Metaphor: ReFantazio
PROJECT Re FANTASY
Обзор Metaphor: ReFantazio
Skorgron
373
Думаю, любой любитель JRPG отлично знает, кто такая Atlus — компания, под крылом которой находятся студии, ответственные за создание серий Megami Tensei и Persona. В 2016 году у них появилось новое подразделение — Studio Zero, спустя год ими был анонсирован свой первый проект Project Re Fantasy. К релизу он получил обновлённое название — Metaphor: ReFantazio. Можно было бы спросить: к чему вообще этот небольшой исторический экскурс? А дело в том, что во главе новой игры встал Катсура Хашино, ответственный за Persona 3, 4 и 5, а также многие другие ветераны, участвовавшие в создании серий Megami Tensei и Persona. И имея эти вводные, вы, думаю, уже примерно понимаете, что из себя представляет Metaphor: ReFantazio.


Действие происходит в фэнтезийном королевстве Юкрония. Это место, хоть и сказочное, но совсем не спокойное. Всё начинается с того, что генерал Луи решает — королю пора на покой, и вероломно убивает его во сне. Дабы наверняка прервать монарший род, он заранее накладывает на единственного наследника престола смертельное проклятие, из-за которого тот впадает в кому. Юкрония, как и полагается любому фэнтезийному миру, населена множеством различных рас, каждая со своими особенностями. И то, кем ты родился, здесь имеет решающее значение: от этого зависит твой социальный статус. Расизм в Юкронии не просто распространён — он возведён в абсолют и активно поддерживается местной церковью. Главный герой родился Эльдом — представителем самой малочисленной и потому наиболее презираемой расы. Однако это не помешало ему стать близким другом принца, которого он теперь стремится спасти от проклятия, наложенного Луи. Тот мечтал о мире без неравенства, где все могли бы жить в гармонии, а правителей выбирали бы решением большинства. Такой утопический мир описан в книге, которую главный герой будет носить с собой повсюду. Путешествие обещает быть опасным, особенно учитывая, что для снятия проклятия нужно убить того, кто его наложил. А значит, для спасения друга главному герою предстоит лишить жизни самого Луи. Тем временем генерал, не теряя времени, прямо на похоронах короля заявляет о своих претензиях на трон. Он обещает, что то, кем вы родились не будут иметь значения, а каждый сможет добиться успеха своими силами. Эти слова находят отклик у народа, для которого расовая принадлежность всегда играла решающую роль в успешности жизни. Однако быстро становится понятно, что новоявленному правителю плевать на всех, кто не способен приносить ему пользу. Но покойный король оказался не так прост, как думал Луи: перед смертью он наложил мощное заклинание, по которому трон сможет занять только тот, кому больше всего доверяет народ Юкронии. Чтобы состязание было честным, каждому претенденту предоставляется магическая защита, благодаря ей конкурсантов нельзя убить ведь их могущественная магия. Теперь главному герою ничего не остаётся, кроме как принять участие в выборах в качестве претендента на престол. И всё это лишь завязка сюжета продолжительностью в пять часов. Впрочем, любителей JRPG таким особо не удивишь. Но именно с этой точки начинается основное повествование.


Основной темой, которая тонко проходит через всю игру, становится вопрос: способна ли фантазия изменить реальность? Ведь протагонист сделал своим моральным компасом ту самую книгу, где описана утопия: мир, к которому стремится принц да и он сам. Однако для окружающих подобное представляется лишь недостижимой фантазией. Расовые предрассудки, глубоко укоренившиеся в Юкронии, — далеко не единственная проблема. По всему королевству всё чаще свирепствуют монстры, способные в одиночку уничтожать целые поселения. Тут их называют людьми.Откуда такое название — на этот вопрос игра обязательно даст ответ. Авторы не стесняются поднимать острые социальные темы, как политические, так и более приземлённые. Во многих аспектах ReFantazio оказывается смелее, чем Persona и Megami Tensei. Мир Юкронии ближе к дарк-фэнтези, чем к традиционному сказочному миру, со всеми вытекающими отсюда последствиями. На протяжении почти шестидесяти часов основного сюжета нас ждут взлёты и падения, интригующие сюжетные повороты, которые не будут видны за версту, а также интересные персонажи с глубокой мотивацией и проработанными характерами. В данных аспектах проект ничуть не уступает лучшим играм серии Persona, а в чём-то, возможно, даже превосходит их, не боясь показывать жестокую реальность и вскрывать все пороки общества. При этом история остаётся очень эмпатичной: она вовлекает нас в происходящее, заставляет переживать взлёты и падения героев вместе с ними. И подаёт свои посылы, уважая интеллект игрока, и избегает однозначного деления на чёрное и белое. Несмотря на поднятие сложных и значимых тем, игре удаётся сохранить чувство идеализма и веру в светлое будущее на протяжении всей истории. Она словно призывает нас не опускать руки и не сдаваться даже в самые отчаянные времена.


В отличие от той же Persona, ReFantazio серьёзно расширяет границы, где побывает наша команда. Мы объедем всё королевство, и главным подспорьем в этом станет "бегун" — сухопутный корабль. На борту данного судна мы будем проводить значительную часть времени в пути. Здесь можно заниматься готовкой, тренировками и, конечно же, общением с членами команды. Такой способ передвижения отлично передаёт ощущение приключения: локации и биомы постоянно меняются, предлагая взглянуть на разные уголки Юкронии. Дух исследования передан на высшем уровне. В остальном перед нами предстанет знакомая система, где день разделён на две части, и мы сами решаем, чем заниматься. Ограничения времени и дедлайны, как в Persona, никуда не делись, но они продуманы так, чтобы не создавать ситуаций, когда времени катастрофически не хватает. Геймплей следует хорошо знакомой формуле. На протяжении игры мы улучшаем наши королевские характеристики (аналог социальных характеристик из Persona), проводим время с соратниками, выстраиваем с ними отношения (Social Links) и готовимся к прохождению подземелий (дворцов). При этом каждый аспект был переработан, чтобы стать более понятным и прозрачным. Система календаря всё также великолепно работает: с каждым игровым днём мы видим, как прогрессируем.


Боевая система почти полностью перекочевала из Shin Megami Tensei V: Vengeance, она претерпела определённые изменения, но сохранила свою основну. Например, перед началом боя мы, как бы странно это ни звучало, участвуем в простеньком экшен-сражении. Если враг слабее нас по уровню, мы можем уничтожить его, даже не доходя до пошаговой стадии. Если же враг сильнее, нам предстоит опустошить его полоску выносливости. Это даёт возможность начать бой с преимуществом хода, а также сразу нанести всем врагам значительный урон. Данная механика значительно помогает в подземельях, ведь они далеко не маленькие. Если не использовать подобное преимущество, команда быстро растратит все ресурсы, и придётся делать перерыв в исследовании. Попадая в пошаговый бой, мы сталкиваемся с почти полным аналогом боёвки из SMT с ее системой ходов. Наша группа из четырёх персонажей получает 4 значка хода в начале раунда. Каждое действие тратит один значок, пока они не закончатся, после чего ход переходит к противнику. Однако если мы бьём по уязвимостям врагов или наносим критические удары, значок хода тратится лишь наполовину. Наоборот, промахи могут отнять значки. Важно помнить, эти правила распространяются и на врагов. Бездумный подход может привести к тому, что группа гоблинов или волков уничтожит нашу команду за один раунд. Поэтому правильная настройка команды и её умений становится критически важной. Смерть главного героя больше не означает конец игры: сопартийцы могут его воскресить. Это улучшение, которого сильно не хватало в SMT и Persona. Теперь нам не нужно угадывать уязвимости и сопротивления новых врагов: достаточно внимательно читать, что говорят жители городов и информаторы.


В отличие от SMT, ловить демонов здесь не требуется. Metaphor: ReFantazio использует систему архетипов, которые проще всего описать как классы героя: воин, стрелок, маг, лекарь и т. д. Всего доступно более десяти направлений, каждый со своей системой прогрессии. Его выбор определяет всё: доступное снаряжение, баланс характеристик, умения и их направленность, и даже ваши уязвимости. Открытие новых напрямую связано с системой Social Links: если хотите больше классов, прокачивайте отношения с вашими союзниками. Переключаться между ними можно буквально на лету через меню в любое время, кроме боя. На более поздних этапах игры появляется возможность наследовать умения из других архетипов. Хотите, чтобы ваш воин кастовал огненные заклинания или баффы? Тут такое возможно. Эта гибкость становится ключевой для создания сильных команд, особенно на высоких уровнях сложности. Простор для построения билдов здесь сопоставим с Shin Megami Tensei V: Vengeance, которая делала упор на боевую систему. Теперь о фарме, он является неотъемлемой частью JRPG. В этом аспекте ReFantazio значительно более щадящая по сравнению с другими представителями жанра. Чаще всего достаточно проходить доступный контент, и серьёзных проблем с балансом вы не испытаете.


В плане визуала Metaphor: ReFantazio не ушла далеко от Persona 5. Да, графика всё ещё отстаёт на пару поколений от современных игр. Да, детализация локаций оставляет желать лучшего. Но! В плане визуального стиля, дизайна окружения, одежды персонажей, монстров и общей постановки проект находится на передовой. Благодаря этому ReFantazio выглядит очень красиво и приятно для глаз. Отдельно стоит похвалить локализаторов. Перевод игры выполнен на достойном уровне. Хотя он явно делался с английской версии, подобное вызвало некоторые искажения оригинальных слов, но итоговый результат сложно назвать некачественным. Даже шрифты и надписи адаптированы таким образом, чтобы гармонично вписаться в стилистику проекта. Музыкальное сопровождение также заслуживает внимания. В отличие от Persona, здесь доминируют оркестровые и хоровые композиции. Они не только приятно звучат, но и идеально подчёркивают атмосферу фэнтезийного мира, усиливая драматизм и настроение в нужные моменты.



Metaphor: ReFantazio взяла всё лучшее от серий Persona и Shin Megami Tensei и совершила, казалось бы, невозможное: улучшила их главные аспекты. Проработанные персонажи и увлекательный сюжет, глубокая и вариативная боевая система — именно за такие вещи проекты Atlus так любят фанаты, и ReFantazio возводит данные элементы в абсолют, предлагая настоящий праздник для поклонников JRPG. Если вы любите упомянутые серии или JRPG в целом, Metaphor: ReFantazio просто обязательная к ознакомлению.

Обзор написан по дисковой версии игры для PS5, предоставленной редакции партнёрами сайта Видеоиг.нет. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
21 комментарий, 57 410 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
MrShiro20 — 03.01.2025 в 17:44
Деревянный охотник за трофеями
0
великолепная игра лучше чем персона 5 лично мое мнение
Xapoko — 03.01.2025 в 19:08
Бронзовый охотник за трофеями
12
Демо не оставило такого радостного чувства, как у автора обзора.
Персона разбавляла сражения социальной жизнью. Тенсей больше про сражения да, но и уклон в философию присутствует в полной мере.
Когда я начал Метафор, то честно мне было скучно. Герой который должен спасти королевство потому, что избранный - банальней некуда. И боевка таже самая. Я не увидел тактической глубины или комбо. Если завязку игры помножить на десятки часов, честно мне не хочется фармить тонны мобов такой боевкой. Так же могу отметить и музыку. Не зашла. Основная тема на той же карте это нудятина, реально бесит после часа игры. Пробуждение ГГ, чего я в принципе и ждал больше всего, очень слабое как по визуалу так и музыкальному сопровождению. Про графику писали, но по стилю она куда хуже воспринимается той же персоны. Честно, не знаю откуда такие оценки, после первых двух указанных игр эта часть самая слабая на впечатления.
Marimo — 03.01.2025 в 19:20
Бронзовый охотник за трофеями
0
Главное, чтоб лучше персоны 3 релоад было
kodzya_tu — 03.01.2025 в 20:01
Бумажный охотник за трофеями
4
Поиграл часов 20. Игра безусловно топ, но по поводу того, что она взяла лучшее от Персоны и Шин Мегами, не соглашусь. Монстров крафтить нельзя, социальный аспект тоже так себе. Сюжет хороший, визуал - тоже, боевка отличная, но архетипами, как по мне, перегружена. С монстрами было проще, интересней и разнообразней. Открывать и ловить новых монстров - отдельное удовольствие, а тут его лишили. Я бы поставил 8.5-9.0, но это субъективно, конечно. Раз уж сравнивать с Персоной, как все и делают, то мне самой «Персоны» в этой игре не хватило. Если абстрагироваться, то игра очень и очень. Но после нее хочется включить Шин мегами, Релоадед или пятерку.
Yokushiro — 03.01.2025 в 20:23
Руководитель группы "Консольщики Иваново"
7
Сообщение от kodzya_tu
Раз уж сравнивать с Персоной, как все и делают, то мне самой «Персоны» в этой игре не хватило. Если абстрагироваться, то игра очень и очень. Но после нее хочется включить Шин мегами, Релоадед или пятерку.
Вот буквально да, те же ощущения.
eFEDRin — 03.01.2025 в 21:54
Злой дядька
99
marikalovsv, каким местом нужно читать обзор, чтобы не увидеть, что и интерфейс и субтитры на русском?!
marikalovsv — 04.01.2025 в 04:32
Бумажный охотник за трофеями
17
eFEDRin, попой )))))
marikalovsv — 04.01.2025 в 04:32
Бумажный охотник за трофеями
20
eFEDRin, спасибо
Yokushiro — 04.01.2025 в 11:40
Руководитель группы "Консольщики Иваново"
0
Сообщение от marikalovsv
Нет перевода - давай досвиданья.
Но он там ЕСТЬ!))
По этому возвращайся)
marikalovsv — 04.01.2025 в 15:51
Бумажный охотник за трофеями
10
Yokushiro, и отлично тогда. Всегда хотел попробовать персоналайк.
THANATOS416 — 03.01.2025 в 23:02
Серебряный охотник за трофеями
4
Потому и отталкивает что это очерндная персона5.
Мне нравится персона а не ее клоны. Сейчас когда персона добралась до мейнстрима она растеряла большую часть того чем привлекала фанатов раньше и обрасла тонной клише как геймплейного так сюжетного плана. Потому и метафор не особо привлекает. Психологического подтекста, мрачности, оккультной тематики ожидать не приходится. Наверняка очередные условные школьники спасают мир и побеждают очередного бога в ярких тонах и с понтами.
Yokushiro — 04.01.2025 в 11:42
Руководитель группы "Консольщики Иваново"
0
THANATOS416, ну, в противовес этому есть расовое и классовое неравенство, противостояние политики и веры, столкновение традиций и рационального подхода.
THANATOS416 — 05.01.2025 в 14:23
Серебряный охотник за трофеями
0
Сообщение от Yokushiro
THANATOS416, ну, в противовес этому есть расовое и классовое неравенство, противостояние политики и веры, столкновение традиций и рационального подхода.
Ну, вот как раз это - изьезженные темы в jrpg. В ff16 которую ща прохожу тоже про неравенство и необходимость менять общество.

- - - Добавлено - - -

Сообщение от shingo
THANATOS416, да там и не будет такого серьёзного тона. Тебе не расскажут о войне, и не покажут её. Не будет сказ о насилии, пытках, проституцию и прочих аморальных выходок человечества. Не покажут в таких играх как солдат убивает ребёнка жёстко. Не будет показано, как пытками выбивается правда из человека. У игр таких кишка тонка. Издательство не позволит. Придётся поднимать возрастной рейтинг. Так что напускная серьёзность, на том же уровне что из русалочки на Денди. Только в инди и авторских работах, можно увидеть уникальный и очень тяжёлый серьёзный сюжет.
Ну, я и не жду прям таких крайностей. Просто клоны персоны уже поднадоели. Как и то что сама серия слишком далеко ушла от истоков.
Ну и опять же в той же FF16 довольно многое было показано из перечисленного тобой.
shingo — 04.01.2025 в 21:27
Пластмассовый охотник за трофеями
2
THANATOS416, да там и не будет такого серьёзного тона. Тебе не расскажут о войне, и не покажут её. Не будет сказ о насилии, пытках, проституцию и прочих аморальных выходок человечества. Не покажут в таких играх как солдат убивает ребёнка жёстко. Не будет показано, как пытками выбивается правда из человека. У игр таких кишка тонка. Издательство не позволит. Придётся поднимать возрастной рейтинг. Так что напускная серьёзность, на том же уровне что из русалочки на Денди. Только в инди и авторских работах, можно увидеть уникальный и очень тяжёлый серьёзный сюжет.
Pharos — 04.01.2025 в 08:08
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Спасибо за обзор. Честно скажу, не хотелось,чтобы данная игра была копиркой персоны 5,но каждый говорит,что что-то особенное в данной игре имеется. Будем надеятся,что данный проект пока что проба от Катсуры Хашино. Сам еще не играл,но каждый высказывает свою оценку. Т.е надо самому сыграть,чтобы оценить. Игру приобрел,скоро сыграю.
R-m_Fenix — 04.01.2025 в 09:45
Бронзовый охотник за трофеями
0
Мне кажется, Катсура Хашино нащупал рабочую формулу и теперь будет ее "крутить-вертеть", дополнять и полировать, как и серию Souls Миядзаки. Игра нравится, в ней есть все что я ценю в JRPG - необычный сюжет, яркие и харизматичные персонажи, отличная музыка и пошаговая боевка, которая строится не на "бей самым сильным заклинанием"(почему то в JRPG реалтайм мне не заходит). Но окончательный вердикт не могу вынести игре, потому что прошел часов 20-30, что для JRPG мало.
megaman05 — 04.01.2025 в 11:02
Бронзовый охотник за трофеями
0
Лично мне игра показалась вторичной, играл и видел что это копия персоны, подземелья на доп квесты показались однотипными
Provisorus — 04.01.2025 в 19:02
Бронзовый охотник за трофеями
0
Спасибо за обзор. Базара, как говорится, ноль - игра очень хорошая. Единственное почему не стал покупать - отсутствие челленджа в игре как в jRPG.
al79spb — 06.01.2025 в 15:29
Деревянный охотник за трофеями
10
Техническая часть/дальность прорисовки это конечно ужас. Чего только стоят серые квадраты превращающиеся в повозки в 5 метрах от игрока в первом же городе. За такой по-изм "и так сойдет" платить 8к? Пусть сами играют.
Westbrook — 07.01.2025 в 16:35
Металлический охотник за трофеями
0
Ого, made in Japan. 100/100!!!