В некотором царстве, в некотором государстве: обзор Yaga
Жил-был царь-государь, не стар, не млад, молодцом его не назвать, да и мудрецом правитель не прослыл. Одним пригожим днём явилась к нему старуха милости просить, хоть краюху хлеба в путь неблизкий. Но впала женщина в немилость сребролюбивого царя — велел монарх выпроводить восвояси незваную гостью, да наказал напоследок, чтобы духа её во дворце больше никогда не было.
В одночасье обратилась старуха ведьмой, взмыла на ступе в воздух и прокляла государя: займёт однажды трон тот, кого по пятам преследуют одни несчастья, и останется тогда государь не у дел. А коли силой жизнь несчастного забрать царь возжелает, тут же всё его королевство обернётся в прах. С тех самых пор потерял правитель всякое спокойствие — всё искал горемыку, который согласно проклятию станет причиной всех лишений и печали.
И вот принесла людская молва стенания об Иване-кузнеце, что был без оберега, руки и кольца. Мол, за что молодец не возьмётся и что не смастерит, всё в пыль да лом превращается. Вдобавок ко всему вокруг него ещё и Лихо вьётся, не отступает — того гляди, всей деревне погибель принесёт. Дабы увести от себя невзгоды и Ивана прочь, дал наш государь задание невыполнимое: необходимо горемыке силушку богатырскую сыскать для монарха. В отчаянии кузнец, но и слова против молвить не смеет. Так наш герой отправляется в путь-дорогу долгую, путешествие опасное за яблоком златым.
«Прощай, Лихо! Натерпелся я от тебя
лиха; теперь ничего не сделаешь».
Она говорит: «Постой, ещё натерпишься, ты не ушёл!». И пошёл кузнец опять
в лес по узенькой тропинке. Смотрит: в дереве топорик с золотой ручкой;
захотел себе взять. Вот он взялся за этот топорик, рука и пристала к нему.
Что делать? Никак не оторвёшь. Оглянулся назад: идёт к нему Лихо и кричит:
«Вот ты, злодей, и не ушёл!».
А. Н. Афанасьев, «Народные русские сказки»
Она говорит: «Постой, ещё натерпишься, ты не ушёл!». И пошёл кузнец опять
в лес по узенькой тропинке. Смотрит: в дереве топорик с золотой ручкой;
захотел себе взять. Вот он взялся за этот топорик, рука и пристала к нему.
Что делать? Никак не оторвёшь. Оглянулся назад: идёт к нему Лихо и кричит:
«Вот ты, злодей, и не ушёл!».
А. Н. Афанасьев, «Народные русские сказки»
Yaga представляет собой action RPG с процедурно генерируемыми локациями, на Ивана беду населённые нечистью из фольклора славянского. А раз кузнеца в пути может поджидать гибель, то перед дорогою долгою прежде надобно хорошенько подготовиться да выменять предметы, необходимые для встречи с бабой Ягой, у жителей родной деревушки. Так или иначе, приходить к могущественной ведьме с пустыми руками — как-то уж очень невежливо (и на долголетии может отрицательно сказаться).
Словцом перекинуться с другими персонажами можно не только в поселении — в пределах каждого уровня кузнец также встречает уповающих на его помощь селян и сказочных существ. Во время беседы игроку предлагают выбрать один из вариантов ответа, который характеризует Ивана как личность и увеличивает один из его социальных параметров: жадность, агрессивность, праведность и глупость. Догадаться, какая именно характеристика изменится, несложно — на это указывают отличающиеся друг от друга яркие портреты героя. При этом различные ветви диалога не только формируют индивидуальность нашего молодца: благодаря нелинейному повествованию многие чужие проблемы можно решить двумя способами, а порой есть вероятность и вовсе разгневать собеседника, из-за чего он откажется принимать ваше споспешествование… в общем, содействие в затруднительной ситуации, что влияет на дальнейший ход задания. Вплоть до самого конца игры мы не ограничены в выборе фраз, и даже праведный протагонист способен проявлять задатки жадины или недалёкого человека — однако сопротивление судьбе аукнется Ивану.
Выполняя поручения встречаемых путников и жителей деревни, есть возможность получить в награду благословение в дорогу, амулеты, копеечку в карман или ресурсы для ковки — в сражении с нечистью все средства хороши, в том числе колдовства разного рода, поэтому пренебрегать просьбами других людей не стоит. К тому же, обычно работёнку дают несложную, а цель задания всегда находится неподалёку.
Благосклонность богов пусть недолговечна, однако несмотря на временный характер благословения могут значительно помочь в странствиях. Кроме того, они сильно разнятся меж собой эффектами: например, в моменты отчаяния будет падать целительный хлеб с неба, или ваши удары будут чаще наносить критический урон. Но следует молодцу следить за своим языком: разгневанные персонажи способны и проклятье в отместку наслать, которое доставит множество хлопот во время путешествия. Амулеты тоже обладают ворохом уникальных свойств, вот только их действие будет распространяться на Ивана, если он носит их на теле. Одновременно кузнец способен экипировать до трёх волшебных оберегов, тем самым получая всевозможные преимущества в бою и при исследовании локаций, исцеляясь при поражении врагов, пугая прикоснувшихся противников, быстрее уклоняясь от чужих ударов и всё в таком духе.
Пожалуй, одним из самых интересных элементов игры является возможность самостоятельно создавать себе оружие с различными характеристиками. Пусть наш Иван и не мастер на все руки, всё же в кузнечном ремесле он смыслит. По мере прохождения мы будем находить на опостылевших телах врагов, покупать в лавках и извлекать из сундуков драгоценную руду и разнообразные материалы, чтобы в дальнейшем применить для литья вооружения. Дабы создать воистину устрашающий и смертоносный образец, нам необходимо подобрать для будущего творения металл с наиболее подходящим свойством, а затем выбрать до трёх предметов, которые не только станут частью изделия, но и придадут ему всевозможные эффекты или увеличат характеристики. Так, яйцо с двумя желтками повысит показатель урона в два раза, чеснок благодаря характерному запаху позволит орудию оглушать врагов, а драгоценный камень своим блеском вынудит нечисть подойти поближе к протагонисту. Их можно комбинировать, как только душе заблагорассудится, создавая различные уникальные экземпляры молотов и других инструментов. Примечательно, что одни и те же компоненты могут оказывать разное воздействие на конечный результат ковки в зависимости от типа оружия.
Увы, но есть ложка дёгтя в применении некоторых усилений. Издавна всем известно, что Лихо — существо очень докучливое: коли пристало, то уже не отстанет, будет пытаться извести свою жертву до смертного одра. Потому с момента встречи с ним преследуют главного героя всевозможные невзгоды да несчастья, и от острого ока Лиха ему нигде не скрыться. Взаимодействие с магией любого рода и выбор несвойственных текущему характеру Ивана ответов во время диалогов отражается на специальной шкале, постепенно заполняя её. Стоит ей достигнуть максимального значения, как по вашу душу явится само воплощение злой доли, которое посягнёт на содержимое карманов. В итоге кузнец может распрощаться с оружием, оберегами и волшебными предметами, добытыми потом и кровью. Но чем более невезуч наш герой, тем быстрее он учится на своих ошибках и больше очков опыта получает. Когда игрок ума-разума наберётся и новый уровень приобретёт, ему предложат выбрать один из трёх вариантов улучшения для Ивана. Они бывают разного толка, и представляют собой скидку на купеческие товары, прирост к одному из параметров (тело, дух, судьба), придание оружию новых свойств, влияние на скорость передвижения или восстановления выносливости и всё в таком духе.
Когда будете готовы выйти за ворота деревни да отправиться в странствие, вас поприветствует небольшой шабаш ведьм, и дамы непременно поинтересуются, куда путь-то держите. Частенько Ивану поручают несколько заданий одновременно, поэтому игрок сам решает, в какой очерёдности их выполнять. Не забудьте взвешенно подойти и к выбору времени отбытия, тем самым задав определённое условие, которое будет учтено при процедурной генерации уровня. Внешний мир в Yaga представлен вереницей заранее созданных участков локации, которые выстраиваются случайным образом. Они разнятся в зависимости от местности, в которую направляется главный герой, поэтому каждая область обладает своим уникальным набором отрезков. Тем не менее, при возвращении в ранее посещённые территории королевства (а дева-богатырша Марья Моревна заставит вас стоптать обувку своими прихотями, уж поверьте) вы будете часто сталкиваться с повторными участками локации и боевыми ситуациями.
Когда, наконец, и с ведуньями распрощаетесь, вашему взору откроются поля и леса, на просторах которых обитают звери голодные, нечисть подколодная, души неупокоенные да многие другие существа из славянских сказаний. И, конечно же, вам придётся сражаться за свою жизнь, ежели хотите найти счастливой сказочки конец.
Азы боевой системы освоить несложно: в левой руке у кузнеца всегда находится его верный молот, в то время как вместо отсутствующей правой конечности можно установить инструменты, отличающиеся меж собой способами их применения. Щит, к примеру, блокирует удары, покуда с помощью вил на цепи есть возможность быстро сократить расстояние. Основное же орудие Ивана при желании и метнуть в дальних врагов не грех, чтобы жизнь им мёдом не казалась. А ещё Иван достаточно ловок, чтобы уклониться от атак своих недругов. Однако на пути к силушке богатырской вы встретите немало всевозможных видов вражин, которые отличаются не только внешним видом, но и наборами способностей ближнего и дальнего боя для сведения вот таких проходящих мимо молодцев в могилу. Ежели не проявлять осторожность, то смерть несчастного кузнеца не заставит себя ждать. Тем не менее, стоит игроку изучить поведение противника, не щёлкать клювом в бою да смастерить молот потяжелее, и череда однообразных сражений к концу игры будет способна утомить.
Реиграбельность достигается не только благодаря разным вариантам развития событий и наличию нескольких концовок, но и за счёт разнообразия талисманов, оружия с всевозможными комбинациями эффектов, улучшений персонажа при повышении уровня, дополнительных заданий. При этом стоит отметить, что после второго-третьего прохождения начинать заново выполнение невыполнимых приказов капризного царя вряд ли захочется, так как из-за уж слишком нехитрой боевой системы вступать в битвы уже нет особого желания, а к этому моменту вполне можно посмотреть альтернативные варианты финала истории и выполнения заданий, встретить большую часть случайных второстепенных персонажей. Однообразные локации, как вы догадываетесь, только усугубляют ситуацию. Более того, вас искусственно чересчур ограничивают в использовании благословений и магических вещей из-за накапливающегося невезения. Конечно, при желании можно и Лихо обхитрить, чтобы в полной мере наказания избежать, однако присутствие шкалы несчастий и системы разрушения накопленного добра при её наполнении в итоге вызывает раздражение.
Удручают и возникавшие во время неоднократного прохождения технические огрехи: например, никак не получалось с первого раза забрать амулет с опостылевшего тела по заданию убитой горем вдовы. Из-за этого приходилось полностью перезапускать игру и терять текущий прогресс, ведь покинуть уровень без данной вещицы кузнец отказывался. В другой раз во время битвы с боссом Иван не захотел выполнять уклонения, что усложнило уход от атак противника.
Yaga обладает запоминающимся визуальным стилем, посредством которого художникам удалось интересно передать внешность главных действующих лиц, обычных селян и мифических созданий, что населяют поля и леса. В целом визуальное оформление ассоциируется с книгой-панорамой, на страницах которой находятся иллюстрации к народным славянским сказкам. Анимации движений протагониста и врагов довольно незатейливые, однако легко читаются во время сражений.
Музыкальное сопровождение преимущественно представлено смешением хип-хоп битов и инструментальных мелодий в правильных пропорциях. Их исполнителями выступили группы Subcarpați и Argatu’. А прекрасно завершают народные румынские композиции хоровое пение, женский вокал и присвистывания бравых молодцев, которые воссоздают дух времён, отражённых в игре. Все диалоги полностью озвучены, а бабу Ягу, разговаривающую стихами в процессе повествования, и вовсе одно удовольствие слушать.
В игре присутствует текстовый перевод на русский язык, однако следует отметить, что он содержит ошибки и неточности. Особенно часто встречается путаница в окончании глаголов мужского и женского рода, из-за чего даже вступление способно сбить с толку.
Ivan the
Blacksmith
Получить платиновый трофей в Yaga — дело нехитрое: вам нужно совершить несколько незамысловатых действий (пофлиртовать с девицами красными, колокол деревенский ударить) да всех возможных концовок достичь. Другие же трофеи вы получите по пути, так сказать. Единственный кубок, который может вам доставить хлопоты, называется «Empty Handed / С пустыми руками», который предусматривает прохождение игры, не прибегая к ковке оружия. Так как из-за противоречивых условий многих достижений вам в любом случае придётся начинать всё сначала не один раз, лучше бег с пустыми руками совершить при повторном исследовании локаций.
Получить платиновый трофей в Yaga — дело нехитрое: вам нужно совершить несколько незамысловатых действий (пофлиртовать с девицами красными, колокол деревенский ударить) да всех возможных концовок достичь. Другие же трофеи вы получите по пути, так сказать. Единственный кубок, который может вам доставить хлопоты, называется «Empty Handed / С пустыми руками», который предусматривает прохождение игры, не прибегая к ковке оружия. Так как из-за противоречивых условий многих достижений вам в любом случае придётся начинать всё сначала не один раз, лучше бег с пустыми руками совершить при повторном исследовании локаций.
Сюжетная составляющая представляет собой переплетение славянских сказок и мифов, и вмещает в себя множество мотивов народного фольклора. Даже встреча Ивана с Лихом основана на известных сказаниях, пересказанных на разный лад. В игре имеется несколько концовок, которые зависят от ваших действий. Многие второстепенные задания также имеют несколько вариантов разрешения, и интересно наблюдать, как меняются фразы и реакция людей на Ивана в зависимости от его характера.
Общая продолжительность игры при первом прохождении составляет от пяти до восьми часов, однако при повторном исследовании мира и за два часа можно поспеть.
70
Yaga — это не
лишённый интересных механик проект, который был создан на основе
славянского фольклора и мифологии. Во время знакомства с игрой вы
встретите множество знакомых героев и существ, а также наверняка
узнаете отголоски большого количества сказок из детства.
Взаимодействовать с персонажами интересно благодаря обилию чёрного
юмора, как и наблюдать за изменением хода событий в зависимости от
ваших действий. И если сюжетная часть — довольно сильная сторона
работы студии Breadcrumbs Interactive, то от игрового процесса не
получаешь столько же удовольствия. Создавать оружие, подбирая
эффекты на своё усмотрение, на первых порах интересно, однако
незатейливая боевая система и скудное строение локаций не вызывают
желания вновь и вновь возвращаться к прохождению, даже при наличии
процедурной генерации и множества талисманов, улучшений и прочих
элементов. В итоге с Yaga при большом желании познакомиться можно,
однако вряд ли её прохождение надолго задержится в
памяти.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
собрали 23 821 из 300 000 рублей
7 комментариев, 36 355 просмотров
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
SeriiMac — 06.01.2020 в 23:07
Бронзовый охотник за трофеями
Челом бью, рецензия на сто аршинов длиннее сценария "игры", да и на
сто пудов краше, ежели дозволите так изрекаться.
70? Какие-то вы слишком добрые, аль чай грешите много?
70? Какие-то вы слишком добрые, аль чай грешите много?
World-ologist — 07.01.2020 в 01:31
Filled with determination
SeriiMac, увы, но обзор — не подходящий формат для
проявления доброты, ведь молодцы славные приходят не за добрым
словом. Помню из дайджестов Ваше мнение об игре, и понимаю, почему
она не пришлась по вкусу, но лично у меня она не вызвала подобного
отрицательного отклика. У игры приятное визуальное оформление и
очень интересное музыкальное сопровождение; разработчикам удалось
хорошо переплести множество различных именно славянских сказаний и
мифов в одно целостное произведение, создать удачные образы. Вот
игровой процесс оказался не столь интересен: боевая система
незатейлива, из-за чего однообразные бои через некоторое время
наскучивают, а второстепенные задания с системой невезения можно
было бы и интереснее обыграть. При этом хоть сражения и простые, в
их реализации не заметила каких-либо критичных или раздражающих
моментов: управление, прицеливание, хитбоксы — с подобными
элементами никаких проблем не было.
В итоге проект получил среднюю оценку: если очень заинтересовала тема и есть желание сыграть, несмотря на перечисленные в тексте недостатки, то за приемлемую для себя цену игру можно купить и вполне недурно провести несколько часов. А можно и с чистой душой проигнорировать, ничего не потеряв, так как Yaga новых или действительно интересных механик предложить игроку не способна.
В итоге проект получил среднюю оценку: если очень заинтересовала тема и есть желание сыграть, несмотря на перечисленные в тексте недостатки, то за приемлемую для себя цену игру можно купить и вполне недурно провести несколько часов. А можно и с чистой душой проигнорировать, ничего не потеряв, так как Yaga новых или действительно интересных механик предложить игроку не способна.
apriorihuman — 07.01.2020 в 10:40
Бумажный охотник за трофеями
Есть на Apple Arcade, где и будет пройдена в скором времени. И
пусть чеканная монета минует нас в этом приключении. Всем лешего.
TiMaX — 07.01.2020 в 11:17
Начинающий охотник за трофеями
Соглашусь, что сценарий игры и побочные квесты в ней не особо
интересные - это факт.
Да, и само повествование, на мой взгляд, искусственно затянуто.
Но тем не менее, благодаря божественному саундтреку, в котором перемешались такие несовместимые жанры как микс из распевного славянского фольклора, электроники и даже рэпа, я могу простить этой игре все.
Тем более, нужно держать в голове, что румынская студия-разработчик Breadcrumbs Interactive достаточно скромная и ранее специализировалась исключительно на мобильных играх.
Так что для своего, можно так сказать, дебюта, они заслужили свои 70 баллов. И не стоит забывать, что игр про нашу славянскую и древнерусскую культуру не так уж и много. И каждая выходящая определенно заслуживает внимания.
Да, и само повествование, на мой взгляд, искусственно затянуто.
Но тем не менее, благодаря божественному саундтреку, в котором перемешались такие несовместимые жанры как микс из распевного славянского фольклора, электроники и даже рэпа, я могу простить этой игре все.
Тем более, нужно держать в голове, что румынская студия-разработчик Breadcrumbs Interactive достаточно скромная и ранее специализировалась исключительно на мобильных играх.
Так что для своего, можно так сказать, дебюта, они заслужили свои 70 баллов. И не стоит забывать, что игр про нашу славянскую и древнерусскую культуру не так уж и много. И каждая выходящая определенно заслуживает внимания.
MamkuN_XAKEP — 09.01.2020 в 00:40
Начинающий охотник за трофеями
Слабовато. Гама для смартфончиков на консольке. Ради трофов.
dimonfallout101 — 28.01.2020 в 08:17
Начинающий охотник за трофеями
Отличный обзор, художественный ключ сабжа соблюден. Только слово
"опостылевшый" - это синоним слов "надоевший, задолбавший" и т.д.,
а вовсе не остывшее/поверженное тело врага По самой игре -
видно, что это одна из тех игр, где многие механики искуственно
растягивают геймплей, но с другой стороны, сеттинг интересный -
глянуть определенно стоит, имхо.