Французские холода и сюрпризы! Впечатления от настольной игры «Тундра»
Gustavus —

Недавно российское издательство Hobby World выпустило очередную
свою новинку, разработанную внутренней студией, – стратегию
«Тундра». В её основе лежит французский концепт, но его
воплощением, доведением до ума, углублением и полировкой занималась
отечественная команда под руководством Екатерины Рейес. Процесс
занял около пяти лет, и по пути «Тундра» обзавелась визуальным
стилем в духе советских мультипликационных сказок – довольно
приятным и необычным.
Играть в «Тундру» можно составом от двух до четырёх участников, но в рамках дуэли, как это часто бывает, механикам и идеям настолки слегка неуютно. Партии продолжаются около часа, хотя дебютная может длиться и почти вдвое больше. Возраст же игроков должен быть не меньше десяти лет, на мой взгляд. Младшекласснику будет тяжело держать в голове нюансы правил и придумывать эффективные тактики.
Наполнение у коробки с «Тундрой» довольно богатое – одних только деревянных фишек-фигурок аж 60 штук, пусть они и небольшие. Кроме того, в комплект входят 29 кубов, 90 карточек, игровые планшеты и правила – всё это хорошо выглядит и «разжигает аппетит» перед партией, если позволите мне так выразиться.
Игровой процесс «Тундры» разворачивается параллельно на личных планшетах и общем поле леса, сложенном из шестиугольников. Абсолютно все действия совершаются на глазах у соперников, однако продвинутый вариант правил (с которого я рекомендую и начать) даёт каждому игроку по одной карточке секретных целей, способных серьёзно изменить расклад сил при финальном подсчёте очков. Кроме того, в «Тундре» есть планшеты персонажей (см. картинку выше) – по умолчанию они различаются только внешне, но к ним можно прикрепить уникальные свойства. Стоит ли это делать – сложный вопрос, ведь кому-то может достаться способность, не подходящая его стилю игры. Карточки секретных целей мне нравятся больше, потому что они добавляют «Тундре» интригу, но не являются жизненно важными – можно победить и без них, выполняя лишь общие поручения. Но вот выиграть, игнорируя задания полностью, мне кажется нереальным.
Партия в «Тундру» состоит из четырёх раундов, и роль «ведущего» игрока каждый раз выдаётся другому участнику. Его главная миссия – кинуть кубики своего цвета, задать уникальные стартовые условия для конкретного раунда. Все другие участники выставляют на кубиках те же значения и затем располагают их на личных планшетах – определяют набор действий, которые смогут совершить.
Простой пример: если поставить на планшет движения «единицу», «двойку» или «тройку», то можно переместить рабочего на соседний шестиугольник поля, а если «четвёрку», «пятёрку» или «шестёрку», то подчинённые сходят дважды. Пример посложнее: потратив «мелкий» кубик на торговлю, вы получите две ягоды и возможность проапгрейдить планшеты, а «крупный» кубик в этой же сфере даст лишь одну ягоду, но разрешит забрать карточку города из общей колоды. То есть расклад в начале раунда общий для всех, но распоряжается им каждый по-своему! И это здорово – механика получается простой и интересной. К тому же игроки могут тратить ягоды, чтобы подправить значения своих кубиков или вообще докупить себе дополнительный и однократно бросить его.
Помимо планшетов движения и торговли есть ещё два: один отвечает за сбор ресурсов (хвороста, руды и угля), а другой – за создание рабочих и башен. Улучшенные же их версии расположены на обороте – эффекты там в целом схожие, однако куда более сильные. Кроме того, апгрейды приносят очки в момент активации и в начале каждого раунда. Пораньше улучшить побольше планшетов – мечта чуть ли не каждого игрока в «Тундру», однако задач и возможностей в игре много, так что ресурсы и время на улучшения найти бывает непросто. Порой апгрейды не в приоритете, а под конец партии совершать их мало толку.
Теперь немного о поле и происходящем на нём. В начале партии у каждого игрока есть поселение (почти бесполезное) и пара рабочих на соседних шестиугольниках. Далее эти подчинённые перемещаются по полю, переворачивают гексы лицевой стороной вверх и добывают ресурсы. Число миньонов можно увеличить, докупив их через планшет, или уменьшить, превратив существ в башни. Постройки контролируют территорию, обеспечивают владельцев стабильным «ручейком» бонусов и иногда приносят очки.
Каждый шестиугольник игрового поля уникален, и за некоторые вполне может начаться серьёзная конкуренция, если они окажутся важными сразу для нескольких игроков и их стратегий. Однако большая часть партии проходит без прямой конфронтации, потому что на любом гексе (кроме застроенных) могут свободно находиться представители хоть вообще всех четырёх участников, и ресурсы за его посещение тоже получит каждый.
Ещё один неочевидный, но тоже важный элемент «Тундры» – упомянутые ранее карточки города. Они бывают двух типов: советники и усиления. Первые обеспечивают игрока бонусным действием – превратить два хвороста в победное очко, например, или бесплатно получить рабочего, – но активируются только раз за раунд. Вторые же присоединяются к планшетам и наделяют их бонусными эффектами: как насчёт получить вместе с движением пачку ресурсов или нового советника? Кстати, ничто не запрещает размещать аж до шести кубов на одном и том же планшете и многократно его использовать – лишь бы значения подходили.
Путь к победе в «Тундре» может быть разным. Некоторый процент очков вы наверняка получите от построенных башен, ещё сколько-то – с улучшенных планшетов, но около половины принесёт выполнение общих целей. Приведу пример: если образовался запас из 20 ягод, то ставьте кубик с «пятёркой» или «шестёркой» на соответствующую цель и получайте 6 очков. Впрочем, порой нужный слот успевает занять кубиком конкурент, у которого лишь 10 ягод (он получит за них 2 очка), но тут ничего не поделать – кто первый встал, того и тапки, как говорится. Схожим образом можно получить очки и за остальные типы ресурсов (а также их сумму), башни, городские карты, улучшенные планшеты и фигурки рабочих. Но в каждой партии используется лишь 4 цели из 9, так что свою тактику и стратегию нужно адаптировать под эти переменные.
Что же касается секретных задач, то они могут принести аж до 17 победных очков! Но для этого нужно, например, расположить 10 рабочих и башен по периметру игрового поля, что требует пересмотреть весь свой подход к ведению партии. Попадаются, впрочем, и менее экстремальные цели: поставьте подчинённых на шестиугольники с торфом, чтобы получить 8 очков, но убедитесь, что ваших миньонов там больше, чем конкурирующих.
В общем, путей к успеху в «Тундре» полно – глаза разбегаются. Секретов у игроков минимум, но предсказать действия участников трудно, так что партии состоят из сюрпризов. При этом геймплей сочетает щепотку азарта, связанную с бросками кубов, и честное интеллектуальное планирование ходов. Сражений нет, но периодическая конкуренция в наличии – такое понравится многим людям. Влияние участников друг на друга тут есть, и оно значимо, но свой ход можно спланировать на 75% ещё во время ожидания, чтобы затем быстро совершить действия. Партии получаются динамичными, гораздо более увлекательными, чем кажется на этапе изучения правил.
Я ожидал приятной, продуманной, качественной, но суховатой стратегии – как ранее было с «Индустрией» и «Иваном Грозным», но «Тундра» оказалась прямо-таки отличной настолкой. Хочу играть в неё ещё и ещё.
Материал написан для stratege.ru, игра предоставлена на обзор издательством Hobby World.
Играть в «Тундру» можно составом от двух до четырёх участников, но в рамках дуэли, как это часто бывает, механикам и идеям настолки слегка неуютно. Партии продолжаются около часа, хотя дебютная может длиться и почти вдвое больше. Возраст же игроков должен быть не меньше десяти лет, на мой взгляд. Младшекласснику будет тяжело держать в голове нюансы правил и придумывать эффективные тактики.
Наполнение у коробки с «Тундрой» довольно богатое – одних только деревянных фишек-фигурок аж 60 штук, пусть они и небольшие. Кроме того, в комплект входят 29 кубов, 90 карточек, игровые планшеты и правила – всё это хорошо выглядит и «разжигает аппетит» перед партией, если позволите мне так выразиться.
Игровой процесс «Тундры» разворачивается параллельно на личных планшетах и общем поле леса, сложенном из шестиугольников. Абсолютно все действия совершаются на глазах у соперников, однако продвинутый вариант правил (с которого я рекомендую и начать) даёт каждому игроку по одной карточке секретных целей, способных серьёзно изменить расклад сил при финальном подсчёте очков. Кроме того, в «Тундре» есть планшеты персонажей (см. картинку выше) – по умолчанию они различаются только внешне, но к ним можно прикрепить уникальные свойства. Стоит ли это делать – сложный вопрос, ведь кому-то может достаться способность, не подходящая его стилю игры. Карточки секретных целей мне нравятся больше, потому что они добавляют «Тундре» интригу, но не являются жизненно важными – можно победить и без них, выполняя лишь общие поручения. Но вот выиграть, игнорируя задания полностью, мне кажется нереальным.
Партия в «Тундру» состоит из четырёх раундов, и роль «ведущего» игрока каждый раз выдаётся другому участнику. Его главная миссия – кинуть кубики своего цвета, задать уникальные стартовые условия для конкретного раунда. Все другие участники выставляют на кубиках те же значения и затем располагают их на личных планшетах – определяют набор действий, которые смогут совершить.
Простой пример: если поставить на планшет движения «единицу», «двойку» или «тройку», то можно переместить рабочего на соседний шестиугольник поля, а если «четвёрку», «пятёрку» или «шестёрку», то подчинённые сходят дважды. Пример посложнее: потратив «мелкий» кубик на торговлю, вы получите две ягоды и возможность проапгрейдить планшеты, а «крупный» кубик в этой же сфере даст лишь одну ягоду, но разрешит забрать карточку города из общей колоды. То есть расклад в начале раунда общий для всех, но распоряжается им каждый по-своему! И это здорово – механика получается простой и интересной. К тому же игроки могут тратить ягоды, чтобы подправить значения своих кубиков или вообще докупить себе дополнительный и однократно бросить его.
Помимо планшетов движения и торговли есть ещё два: один отвечает за сбор ресурсов (хвороста, руды и угля), а другой – за создание рабочих и башен. Улучшенные же их версии расположены на обороте – эффекты там в целом схожие, однако куда более сильные. Кроме того, апгрейды приносят очки в момент активации и в начале каждого раунда. Пораньше улучшить побольше планшетов – мечта чуть ли не каждого игрока в «Тундру», однако задач и возможностей в игре много, так что ресурсы и время на улучшения найти бывает непросто. Порой апгрейды не в приоритете, а под конец партии совершать их мало толку.
Теперь немного о поле и происходящем на нём. В начале партии у каждого игрока есть поселение (почти бесполезное) и пара рабочих на соседних шестиугольниках. Далее эти подчинённые перемещаются по полю, переворачивают гексы лицевой стороной вверх и добывают ресурсы. Число миньонов можно увеличить, докупив их через планшет, или уменьшить, превратив существ в башни. Постройки контролируют территорию, обеспечивают владельцев стабильным «ручейком» бонусов и иногда приносят очки.
Каждый шестиугольник игрового поля уникален, и за некоторые вполне может начаться серьёзная конкуренция, если они окажутся важными сразу для нескольких игроков и их стратегий. Однако большая часть партии проходит без прямой конфронтации, потому что на любом гексе (кроме застроенных) могут свободно находиться представители хоть вообще всех четырёх участников, и ресурсы за его посещение тоже получит каждый.
Ещё один неочевидный, но тоже важный элемент «Тундры» – упомянутые ранее карточки города. Они бывают двух типов: советники и усиления. Первые обеспечивают игрока бонусным действием – превратить два хвороста в победное очко, например, или бесплатно получить рабочего, – но активируются только раз за раунд. Вторые же присоединяются к планшетам и наделяют их бонусными эффектами: как насчёт получить вместе с движением пачку ресурсов или нового советника? Кстати, ничто не запрещает размещать аж до шести кубов на одном и том же планшете и многократно его использовать – лишь бы значения подходили.
Путь к победе в «Тундре» может быть разным. Некоторый процент очков вы наверняка получите от построенных башен, ещё сколько-то – с улучшенных планшетов, но около половины принесёт выполнение общих целей. Приведу пример: если образовался запас из 20 ягод, то ставьте кубик с «пятёркой» или «шестёркой» на соответствующую цель и получайте 6 очков. Впрочем, порой нужный слот успевает занять кубиком конкурент, у которого лишь 10 ягод (он получит за них 2 очка), но тут ничего не поделать – кто первый встал, того и тапки, как говорится. Схожим образом можно получить очки и за остальные типы ресурсов (а также их сумму), башни, городские карты, улучшенные планшеты и фигурки рабочих. Но в каждой партии используется лишь 4 цели из 9, так что свою тактику и стратегию нужно адаптировать под эти переменные.
Что же касается секретных задач, то они могут принести аж до 17 победных очков! Но для этого нужно, например, расположить 10 рабочих и башен по периметру игрового поля, что требует пересмотреть весь свой подход к ведению партии. Попадаются, впрочем, и менее экстремальные цели: поставьте подчинённых на шестиугольники с торфом, чтобы получить 8 очков, но убедитесь, что ваших миньонов там больше, чем конкурирующих.
В общем, путей к успеху в «Тундре» полно – глаза разбегаются. Секретов у игроков минимум, но предсказать действия участников трудно, так что партии состоят из сюрпризов. При этом геймплей сочетает щепотку азарта, связанную с бросками кубов, и честное интеллектуальное планирование ходов. Сражений нет, но периодическая конкуренция в наличии – такое понравится многим людям. Влияние участников друг на друга тут есть, и оно значимо, но свой ход можно спланировать на 75% ещё во время ожидания, чтобы затем быстро совершить действия. Партии получаются динамичными, гораздо более увлекательными, чем кажется на этапе изучения правил.
Я ожидал приятной, продуманной, качественной, но суховатой стратегии – как ранее было с «Индустрией» и «Иваном Грозным», но «Тундра» оказалась прямо-таки отличной настолкой. Хочу играть в неё ещё и ещё.
Материал написан для stratege.ru, игра предоставлена на обзор издательством Hobby World.
собрали 49 044 из 300 000 рублей
1 комментарий, 53 933 просмотра
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
Roll — 23.11.2024 в 12:22
Металлический охотник за трофеями
Вот и игра года подъехала)
Awards 2024 настолка занесите в Готи её)
Awards 2024 настолка занесите в Готи её)