Serial Cleaner
Обзор Serial Cleaner: Я хотел бы заказать столик на пять
Gustavus
170
«Ходют тут, топчут, а мне убирать» – вы наверняка хотя бы раз слышали подобную фразу. Непроста работа уборщика, ведь люди в самом деле шастают туда-сюда и мешают. Но представьте, насколько сложнее задача, если убирать надо трупы, кровь и улики, а по локации ходят не белые воротнички, а полицейские. Ах, да, ещё один момент: стражи закона категорически против того, чтобы место преступления было зачищено. Приходится прятаться по кустам, обходить пожирателей пончиков со спины, запоминать расписание патрулей и чётко планировать свой маршрут наперёд. Именно из таких задач состоит рабочий день главного героя игры Serial Cleaner.

Боб – парень, вроде бы, неплохой: вежливо разговаривает со своей мамой, опрятен, внимателен и трудолюбив. Ну подумаешь, работа у него нелегальная, но он хотя бы никого не убивает и не потрошит, как многие из его заказчиков из знакомых. Да и вообще, Боб уже давно бы вышел из криминального бизнеса, если бы не главный из его недостатков: наш протагонист – игроман, причём вечера он проводит не в какой-нибудь GTA или Hotline Miami, а за столом с покером. В результате уборщик вечно в долгах и рискует стать не тем, кто скармливает трупы пираньям, а тушкой, которую скармливают. Бобу нужны деньги, так что работу выбирать не приходится – он берётся за любые заказы.


Все задания разные и уборщик уже всякое повидал, но в его карьере есть один растянувшийся на несколько лет и совершенно особенный эпизод, которому и уделили внимание сценаристы. Эта история повлияет и на самого Боба, и даже отчасти на его родной город. Я не стану здесь портить вам удовольствие, поэтому просто скажу, что сценарий вышел ненавязчивым, но интригующим. В нем не так уж много деталей, но они умело подаются несколькими разными способами и в целом такой минимализм прекрасно сочетается как с геймплеем, так и с картинкой Serial Cleaner.

Выглядит игра очень стильно. Художникам удалось найти оригинальный подход к каждой заставке, к каждому объекту и кадру. Минимализм на грани авангардизма и без каких-либо пикселей – узнаваемый, красивый и способный сделать честь играм с гораздо более крупным бюджетом. Ни один элемент Serial Cleaner не выбивается из общей картины, и все вместе они делают визуальную сторону приятной и интересной. Разве что коллекционные предметы для «платины» в таких декорациях не очень удобно искать – даже они гармонируют с окружением, пусть и спрятаны порой на ровном месте.


Срочно нужна экранизация. Можно даже сделать единую вселенную с сами знаете какой трилогией

Визуальный дизайн хорошо сочетается и с выбранным для игры сеттингом. В общем-то, начало 70-х не обязательно показывать в такой авангардистской манере, но если удалось, то почему бы и нет? Тем более что такая картинка позволяет не прятать порой весьма жестокую расчленёнку. В сочетании геометрических форм можно увидеть и дорогие виллы, на которых в те годы можно было встретить порнозвёзд и аллигаторов, и диско-клубы, и арены для постепенно входящих в моду рок-концертов. Кемпинги, большие автомобили с панелями «под дерево» на боках, наполненные бумагой и очень тесные газетные офисы, тёмные бары – и это лишь визуальная сторона. Если же обращать внимание на телевизор, радио, газетные заголовки и комментарии самого Боба, то интересных деталей и отсылок становится ещё больше: тут и топливный кризис, и скандальная отставка президента Никсона, и даже убийца с прозвищем «Зодиак». Мало в какой игре найдёшь столь убедительную атмосферу. И музыка, конечно, тоже под стать: больше всего внимания привлекают мелодии диско и запилы гитар, но порой может быть и что-то явно более современное, незаметно выступающее в качестве фона. Разработчики как будто продумали всё.

Сложно придраться и к игровому процессу. Почти на всех уровнях Боб должен выполнить три задачи: избавиться от каждого трупа, подобрать все улики и убрать большую часть крови своим складным моющим пылесосом. При этом на момент начала уборки все подозрительные предметы помечены специальными полицейскими знаками, и несколько стражей порядка патрулируют уровень. Проще всего, конечно, с уликами – достаточно просто подбежать и спрятать их в карман. С телами всё намного сложнее: таскать их можно только по одному, и при этом Боб начинает передвигаться значительно медленней. Кроме того, с чёрным мешком за спиной не залезешь в укрытие и не сдвинешь переключатели. Спасибо, что хоть возможность пользоваться короткими путями – этакими срезками или же телепортами – для тяжело нагруженного Боба оставили. Кровь же и вовсе порой почти невозможно убрать всю до конца: в большинстве случаев вас просят избавиться лишь примерно от 70%. Оставшимися пятнами можно и пренебречь, хотя за идеальную чистку всех уровней предсказуемо есть «достижение». Всего три типа заданий, но за счёт архитектуры уровней и перемен в составе противника путь к их выполнению всякий раз получается разным. Кроме того, для каждой локации предусмотрено несколько схем расположения ключевых объектов: это пример идеального баланса, когда каждый вариант прекрасно продуман и план действий можно выучить, но при этом сохраняется разнообразие.


Если вас заметили, то в большинстве случаев нужно бежать. Порой, если резко завернуть за препятствие и на секунду пропасть из вражеского поля зрения, то удаётся и таким образом оторваться, но куда чаще приходится нырять в короткий путь или укрытие. Интересная особенность противников, которая никоим образом не сочетается с сеттингом: они забывают про вас, даже если залезть в картонную коробку прямо у них на глазах. По-хорошему, если делаешь ставку на такую игровую механику, то и всю игру надо подстраивать под неё, чтобы вселенная соответствовала. Но авторы Serial Cleaner решили, что сойдёт и так. И оказались, в общем-то, правы. Если не рассматривать игру с позиции критика, то это скорее даже забавный фактор и вообще не проблема. А раз так, то и я не вижу смысла Serial Cleaner за такое ругать. Когда тащишь труп мимо пальмы, попадаешься на глаза копу, резко бросаешь труп и прячешься в гигантскую китайскую вазу, то это в самом деле выглядит весело.
Зато на пропажу улик и тел, а также на их нахождение в другом месте противники вполне себе реагируют: долго топчутся на одном месте осматриваются и на небольшой промежуток времени меняют маршрут, что может застать врасплох нетерпеливого уборщика.

Характерные конусы, отображающие поле зрения врагов, напоминают о Metal Gear, но копы, детективы и наёмные вышибалы могут не только видеть вас, а ещё и слышать. Не стоит долго работать пылесосом рядом с противником или тащить труп слишком близко к нему. С другой стороны, звуками можно выманить нежелательный патруль из-за стены или на поздних уровнях привлечь его внимание музыкой. Что характерно: даже индикатор шума идеально вписан в визуальный дизайн – без подсказки я бы его далеко не сразу заметил. Чем дальше, тем больше интересного предлагает Serial Cleaner на своих уровнях, хотя речь об условном роге изобилия всё равно не идёт. Появляется возможность загораживать часть проходов или прятаться за подвижным объектом, а трупы иногда позволяют не тащить через всю локацию в багажник, а утопить в кислоте или скормить тем самым уже упомянутым аллигаторам и пираньям. Меняются и противники: со временем их становится несколько разных видов. Нововведений в Serial Cleaner всегда не больше, нежели нужно. Их можно пересчитать по пальцам, но они бьют точно в цель.

Очень важно и то, как именно Serial Cleaner играется – ощущения от каждой секунды процесса. В теории уровни можно преодолеть за несколько минут по идеальной траектории и ни разу не попавшись никому на глаза. Но на практике порой приходится по десять раз переигрывать. Попытка, смерть и ещё раз. Попытка, смерть и ещё раз. Боб быстро бегает, порой в последнюю секунду ускользает из лап полицейских, играет с огнём и то и дело проигрывает. Но Serial Cleaner из тех игр, в которых не жалко терпеть поражение, ведь очередная попытка будет совсем скоро и обязательно получится ещё более яркой и динамичной. Один из коллег с завистью назвал такой тип геймплея «аркадным» и в чём-то он прав: корни такого подхода уходят именно к восьмибитным консолям и игровым автоматам. Хорошо это или плохо само по себе? Я без понятия. Но для Serial Cleaner и её цельного, но лаконичного стиля именно такие короткие уровни и забеги на грани подходят попросту идеально.



На сладкое разработчики припасли испытания и десяток дополнительных уровней с кучей отсылок к классике кинематографа: тут и «Чужой», и «Выход дракона» и наш фаворит – «Шоу Рокки Хоррора». Это тот случай, когда за пределами сюжета есть контент, совершенно обязательный к прохождению. Кроме того, в игре можно найти и костюмы: как насчёт того, чтобы нарядить Боба в чулки или же надеть на него жёлто-чёрное трико Брюса Ли и Умы Турман? Для поклонников поп-культуры это не игра, а просто сказка!
90
Единственное, за что я могу поругать Serial Cleaner, так это разве что за некоторую ограниченность общей концепции. Это не блокбастер, не AAA. Но подобные яркие, самобытные и стильные экшены выходят очень нечасто. Здесь каждый элемент на своём месте, работает на общую картину и создаёт исключительно приятное впечатление. Атмосфера 70-х, отсылки к кино, уникальное графическое оформление и динамичный геймплей захватывают дух и заставляют возвращаться к Serial Cleaner снова и снова в погоне за «платиной». Впрочем, последняя служит не целью, а только лишь поводом ещё раз обратиться к великолепной игре.
Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной редакции издателем. Все использованные скриншоты сделаны на PS4 непосредственно в процессе прохождения.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
18 комментариев, 15 969 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
benzopil — 13.07.2017 в 23:10
Металлический охотник за трофеями
10
Очень классная стелс-головоломка, но не для нетерпеливых. Я порой по 3-4 минуты в одном укрытии сидел, запоминая передвижения копов и продумывая, в каком порядке что делать, тратя в итоге 20 минут на миссию
Gustavus — 13.07.2017 в 23:23
Press Team
0
benzopil, нетерпеливые могут пытаться проходить прям по самой грани - это возможно, хотя я предпочитаю долго сидеть в укрытиях тоже.
Gilaruil — 13.07.2017 в 23:11
Охотник за постельными сценами
25
Мне сразу вспомнился мужик из "Джона Уика", у которого была команда, занимавшаяся такой же "уборкой")) забавная игра.
warhammer82 — 14.07.2017 в 00:59
X-rays
23
Gilaruil, это команда очень прикольно выглядила, страшные лица работников и весь такой вежливый начальник))
warhammer82 — 14.07.2017 в 01:01
X-rays
0
Первый раз здесь про этот проект услышал, но очень понравилось, игра с выбором стиля - стелс или прорыв это очень круто, надеюсь ценник не заломят...
Gustavus — 14.07.2017 в 01:17
Press Team
10
warhammer82, совсем без скрытного прохождения там не обойтись, равно как и без прорывов. Другое дело, что баланс этих двух методов зависит от игрока.
А ценник уже известен, игра ведь пару дней как вышла. Тысяча рублей в PS Store.
warhammer82 — 14.07.2017 в 16:12
X-rays
0
Gustavus, благодарю за информацию, особенно по стилю игры..Гляну стримы, затянет - значит и тысяча уйдет в дело
SKID — 14.07.2017 в 07:35
Заблокирован
0
Я тут нацелился проходить Shadow tactics (кстати, игры до сих пор нет в сторе в "скоро выйдет"), а вы меня тут искушаете сабжем?! Может, у вас еще Mark of the ninja 2 есть?
dr_snake_on — 14.07.2017 в 08:22
Серебряный охотник за трофеями
0
SKID, shadow tactics же в конце месяца выходит, числа 25-го
SKID — 14.07.2017 в 11:22
Заблокирован
0
dr_snake_on, ну да, но принцип раздела "скоро выходят" я не понимаю - уже фаркрай 5 там есть, выходящий только через 7 месяцев, но часто многие вещи в разделе и не появляются, хотя до релиза всего квартал/месяц/неделя
Borouken — 14.07.2017 в 17:27
Gyro Aim Pioneer
20
SKID, это просто раздел с предзаказами. Поэтому те игры, у которых нет предзаказа туда и не попадают. Лучше смотреть предстоящие релизы у нас в календаре, там обычно все даты проставлены правильно (минутка ненавязчивой саморекламы)
Hyperion — 14.07.2017 в 09:09
Бронзовый охотник за трофеями
10
Спасибо за обзор, игру добавил в виш-лист на распродажу)
Klaus_Urgen — 14.07.2017 в 10:33
Деревянный охотник за трофеями
20
Выскажу крамольную мысль, но это же игра самый раз для Vita...
Не раздумывая купил бы ее на портативку.
Gustavus — 14.07.2017 в 11:44
Press Team
1
Klaus_Urgen, очень мелко будет на Вите, как мне кажется.
Klaus_Urgen — 14.07.2017 в 14:51
Деревянный охотник за трофеями
0
Gustavus, Ну, в случае с Hotline Miami вроде зашло все по размеру.
A_Michaelis — 15.07.2017 в 13:52
Бронзовый охотник за трофеями
5
Klaus_Urgen, дадада, вот прям точно, на виту бы ее. Как тот же транзистор например.
MNOGOTANGO — 14.07.2017 в 18:06
Заблокирован
10
После трех сезонов Фарго, самое то!
Voland — 17.07.2017 в 01:11
Золотой охотник за трофеями
10
выглядит интересно, звучит завышенно. на вите бы поиграл, а так...