко.

Нам предоставили ключ для PS4, но там игра заметно подтормаживает и страдает от длительных загрузок текстур. Иногда на PS4 Pro здесь можно увидеть такое масло:


На некстгене по обратной совместимости проект работает шустро и выглядит красивее. Поэтому к прохождению рекомендовал бы его или на PS5 с Xbox Series, или на PC.
Teleri — 25.12.2020 в 20:57
Бронзовый охотник за трофеями
10
Manul_delKotik, и это на Pro, серьёзно? Что-то как-то совсем печально...
Mityaich — 25.12.2020 в 21:05
Деревянный охотник за трофеями
10
Teleri,
Да печально, в игре ещё есть подгрузки меж регионами, не дай бог попасть в область стыковки 3-4 областей.
Подобные подгрузки могут занимать от 1 сек. до 10, как повезёт. И происходят эти подгрузки в самых разных случай, например даже когда обыскиваешь мусорное ведро...
Teleri — 25.12.2020 в 21:11
Бронзовый охотник за трофеями
0
Mityaich, походу опять не возьму, раз такие дела. Грусть-печаль
Mityaich — 25.12.2020 в 21:12
Деревянный охотник за трофеями
0
Teleri,
На Xbox1X норм, ну и новых консолях.
Teleri — 25.12.2020 в 21:14
Бронзовый охотник за трофеями
10
Mityaich, для этого они должны быть в наличии
Teleri — 25.12.2020 в 20:42
Бронзовый охотник за трофеями
20
Оригинальный "Мор" из тех игр, которые я до сих пор не прошёл по разным причинам, но которые мне очень сильно нравятся. Столько собираюсь взять ремейк и никак не соберусь. Может, на этих праздниках. Только не понял из текста кой чего. Три концовки, ошибки и переигрывания в попытках всех спасти - но при этом низкая реиграбельность. Что-то тут не сходится А читать было интересно, спасибо за обзор!
Manul_delKotik — 25.12.2020 в 20:58
Крёстный Котец
10
Сообщение от Teleri
Три концовки, ошибки и переигрывания в попытках всех спасти - но при этом низкая реиграбельность. Что-то тут не сходится
Возможно, я просто переусердствовал с сейв лоадом на первом прохождении. В итоге некоторые дни переигрывал много раз. При втором забеге уже было не так интересно, потому что геймплей здесь по большей части — это беготня из пункта А в пункт Б. Однако знаю, что есть люди, которые наматывают в Море более 100 часов и порядка 4-5 прохождений.
Mityaich — 25.12.2020 в 21:09
Деревянный охотник за трофеями
0
Manul_delKotik,
Да, в игре не желательно откатываться к предыдущим сохранениям, будет реиграбельность. И боже упаси пользоваться гайдами.
R-m_Fenix — 25.12.2020 в 20:44
Бронзовый охотник за трофеями
10
Спасибо за обзор. В скором времени обязательно ознакомлюсь с игрой.
Mityaich — 25.12.2020 в 21:02
Деревянный охотник за трофеями
30
Могу отметить, что на PS4 плохая оптимизация и графика хуже чем на боксе (сравнивал на PS4 Pro и XB1X).
Начинал прохождение на PS4 Pro и забросил как раз из за оптимизации, теперь ждет своей очереди на XboxSX. Игра хорошая, но не без недостатков и кривых или бестолковых механик. В игре очень хороший текст, совсем не привычно для русской игры. Поддержал разработку игры на Кикстартере, ни разу не жалею, хотя и не без претензий.

Могу только посоветовать не играть на рекомендуемой сложности, в противном случаи значительна часть игры превратится в симулятор бомжа, который шарится по мусоркам в поисках полезных вещей для продажи/бартера Уровень жажды и голода точно можно понизить.

Сообщение от Manul_delKotik
Назвать Pathologic 2 отличной игрой не получается из-за некоторых проблем в её механиках и низкой реиграбельности.
На счёт реиграбельности спорно.
Manul_delKotik — 25.12.2020 в 21:08
Крёстный Котец
10
Сообщение от Mityaich
На счёт реиграбельности спорно.
Согласен. Просто заигрался с перезапуском сохранений при первом прохождении, а дальше уже было скучно.

Сообщение от Mityaich
Поддержал разработку игры на Кикстартере, ни разу не жалею, хотя и не без претензий.
Похвально! Эти ребята точно заслуживают поддержки. Если бы Pathologic 2 была технически лучше реализована и обладала более роскошной графикой, то её впору было бы называть русским Ведьмаком.

Сообщение от Mityaich
Начинал прохождение на PS4 Pro и забросил как раз из за оптимизации, теперь ждет своей очереди на XboxSX.
Вот и у меня так вышло. На XboxSX она очень хорошо играется.
Mityaich — 25.12.2020 в 21:19
Деревянный охотник за трофеями
10
Сообщение от Manul_delKotik
Похвально! Эти ребята точно заслуживают поддержки. Если бы Pathologic 2 была технически лучше реализована и обладала более роскошной графикой, то её впору было бы называть русским Ведьмаком.
К слову это только треть от той игры, которая д. б. Как в оригинальной Мор. Утопия, д.б. три истории за Гаруспика, Бакалавра и Самозванку. В итоге в ремейке только за Гаруспика, пока что. Не смотря на провал по продажам, студия настроена выпустить истории за Бакалавра и Самозванку.
JeryKid — 25.12.2020 в 21:32
Бронзовый охотник за трофеями
30
Прям реально неожиданный обзор!) Я ведь уже какой дайджест только о ней трещал)
С оценкой не согласен конечно, но впринципе некоторые моменты по делу.
Оптимизирована игра конечно не очень, но версия для Xbox Series S по обратной совместимости идет впринципе отлично, загрузки быстрые, прогрузки текстур нет, да есть некие проблемы в виде зависаний с последующим выбросом из игры, но их было достаточно мало. Покрайней мере это то, с чем столкнулся лично я.
Планировал взять версию для PS4 чтобы опробовать по обратной совместимости на PS5 но вроде как говорят, что не ахти она и лучше работает.
А что по поводу самой игры и её геймплея, если играть на оригинальной сложности то это действительно очень больно, больнее всего что я проходил, тут реально выживаешь и сводишь концы с концами еле еле)
Dmitrark — 26.12.2020 в 13:43
Бумажный охотник за трофеями
0
Один из тех продуктов который многие любят за интересную подачу, колоритных персонажей, красивый многогранный русский язык и самобытность, но мало кто прошел до конца. И такова суть мора, не каждый пройдет этот путь до конца. Кто-то погибнет, кто-то покинет злополучное место ища место поуютнее. И только единицы выживут, чтобы рассказать эту историю после занавеса.
SKID — 26.12.2020 в 15:55
Заблокирован
10
HD-переиздание оригинала лучше
LinaFlower — 26.12.2020 в 17:10
Все блондинки - паладинки
10
В оригинальном Море мне больше других понравилась история Бакалавра.
JuiceLemon96 — 26.12.2020 в 18:00
Old hunter
30
Познакомился с данной игрой еще в начале всей движухи с карантином. Было дико атмосферно играть в игру про карантин будучи на карантине
LinaFlower — 26.12.2020 в 18:09
Все блондинки - паладинки
10
Сообщение от JuiceLemon96
Познакомился с данной игрой еще в начале всей движухи с карантином. Было дико атмосферно играть в игру про карантин будучи на карантине
Я в Vampyr играла, тоже "на злобу дня" получилось.