Sid Meier's Civilization VI
[Неформат] Обзор Sid Meier's Civilization VI: Rise and Fall
Gustavus
215
Когда полтора года назад вышла эксклюзивная для PC пошаговая стратегия Sid Meier's Civilization VI, мы не смогли устоять и опубликовали обзор на нашем сайте – уж слишком значима каждая номерная «Цивилизация». Эта серия остаётся иконой в своём жанре и держит планку качества на протяжении более чем четверти века – подобных сохранивших честь и достоинство долгожителей можно по пальцам одной руки пересчитать. Такие игры просто надо знать, тем более что некоторые «Цивилизации» выходили и на консолях. Шестую часть пока портировали не на PlayStation 4, а на iPad, но хочется верить, что это только начало. Пошаговые партии и современный интерфейс вполне подходят, чтобы играть в «Цивилизацию» с геймпада.


В этих играх вся история проходит перед глазами

Мечты о консольной Sid Meier's Civilization VI пора слегка модифицировать, потому что теперь там нужно сразу какое-нибудь Gold Edition, ведь игра обзавелась первым большим дополнением. Небольшие DLC-наборы с новыми сценариями и расами – это интересно (хоть и дороговато), но Rise and Fall – нечто значительно большее, способное не только расширить игру, но и сделать её глубже за счёт новых идей и правил. К сожалению, никакие обновления и дополнения так и не добавили в Civilization VI главное – адекватный искусственный интеллект. Управляемые компьютером противники такие же агрессивные и тупые, как алкаши у меня на районе. Проблему отчасти решает возможность выкрутить на максимум сложность: другие народы не становятся умнее, но получают серьёзные бонусы, после чего в Civilization VI становится интересно играть. Если же вы готовы смириться с такими извращёнными правилами и сделать вид, что всё нормально, то шестая «Цивилизация» и вовсе может стать вашей самой любимой игрой на несколько лет – в остальном она для этого достаточно хороша.

Что добавили-то?
Из-за тупости искусственного интеллекта распробовать одно из нововведений Rise and Fall – обновлённую дипломатию – можно только в сети. Теперь вы можете заключать союзы нескольких типов, причём каждый из них даёт участникам такие преимущества, о каких прежде речь вообще не велась. К примеру, после достижения третьего ранга военного союза ваши войска начинают получать одно боевое умение сразу же в момент формирования. Сидеть бобылем отныне невыгодно, и это не только реалистично, но также подталкивает игрока к действиям и решениям, дополнительно насыщая и без того богатый геймплей. Только не забывайте, что союзы имеют свойство заканчиваться, но накопленное вашим былым товарищем преимущество, в том числе и военное, останется с ним.


Рассказ о нововведениях. Жаль, что на русском языке только субтитры. Зато в самой игре переведено всё

Большинство других нововведений связано с механикой лояльности, которой прежде в игре тоже не было. Отныне каждый ваш житель (а также некоторые постройки, законопроекты, великие люди и чудеса) генерируют лояльность, влияющую и на их родной город, и на все окрестные, причём с увеличением расстояния эффект снижается. Проще говоря, вы больше не можете воткнуть свой город между пяти вражеских, заметив там желанное железо или уран. Ну, то есть, можете, но лучше так не делать – сперва этот город взбунтуется и станет вольным, а немного спустя ещё и к противнику небось примкнёт, если тот не подсуетится раньше и не захватит его военным путём. Теперь наглый поход поселенцев вдаль становится чертовски сложной, но при определённых условиях всё-таки выполнимой и очень интересной задачей. Если плотность чужих поселений невысока, то можно попробовать создать сразу два города рядом, чтобы они усиливали лояльность друг друга. Только не забывайте, что ценный ресурс генерируют жители, а в только что созданном поселении их ещё минимум – следует бросить все силы и средства, чтобы хоть как-то поощрить рост рождаемости. Не помешает и принять закон, который даёт дополнительную лояльность при наличии гарнизона. Но даже так у вас ничего не получится, если не назначить в новые города губернаторов и не подгадать их основание под наступающий «золотой век». Зато если всё выйдет, то с таким мощным стартом обустроенные новостройки смогут вызвать зависть и интерес жителей других государств – баланс лояльности может качнуться в противоположную сторону. Чёрт, как же приятно было всё-таки достичь успеха в этой авантюре, а ещё через пять часов игры без какой-либо войны прибрать к рукам ближайшие вражеские города!


Здесь даже есть отсылка к Stratege. Наверно

Понятие «золотого века» знакомо давним фанатам Sid Meier's Civilization , но в Rise and Fall его роль такова, что способна изменить ваш подход и ощущения от игры – нововведение подталкивает мыслить и действовать по-другому. Отныне у вашей цивилизации есть летопись, куда заносятся великие свершения: кругосветное плавание, основание города в тундре, создание первого военного корпуса, постройка чудес и так далее. Логика разработчиков своеобразна, и они могут счесть великим совсем не то, что таковым считаете вы, и теперь этот фактор стоит учитывать. Ненавидите одного из соперников? Всё равно следует отправить в его земли торговца – просто потому, что разработчики считают это великим свершением. Летопись – лишь косметика, оформление, и куда важнее, что за свои достижения вы получаете очки, необходимые для попадания в «золотой век» с началом очередной научной эпохи. В период процветания ваши жители генерируют больше лояльности, и это важный лишь в определённые периоды партии, но всё же главный эффект. Кроме того, каждый «золотой век» позволяет выбрать бонусы для усиления вашей цивилизации. Преимущество действует на протяжении всей научной эпохи – очень удобно. Выиграть без «золотого века» вообще не проблема, но игнорировать его преимущества всё же не стоит.
Кроме того, если сидеть совсем без очков, то можно впасть и в «тёмные времена», когда лояльность ваших граждан будет ниже стандартной – соседние государства наверняка будут рады. Есть и нечто совершенно особенное: «героический век» с кучей бонусов: для его достижения нужно за одну эпоху выбраться из грязи в князи, но система устроена так, что это хоть и сложно, но всё же реально.

Я так же упоминал губернаторов – это ещё одно нововведение, причём с неисчерпаемой глубиной. Всего этих чудесных личностей у вашей цивилизации шесть, но изначально доступен только один, и у каждого из них много особенностей. Общее у губернаторов только то, что они усиливают лояльность поселений и начинают действовать не сразу по переезду, а лишь через несколько ходов. При этом у каждого губернатора целый ряд умений, которые хоть и объединены общей темой, но могут быть полезны то здесь, то там. Возможность создавать водные фермы уж точно не помешает каждому из приморских городов, но если губернатора постоянно перевозить, то он будет слишком долго осваиваться и мало работать. Кроме того, очки губернаторов вы получаете достаточно редко, и они тратятся не только на прокачку, но и на открытие новых. Приходится выбирать и решать, выбирать и решать, снова и снова! На высоких уровнях сложности способности губернаторов чертовски важны, но на поиски оптимальной стратегии их использования лично у меня уйдёт множество партий. Хотя можно использовать лишь часть их потенциальна и не суетиться – решаете вы.


Чем палка хуже креста?

Последняя из крупных новинок – глобальные кризисы, когда в мире происходит нечто крайне важное, вынуждающее бросить все дела и объединиться против конкретного игрока. Только не надо думать, что речь обязательно о военном конфликте и о поздних стадиях партии – это не так. Мне, например, удалось запустить кризис простым обращением чужого священного города в свою веру, причём сделать это во времена Средневековья, и победить через два дня игры вообще не религиозным путём. При этом всем другим основателям религий предложили объединиться и не дать моим апостолам удержать святыню – в случае успеха из ниоткуда материализовалось бы несколько ценных наград. Но выиграл я и в одиночку забрал весь призовой фонд. Кризисы – редкость, этакая яркая приправа к игре, но они тоже позволяют использовать несколько тактик. Можно их вообще пускать на самотёк и прикладывать лишь минимальные силы в тех случаях, когда успех и так уже близок. Пусть там напарник борется за священный город изо всех сил – мы поможем ему ровно так мало, как будет достаточно для победы. Чем не вариант?


Правила конфликта переведены коряво: суть требований я понял только ближе к финалу

Так что в итоге?
Новаторская система кварталов, которая не по душе консерваторам, в Rise and Fall осталась на месте, так что если вам не нравится базовая Sid Meier's Civilization VI, то вряд ли придётся по вкусу и версия с дополнением – нельзя сказать, что оно в корне не меняет игру. Тем не менее, нововведения оказались приятными и интересными: после них хочется пропасть в «Цивилизации» ещё на сотни часов. Да и прочего контента в дополнении уйма: новые юниты, постройки и законопроекты позволяют и закрыть прежние бреши, и увеличить разнообразие тактик, и раскрыть потенциал описанных выше новых идей. Кроме того, в игру добавили сразу восемь цивилизаций и одного нового лидера – уже одно это оправдывает стоимость Rise & Fall. Теперь снова можно играть за зулусов, и это круто – как их фанат со времён Civilization III, я не шучу. У этой фракции как раз есть собственные бонусы к лояльности в поселениях с гарнизоном, а я люблю выстраивать военную доктрину, опираясь на хорошо защищённые города.


Равенство в действии: собственный трейлер для Чаки!

Остаётся лишь пожелать, чтобы Firaxis Games убрала систему гендерных отношений в игре. Дело в том, что некоторые лидеры (это определяется случайным образом) просто не любят персонажей определённого пола, и вы ничего не можете с этим поделать. Предпочтения правителей – это нормально, но раньше вы могли менять стратегию игры, чтобы организовать с кем-то союз. Теперь же Рузвельта могут недолюбливать только за то, что у него есть член. Нет, реалистично, конечно, но это явная ошибка, негативно влияющая на геймплей. В сети есть мнение, что в Sid Meier's Civilization VI нужно просто добавить однополые отношения, но это идиотизм: если женщина не любит мужчин, с чего ей вдруг должен понравиться гей? В общем, варианта два: либо разрешить делать операции по смене пола (начиная с каменного века и с альтернативными версиями всех лидеров), либо убрать дурацкое нововведение из Sid Meier's Civilization VI. Патч уже не за горами.


Не стоит выставлять кавалерию против монголов...


95
Долгожданное дополнение Rise and Fall привносит в Sid Meier's Civilization VI не только массу интересного контента, но и целый ряд геймплейных механик, способных углубить, обновить и разнообразить игру. На всех стадиях партии стало больше интересных событий, подталкивающих к сложным решениям, и важных процессов, за которым нужно следить. Кроме того, как это нередко бывает, нам вернули ряд любимых идей и народов из предыдущих частей. Чего ещё требовать от дополнения? Искусственный интеллект же Firaxis улучшила бы бесплатными патчами, если действительно могла и хотела.
Обзор написан по цифровой версии для Steam, предоставленной издателем. Все использованные скриншоты сделаны автором непосредственно в процессе прохождения и на настройках графики, близких к максимально высоким.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
9 комментариев, 20 924 просмотра
Подождите, идёт загрузка...
podvodn1k — 17.02.2018 в 15:46
PREMIUM
0
Плохо конечно, когда такие великие серии идут на поводу у некоторых "современных тенденций". Цивилизация всегда была про свободу, а не про навязанные условности. Печально все это. Последние оплоты здравого смысла теряем.

Зулусы - наше все!
Gustavus — 17.02.2018 в 15:50
Press Team
0
podvodn1k, для геймплея там проблема именно в том, что нет современных тенденций, хорошо сочетающихся со свободой выбора. Просто есть лидеры, которые агрессивны к своему гендеру, а есть такие, кто к чужому (причём это определяется случайным образом и не видно без активного шпионажа). Слишком топорно, чтобы претендовать на современные тенденции. Да и вместо гендеров в систему можно вставить любое другое разделение всех участников партии на две половины - суть не изменится. Просто новый неудачный элемент, который довести до ума почти невозможно, а потому лучше выпилить.
Leechmonger — 17.02.2018 в 15:50
Деревянный охотник за трофеями
19
На ps4 я бы поиграл бы с удовольствием.
Gilaruil — 17.02.2018 в 16:31
Охотник за постельными сценами
9
Мечтаю о полноценной Циве на консоли, шикарная серия игр.
rmardanov6 — 17.02.2018 в 17:21
Бронзовый охотник за трофеями
0
Сообщение от Gustavus
Шестую часть пока портировали не на PlayStation 4, а на iPad
С одной стороны - цивилизация "в кармане" - круто. С другой - какой ещё айпад, куда Switch дели? Да и Xone с PS4 с радостью распахнут объятья для таком именитой серии, не зря же на PSone выходила Civilization II.
Gustavus — 17.02.2018 в 17:24
Press Team
0
rmardanov6, вот-вот
Сообщение от rmardanov6
"в кармане"
потому что у меня нет таких карманов, куда влез бы iPad. Зато Switch на деле оказался сильно удобней, чем я ожидал - сумку требует только летом.
Anzai — 17.02.2018 в 19:02
Бронзовый охотник за трофеями
0
Нет шестёрка, нет, я ещё в пятую не наигрался. Не рискну пока шестую брать, а то опять на полгода из жизни вывалюсь.
Swordin — 17.02.2018 в 19:19
Консольщик
-9
Видать, вам вообще обзоры пилить не на чего на консолях, раз за пк взялись. Даже оценку выставили.
Crazy_Turtle — 17.02.2018 в 19:21
Бронзовый охотник за трофеями
15
Этот коммент обязательно должен появиться:
Что здесь делает с!"№;%я поделка с PC на православно-консольном сайте?

А теперь по поводу игрухи: недавно хотел прикупить Civilization VI, но затем вспомнил об Endless Space 2 - и решил-таки прикупить её. Не знаю, доберусь-ли я когда-нибудь до новой Civ`ы. Последний раз я играл в 5-ю часть в год её выхода.