Обзор Invincible

Адаптация произведения — тема для обсуждения неисчерпаемая.
Особенно если мы берем не только привычные экранизации (книга →
кино), а вообще все виды перехода сюжета из одного агрегатного
состояния в другое. Например, от книги к игре, а следом — сериал. И
среди критиков постоянно разгорается спор: насколько очередная
адаптация верна первоисточнику? В не самых вдумчивых дискуссиях всё
сводится к бессмертному аргументу «Книга лучше». Хотя у каждой
формы искусства есть свои особенности и при адаптации неизбежно
что-то меняется. А если новое произведение слишком дотошно следует
за оригиналом? Именно такой вопрос мне подбросила игра по мотивам
«Непобедимого» (Invincible). Только имеется в виду не
эти ваши комиксы с супергероями, а одноименный роман
писателя-фантаста Станислава Лема. Давайте посмотрим на игру.
Сюжет отправляет нас в мир старомодной научной фантастики, где человечество вдумчиво исследует галактику, попутно размышляя над философскими вопросами. Небольшая команда из шестерых ученых получает задание изучить пустынную планету Регис 3. Четверо из них высаживаются на поверхность, а наша героиня, астробиолог Ясна, вместе с главой экспедиции дежурит на орбите. Но связь теряется и, за неимением лучшего варианта, мы отправляется следом за товарищами.
Здесь я сломаю привычную последовательность и расскажу сначала про игровую часть. Invincible представляет собой простенькую бродилку-говорилку в стиле Firewatch, What Remains of Edith Finch и иже с ними. То есть мы ходим среди красивых декораций, исследуем всякие детали и слушаем диалоги между Ясной и начальником. Каких-то выделяющихся и выдающихся игровых элементов здесь нет, разве что Invincible предлагает выборы, от которых будет зависеть судьба команды и финал всех странствий. Бедновато...
Вот теперь перейдем к сюжету. Как я описывал ранее, книга «Непобедимый» представляет собой старомодную «твердую» научную фантастику. То есть размышляет над гипотетическими ситуациями, а не скатывается в бластеры, мистическую энергию и прочую космооперу. Перед героями стоял вопрос: почему на Регис 3 жизнь так и осталась в океанах, хотя у нее были миллионы лет для покорения суши? И если существовала некая угроза, то почему ее не получается обнаружить? Правда, в книге Лем больше внимания уделял роботам и машинам, чем персонажам. Это не делало их плохими, но всё же книге не хватало ярких и глубоких характеров. Автору куда интересней была загадка планеты Регис 3, чем те, кто ее исследовал.
Как игра Invincible подходит к сюжету книги? Место действия и его тайна почти полностью позаимствованы из первоисточника, а вот странствия героини придуманы разработчиками. Но соотношение старого и нового не в балансе: первое безоговорочно доминирует. А, значит, если вы знакомы с оригиналом, то сюжет игры мало чем удивит. Что досадно, ведь авторы могли иначе расставить акценты и уделить больше внимания персонажам. Но всё же Invincible по-своему интересна. Как я уже говорил, здесь есть вариативность и финал зависит от выборов. Лучшая концовка отталкивается от того, что вы поняли основную идею оригинала: во Вселенной полно самых разных обитателей, и они могут существовать по совершенно иным законам. А человечеству лучше бы хорошо разобраться в ситуации, а не размахивать дубиной. Это, конечно, очень грубый пересказ, но дальше уже идут спойлеры. Так что общий посыл книги игра улавливает хорошо.
Впрочем, близость к оригиналу вредит и по другому поводу. Авторы подают историю по-книжному, а не как принято в играх или кино. То есть слишком часто бывают ситуации, когда вы стоите и смотрите на декорации, пока героиня со своим начальником обсуждают теорию по радио. Такой «чистый» диалог уместно смотрелся бы именно в литературе, но никак не в игре. Все же в такой интерактивной среде надо занимать не только уши пользователя, но и его беспокойные руки.
Вот теперь выходим на заключение. Эх, очень противоречивые ощущения вызывает Invincible. Как дань уважения старой научной фантастике в целом и творчеству Лема в частности — отлично. Основную загадку и размышления бережно перенесли и нигде не переврали, а вдобавок обернули всё в ретро-стилистику: красивые пейзажи пустынной планеты и «аналоговая» техника в стиле 50-60-х. Однако Invincible слишком близко держится к литературе, а не к игре. Игровую часть так и тянет обозвать интерактивной аудиокнигой: бродим и слушаем диалоги (иногда можно и глаза закрыть). И здесь зарыт главный парадокс Invincible: игра настолько верна первоисточнику, что это мешает ей быть вещью в себе.
P. S. И всё-таки мы прикатились к аргументу «книга лучше»? Иронично, но да. Игра едва дополняет оригинал и не предлагает совершенно иной взгляд на сюжет. Тогда читаем оригинал? Я бы скорее посоветовал обратить внимание на другие книги Лема. Лучше всего для начала взять «Звёздные дневники Ийона Тихого». Кратко, остроумно и с хорошей насмешкой над самомнением человечества.
Обзор написан по копии игры для ПК, предоставленной редакции издателем.
Сюжет отправляет нас в мир старомодной научной фантастики, где человечество вдумчиво исследует галактику, попутно размышляя над философскими вопросами. Небольшая команда из шестерых ученых получает задание изучить пустынную планету Регис 3. Четверо из них высаживаются на поверхность, а наша героиня, астробиолог Ясна, вместе с главой экспедиции дежурит на орбите. Но связь теряется и, за неимением лучшего варианта, мы отправляется следом за товарищами.
Здесь я сломаю привычную последовательность и расскажу сначала про игровую часть. Invincible представляет собой простенькую бродилку-говорилку в стиле Firewatch, What Remains of Edith Finch и иже с ними. То есть мы ходим среди красивых декораций, исследуем всякие детали и слушаем диалоги между Ясной и начальником. Каких-то выделяющихся и выдающихся игровых элементов здесь нет, разве что Invincible предлагает выборы, от которых будет зависеть судьба команды и финал всех странствий. Бедновато...
Вот теперь перейдем к сюжету. Как я описывал ранее, книга «Непобедимый» представляет собой старомодную «твердую» научную фантастику. То есть размышляет над гипотетическими ситуациями, а не скатывается в бластеры, мистическую энергию и прочую космооперу. Перед героями стоял вопрос: почему на Регис 3 жизнь так и осталась в океанах, хотя у нее были миллионы лет для покорения суши? И если существовала некая угроза, то почему ее не получается обнаружить? Правда, в книге Лем больше внимания уделял роботам и машинам, чем персонажам. Это не делало их плохими, но всё же книге не хватало ярких и глубоких характеров. Автору куда интересней была загадка планеты Регис 3, чем те, кто ее исследовал.
Как игра Invincible подходит к сюжету книги? Место действия и его тайна почти полностью позаимствованы из первоисточника, а вот странствия героини придуманы разработчиками. Но соотношение старого и нового не в балансе: первое безоговорочно доминирует. А, значит, если вы знакомы с оригиналом, то сюжет игры мало чем удивит. Что досадно, ведь авторы могли иначе расставить акценты и уделить больше внимания персонажам. Но всё же Invincible по-своему интересна. Как я уже говорил, здесь есть вариативность и финал зависит от выборов. Лучшая концовка отталкивается от того, что вы поняли основную идею оригинала: во Вселенной полно самых разных обитателей, и они могут существовать по совершенно иным законам. А человечеству лучше бы хорошо разобраться в ситуации, а не размахивать дубиной. Это, конечно, очень грубый пересказ, но дальше уже идут спойлеры. Так что общий посыл книги игра улавливает хорошо.
Впрочем, близость к оригиналу вредит и по другому поводу. Авторы подают историю по-книжному, а не как принято в играх или кино. То есть слишком часто бывают ситуации, когда вы стоите и смотрите на декорации, пока героиня со своим начальником обсуждают теорию по радио. Такой «чистый» диалог уместно смотрелся бы именно в литературе, но никак не в игре. Все же в такой интерактивной среде надо занимать не только уши пользователя, но и его беспокойные руки.
Вот теперь выходим на заключение. Эх, очень противоречивые ощущения вызывает Invincible. Как дань уважения старой научной фантастике в целом и творчеству Лема в частности — отлично. Основную загадку и размышления бережно перенесли и нигде не переврали, а вдобавок обернули всё в ретро-стилистику: красивые пейзажи пустынной планеты и «аналоговая» техника в стиле 50-60-х. Однако Invincible слишком близко держится к литературе, а не к игре. Игровую часть так и тянет обозвать интерактивной аудиокнигой: бродим и слушаем диалоги (иногда можно и глаза закрыть). И здесь зарыт главный парадокс Invincible: игра настолько верна первоисточнику, что это мешает ей быть вещью в себе.

P. S. И всё-таки мы прикатились к аргументу «книга лучше»? Иронично, но да. Игра едва дополняет оригинал и не предлагает совершенно иной взгляд на сюжет. Тогда читаем оригинал? Я бы скорее посоветовал обратить внимание на другие книги Лема. Лучше всего для начала взять «Звёздные дневники Ийона Тихого». Кратко, остроумно и с хорошей насмешкой над самомнением человечества.
75
Invincible – интересный пример того, как верное следование
первоисточнику может навредить новому произведению. Игра хорошо
передает идею книги «Непобедимый» Станислава Лема и бережно
воспроизводит стилистику старой научной фантастики. Но механически
это бродилка-говорилка, которая не предлагает ни увлекательного
геймплея, ни особой сюжетной постановки.
Обзор написан по копии игры для ПК, предоставленной редакции издателем.
собрали 47 711 из 300 000 рублей
11 комментариев, 53 078 просмотров
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
Blacklion887 — 02.11.2023 в 18:44
Newsbusters
Обязательно ознакомлюсь на PS5.
"Непобедимый" - любимая книга Лема )
"Непобедимый" - любимая книга Лема )
Maxim303 — 02.11.2023 в 18:50
PREMIUM
Обзор за обзором! Спасибо за труды! Книгу не читала, но поиграть
захотелось)
Silent-hiller47 — 02.11.2023 в 19:57
Золотой охотник за трофеями
О Леме имею представление по занудно-монотонному Голему 14 и по
киношным Солярисам. Разрабы Непобедимого видимо пошли путём
наименьшего сопротивления, наваяв очередной симулятор ходьбы. А
жаль. По аналогии вспоминается Conarium, который якобы имел
неплохой потенциал игроизации Лавкрафта. Но вышло, что вышло.
DonkeyKong — 02.11.2023 в 23:06
Начинающий охотник за трофеями
Silent-hiller47, У Лема помимо упомянутого тобою Голема есть
очень сильные вещи. Для меня знакомство с автором состоялось с
"Рассказов о пилоте Пирксе" и "Звëздных дневников Йона Тихого". Я
сразу влюбился. Фантаст старой школы, для которого сама по себе
фантастика не цель, а антураж, в рамках которого он доносит до
читателя своë философское видение мира, настоящего, будущего
Silent-hiller47 — 02.11.2023 в 23:52
Золотой охотник за трофеями
DonkeyKong, кстати, вспомнил, "Показания пилота Пиркса" тоже
смотрел.
Я понимаю, что у него много чего ещё есть. Тот же Насморк у меня на очереди. Про философствование я заметил по тому же Голему. В процессе его чтения у меня сложилось впечатление, что автор использовал повествование от лица компьютера напрямую для выражения своего мнения о ситуации в мире на тот момент. Без особой конспирологии и интерпретаций. Это конечно как концепция выглядит вполне оригинально, но сам роман очень невнятный в контексте сюжета. Я не ставлю крест на всём Леме из-за этого, как многие думают крайностями. Просто констатирую своё мнение. Вероятно в будущем прочту что-то ещё из его работ как будет настроение.
Я понимаю, что у него много чего ещё есть. Тот же Насморк у меня на очереди. Про философствование я заметил по тому же Голему. В процессе его чтения у меня сложилось впечатление, что автор использовал повествование от лица компьютера напрямую для выражения своего мнения о ситуации в мире на тот момент. Без особой конспирологии и интерпретаций. Это конечно как концепция выглядит вполне оригинально, но сам роман очень невнятный в контексте сюжета. Я не ставлю крест на всём Леме из-за этого, как многие думают крайностями. Просто констатирую своё мнение. Вероятно в будущем прочту что-то ещё из его работ как будет настроение.
FoReaL1203 — 02.11.2023 в 21:39
Пластмассовый охотник за трофеями
Думаю , может Signature Edition прикупить , игра выглядит
привлекательной.
DonkeyKong — 02.11.2023 в 23:18
Начинающий охотник за трофеями
Бродилка-говорилка..... Эх. Ну, ожидаемо, наверно. Хотя можно было
действительно выйти за рамки книжного первоисточника и придумать
что-то более интересное в плане игрового процесса. Чтоб тот самый
океан поисследовать, придумать, чтобы там зародилась своя разумная
жизнь, а затем, объединившись с ней, дать бой машинному Рою.
Какую-нибудь стратегию что-ли, или вообще сплав жанров. Да много
чего там можно было придумать. Использовать роман как фундамент, и
добавить своë. Но это, конечно, легко нам рассуждать. Имеем что
имеем
Kurobe — 03.11.2023 в 11:00
Бронзовый охотник за трофеями
Спасибо. По трейлерам так себе и представлял... Чуда не произошло.
JeryKid — 03.11.2023 в 17:19
Бронзовый охотник за трофеями
Какая же крутая стилистика у игры, судя по всем футажам и скринам.
NX094 — 04.11.2023 в 11:26
Деревянный охотник за трофеями
Немного не в тему, но. Почему онлайн трофеи в последнее время
помечены как оффлайн? PSN не у всех же работает
Vadim — 04.11.2023 в 21:11
Золотой охотник за трофеями
*это бродилка-говорилка, которая не предлагает ни увлекательного
геймплея, ни особой сюжетной постановки.* - 75 баллов, потому что
книга была хорошая!) Узнаю Харлана сразу))