Persona 4: Golden
Persona 4 Golden
Обзор Persona 4 Golden
arvenoid
306
Каждая игра серии Persona имеет четкую ассоциацию с каким-либо цветом. В первой части это была условность. В Persona 2: Innocent Sin и Eternal Punishment цвет с обложки символизировал костюмы главных героев. Но начиная с Persona 3 ситуация в корне изменилась, и выбранный разработчиками цвет стал одним из центральных аспектов игры. Он не только доминировал в геймплейной цветовой гамме, но и использовался в качестве символизма. К примеру, холодные синие тона третьей части говорили об одиночестве, чувстве гармонии и принятии смерти — эти темы затрагивались по ходу прохождения. Арт, опубликованный к 25-летнему юбилею серии, раскрыл новый белый цвет, который, вероятнее всего, станет символом шестой части — таким же образом была “анонсирована” и “красная” Persona 5. Но давайте вернемся назад и обратимся к желтой “стороне” франшизы — переизданию Persona 4 Golden, которое мы рассмотрим на основе версии для PlayStation 4.


Persona 4 Golden — это дополненное издание оригинальной Shin Megami Tensei: Persona 4, вышедшее в Европе в 2013 году на PlayStation Vita. Как и в случае с изданиями FES и Portable третьей части, Golden значительно улучшила игровые механики оригинала. Разработчики довели до ума боевую систему, пересмотрели механику Shuffle Time, ввели NG+, расширили некоторые локации, добавили всем членам «Следственной команды» по второй совершенной Персоне и позволили героям путешествовать на скутере в мини-регион Окино. Если же смотреть на более глобальные изменения, то среди них можно было выделить несколько. Первое — абсолютно бесполезные сетевые функции. Суть их в том, что по нажатию одной кнопки игрок мог узнать, чем занимались другие обладатели Persona 4 Golden в конкретный игровой день или попросить у них “помощи” в бою. Вторым значимым отличием стало присутствие двух новых социальных связей, одна из которых знакомила нас с Мари — новым резидентом «Бархатной комнаты», а другая позволяла глубже взглянуть на внутренний мир антагониста игры. Это в корне меняло мнение о нём, раскрывая нам все его мысли, мотивацию и внутренние сомнения.


Как и в прошлой части серии, сюжет Persona 4 начинается с переезда. Сельская местность, отсутствие инфраструктуры мегаполиса и умиротворяющий покой — подобное времяпрепровождение никоим образом не вяжется с подростками. Однако Ю Наруками, а именно так зовут нашего героя, никто не спрашивал. Его родители уехали в командировку на целый год, а сына было решено отправить в маленький городок Инаба к дяде Додзиме. Работа полицейским, собственная дочь — уж он сможет справиться с еще одним ребенком. Казалось бы, обычная история, коих случаются тысячи, но в этот раз всё пошло не так. Начнём с того, что ещё в поезде Ю приснился странный сон. В нём он, сам того не ведая, попал в «Бархатную комнату», где уже знакомый нам Игорь поведал Ю через карты Таро о страшном будущем, которое того ждёт. Но это ведь был только сон? Или всё же нет? Проблемы начались уже в первый день обучения в новой школе — в городе произошло убийство, расследование которого было поручено вести дяде Додзиме и его непутёвому напарнику Тоору Адати.


На этом странности не закончились — уже через пару дней Ю узнает о гуляющем в городе слухе о «Полуночном канале». Суть его в том, что если одному в дождливый день посмотреть на выключенный экран телевизора, то там человек может увидеть отражение самого себя. Не веря, но всё же испытывая интерес, Ю решает проверить слух на достоверность. Результат шокировал парня — сквозь помехи на экране он увидел расплывчатый силуэт девушки, но в попытке получше разглядеть её случайно “просунул” руку сквозь телевизор. Повторить эксперимент он решает уже вместе со своими одноклассниками Ёсукэ и Тие, только вот на этот раз любопытство взяло над ним верх. В попытке узнать, что же находится по ту сторону, Ю залезает в телевизор почти наполовину. Друзья запаниковали и провалились в экран вместе с ним. Новый мир, окутанный туманом, и странное говорящее существо Тедди, похожее на костюм медведя — вот что их ждало там. “Медведь” объяснил им правила своего измерения и попросил найти убийцу, который был чужд этому миру. Но смогут ли они это сделать и какую цену им придётся заплатить?


О сюжете любой части Persona можно рассказывать часами. Для меня самое главное достоинство “четверки” — не только её качество и скрупулезная проработка, но и то, насколько сильно настроение игры противоречит третьей части. Разработчики не стесняются показывать смерть, убийства и различные человеческие пороки, но они не являются главными в контексте всей истории — основной акцент сделан на положительные эмоции, такие как радость, счастье и наслаждение. Persona 4 является самой весёлой и яркой игрой в серии, что, впрочем, нравится далеко не всем. И да, «Ю Наруками» вновь не является именем героя, но именно оно стало каноничным после выхода аниме-адаптации и файтинга Persona 4 Arena, еще сильнее раскрывающих лор игры и характеры персонажей.


Никуда не делся и традиционный для серии символизм. Карл Густав Юнг и описанные им архетипы, старшие арканы карт Таро и их обратные вариации: все эти составляющие остались на месте. Однако разработчикам этого было мало, и они решили поднять тему, которая уже присутствовала в серии ранее — принятие своей Тени со всеми недостатками, пороками и тайными желаниями. В третьей части совокупность вышеперечисленных аспектов находила отражение в дизайне персонажей, Персон и противников. К примеру, внешний вид обитателей Тартаруса отталкивался исключительно от старших аркан. Persona 4 упростила это правило — оно стало касаться исключительно “главных персонажей”, тогда как простые зверюшки превратились в обычных монстров, не имеющих привязки к арканам. К слову, бестиарий здесь не может похвастаться разнообразием — большинство обитателей перебралось сюда из Тартаруса без каких-либо изменений.

Легенда об Инабе

Платиновый кубок нового переиздания Persona 4 Golden полностью повторяет свой аналог с PlayStation Vita. Вам нужно пройти игру два раза и выполнить всё, что только можно: увидеть две концовки, победить секретных боссов, заполнить компендиум, довести до логического финала отношения с друзьями, прокачать социальные навыки, завести романтические отношения, прочитать все книги и выполнить массу "собирательно-боевых" заданий. Среднее время получения трофеев при условии, что вы не будете пропускать диалоги — 120-140 часов.




Сам геймплей остался верен формуле, заложенной в прошлой части. Он вновь поделен на две составляющие: реальный мир и «Полуночный канал». Днём Ю путешествует по городу, ходит в школу, сдаёт экзамены и гуляет с друзьями. Визуальная новелла, совмещенная с симулятором свиданий, завязанном на тайм-менеджменте — это лучшее определение данной части игрового процесса. Утро, полдень, свободное время и вечер: день разбит на несколько отрезков, и игрок всегда сам выбирает, как ему поступить в определенный момент времени. Ограничивают его несколько правил. Первое — любое действие расходует драгоценное время и "приводит к вечеру", что вынуждает грамотно планировать расписание. Без повышения социальных характеристик с вами не заговорят некоторые персонажи, а низкий уровень социальных связей грозит в дальнейшем потерей некоторых бонусов. Каждому делу должно быть своё время — будете прохлаждаться, и его просто не хватит на всех. Второе правило — Ю и его «Следственная команда» обязаны освободить запертого внутри телевизора человека до определенного дня. В противном случае наступит “GAME OVER”.




Важная роль в повествовании осталась и у различных NPC, общение с которыми формирует уже упомянутые мною социальные связи. Правила те же: чем выше уровень, тем сильнее становятся Персоны определённой арканы и тем больше бонусов игрок получает при их скрещивании в «Бархатной комнате». Однако разработчики решили не повторяться и постарались максимально разнообразить связи. Это привело к появлению в игре не только крайне необычных персонажей (Лиса), но и нескольких парных героев, обладающих привязкой к одним и тем же арканам. Начало отношений с одним обладателем арканы автоматически перечеркивает возможность знакомства с другим, что является неплохим поводом для возможного перепрохождения.


Вторая основополагающая часть геймплея — тот самый «Полуночный канал», пришедший на смену Тартарусу. В обзоре третьей части я упоминал главные проблемы этого подземелья: излишнюю затянутость и полное отсутствие разнообразия во внешнем виде всех локаций. Телевизионный мир из Persona 4 предстал перед нами совершенно иным — на смену тёмным и мрачным закоулкам пришли намного более яркие и разноплановые декорации. В остальном задача у наших героев прежняя — нужно найти в небольшом лабиринте лесенку на верхний этаж и добраться до финальной комнаты. Случайных битв здесь нет — монстры всегда видны. Среди нововведений можно выделить золотые сундуки, что открываются при помощи особых ключей, и возможность объединения двух отрядов противников в один большой “стак” — в Persona 3 герои выходили из одной битвы и тут же натыкались на поджидающий их отряд монстров.


Ядро боевой системы осталось неизменным: пошаговые сражения, подконтрольный отряд из четырех героев, применяемые предметы, различное обмундирование и оружие, огромное количество Персон и возможность их слияния. Всё это мы уже видели ранее, а потому давайте сразу перейдем к нововведениям. Первое, что бросается в глаза — это сложность, которая стала значительно ниже. Боссы всё ещё “кусаются”, но рядовые противники теперь не способны оказать достойного сопротивления нашему отряду. Изменилась система слияния, и теперь результат во многом зависит от дня недели и расписания — в некоторые дни слияние более успешно. В магазине Мари появились карты умений, при помощи которых можно добавить Персонам определенные навыки. В сражения была введена механика парных атак, а Shuffle Time была полностью пересмотрена — теперь в этой мини-игре не нужно запоминать карты и "куда они полетели". Карты с бонусами “стоят на месте”, и игроку остаётся лишь выбрать то, что ему нужнее в данный момент.


Однако настало время рассказать немного и о качестве переиздания. Одного взгляда на улучшенные и невероятно четкие текстуры хватает, чтобы осознать, сколько сил вложили разработчики в этот ремастер. Внешний вид любого переиздания не должен выдавать истинный возраст игры — с этим заданием Atlus справилась на ура. С технической точки зрения к игре у меня претензий нет. В ней не было замечено багов, вылетов или иных “радостей” плохой оптимизации.


90
Компанию Atlus можно не любить за её политику перевыпускать свои проекты по несколько раз, но нельзя отрицать очевидное — игры она умеет не только делать, но и всячески их улучшать. Persona 4 Golden — это великолепный пример их работы, который остаётся актуальным даже сейчас, спустя десять лет с момента выхода. Если вы считаете себя поклонником японских ролевых игр, но еще не успели ознакомиться со «Следственной командой», то смело берите это переиздание. Можете поверить на слово — качество нового ремастера вас не разочарует, а приключение в Инабе вы запомните навсегда.



Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на PlayStation 5 по обратной совместимости.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
29 комментариев, 47 968 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
MrShiro20 — 18.04.2023 в 23:49
Деревянный охотник за трофеями
40
жду уже несколько лет русификатор для пк
THANATOS416 — 19.04.2023 в 01:58
Бронзовый охотник за трофеями
27
Че они там довели до ума?? И без того дебильный шафл тайм напичкали имбалансными бонусами позволяющими быстро и совершенно бесплатно прокачивать одну персону что на корню убивает механику завязанную на необходимости протогониста периодически менять персону.
Поясняю: быстро качать персону = быстро качать протогониста. Параметры гг полностью зависят от одетой персоны, качается персона по нормальному очень медленно вынуждая с повышением левела гг менять персону на персону соответствующего левела. В этом и вся суть. Шафл таймы позволяют качать отдельные параметры персоны, изредка выпадает бонус мгновенного левел апа или апгрейда случайного скилла. Это позволяет с минимальным гриндом быстро перекачать персону и не требует от игрока никакой компенсации. Персону менять более нет необходимости. В оригинально четверке такого не было.
Подобное было и в тройке когда регулярно посещая аркаду ты имбовал со стартовым Орфеусом, но там ты хотя бы тратил на это деньги и драгоценное время.
Такая же хрень укрепилась и в последующих играх: сакрифайс спред в персоне Q и виселица в персоне 5. Там жертвуя две персоны вкачиваешь одну. Вкладывая в это все имеющиеся бабки можно наизи перекачать одну персону и не менять ее всю игру.
Ладно я отклонился от темы. Бесит эта херня в разных играх серии и то что разрабы не понимают что возможность быстро качать персону ломает ими же придуманную систему. И персоне 4 голден она самая поломанная.
arvenoid — 19.04.2023 в 02:17
Press Team
0
THANATOS416, про бонусы из шафл тайма соглашусь, но если смотреть на баланс, то сильнее всего его рушат настройки сложности. Поставить получаемый опыт на максимум, а уровень врагов на минимум - и больше ничего не нужно.

Тут правда нюанс в том, что подобное может работать и наоборот. Настройки сложности могут здорово повлиять на восприятие игры, а менять их можно в любое время.
Makishima — 19.04.2023 в 16:37
Серебряный охотник за трофеями
5
THANATOS416, можно этого не делать. Если тебе приходят такие мысли в голову, значит ты хочешь избежать гринда, то есть считерить и такие мысли тебя посещают =) Поэтому играть лучше по старинке, как на вите было. Я там даже один раз словил баг и с спустя 70+ часов сохранки полетели - пришлось всю игру заново начать. Это было весело, со знанием что как вышло качественнее проходить по новой - ушло 150+ часов на все все все. Кто хочет быстрее - тот слабенький, имхо. Самый кайф в играх - растягивать удовольствие.
THANATOS416 — 19.04.2023 в 22:12
Бронзовый охотник за трофеями
7
Сообщение от Makishima
THANATOS416, можно этого не делать. Если тебе приходят такие мысли в голову, значит ты хочешь избежать гринда, то есть считерить и такие мысли тебя посещают =) Поэтому играть лучше по старинке, как на вите было. Я там даже один раз словил баг и с спустя 70+ часов сохранки полетели - пришлось всю игру заново начать. Это было весело, со знанием что как вышло качественнее проходить по новой - ушло 150+ часов на все все все. Кто хочет быстрее - тот слабенький, имхо. Самый кайф в играх - растягивать удовольствие.
Ты о чем? После каждого боя шафл предлагает мне прибавки к параметрам и иногда мгновенный левел ап. Как можно этого не заметитть? Не заметит только новичок не прошаривший механики и не понимающий насколько сильно это влияет на геймплей. Даже без гринда можно быстро перекачать персону а гриндить в четверке порой приходится чтобы просто пройти очередного босса.

- - - Добавлено - - -

@Virus_Maxwell, Потому в случае четвертой и пятой я предпочитаю изначальные версии - они не так поломаны всеми этими в основном ненужными и порой нелепыми новшествами.
Makishima — 20.04.2023 в 01:23
Серебряный охотник за трофеями
0
THANATOS416, дык не триггери шаффл просто и все =)) Я постоянно разные финиши люблю выбирать. Это в 5й персоне вечно одно и то же в финале каждого боя.
THANATOS416 — 21.04.2023 в 13:00
Бронзовый охотник за трофеями
0
Сообщение от Makishima
THANATOS416, дык не триггери шаффл просто и все =)) Я постоянно разные финиши люблю выбирать. Это в 5й персоне вечно одно и то же в финале каждого боя.
Может еще слабостями обвешаться и все бои начинать с преимуществом противника??
Grawr — 22.04.2023 в 16:51
Деревянный охотник за трофеями
0
Makishima, в смысле "как на вите". На вите то же самое было. В середине игры замаксить нужные скиллы и статы не составляло труда.
Virus_Maxwell — 19.04.2023 в 21:28
Пластмассовый охотник за трофеями
0
THANATOS416, я бы больше возмущался по поводу скилкард. Нет нужного скила у персоны? Не проблема; и если в 4 части это хоть был рандом и выловить нужную было, порой, проблемно, то в 5... персоне можно было весь скилсет переписать и превратить её в ультимативную очень быстро и просто. Ограничений и минусов нет.
Да, есть пара очень "вкусных" скилов, которые не были в этих карточках... но с учётом кошелька, можно было дать их практически любой персоне.
ExEiS — 21.04.2023 в 19:48
Деревянный охотник за трофеями
10
THANATOS416, гипертрофию вижу я в этом комментарии. Ставишь hard/hard, не смотришь в гайды - и идешь страдать. Ультимативное божество на 8 слотов собрать у тебя не выйдет, небольшой оверкилл по характеристикам тебе не поможет. Когда ляжет партия (у которой, внезапно, фишек шаффла нет) - тебя точно так же методично разберут на запчасти, а свои тёрны ты будешь тратить на фласки и/или на прокасты хила или буста к дефенсу (и то, пока не кончатся SP). Выйти из данжа на среднем этаже - равносильно факапу. Потеря драгоценного времени, дня, и, вероятнее всего, факап S10 со всеми персами.

В чем претензия-то?
THANATOS416 — 19.04.2023 в 02:04
Бронзовый охотник за трофеями
59
Кстати меня вообще уже задолбал тайм менеджмент, повседневка и дэйт сим. Хочу чтоб было как раньше! Персона 2 форевэ!! Только попробуйте сделать персону 6 в стиле прошлых трех! Ваще не круто будет.
arvenoid — 19.04.2023 в 02:21
Press Team
0
THANATOS416, всеми руками за. Хочу сюжетное и мрачное приключение без постоянного подталкивания меня таймером. Двойки в этом плане прямо идеал.

Но я всё же думаю, что шестерка будет продолжать гнуть линию дейтсима)
Pharos — 19.04.2023 в 11:47
Пластмассовый охотник за трофеями
0
THANATOS416, а мне нравится задумка сим-дэйт(для практики языка хорошо), но я согласен с тобой,что эта идея уже довольно скучная и нужно что-то новое. Персона 2 это шедевр, хотелось бы чтобы в новой части был тоже серьезный и невысосанный из пальца сюжет.
Virus_Maxwell — 19.04.2023 в 16:29
Пластмассовый охотник за трофеями
0
THANATOS416, к сожалению... там уже готовится мобильная 5 часть, а с учётом того, насколько сама 5 и её Роял версия были успешны, мы получим именно такой вариант.
Так в 3 ещё хоть как-то думать нужно было, продумывать что и когда делать, чем заниматься, да и гриндить бесконечно было проблемно... в 4 и особенно в 5 упростили всё по максимуму. У меня в 5 части без плана всегда оставалось полмесяца минимум, когда все SL прокачены, а ждать нужно.
Makishima — 19.04.2023 в 16:38
Серебряный охотник за трофеями
0
THANATOS416, ну в 4ке голден (ориг на вите) имхо самый лучший тайм менеджмент. Поэтому моя любимая часть. Вообще шикарно все продумали. Ориг П5 тоже в принципе хардовая - если ошибся приходится на 2+ недели откатывать время и заново все прекачивать и переигрывать.
Silent-hiller47 — 19.04.2023 в 18:10
Золотой охотник за трофеями
7
THANATOS416, я про это здесь уже несколько лет подряд пишу. P2EP была идеальной Персоной как чисто сюжетная рпг, безо всего лишнего. 4-ка оставила впечатление гламурного цветастого онеме про школьные будни. Симулятор школы, а не очередной родственник Мегатэна. Тот же Кузуноха Райду был в разы лаконичнее и лучше. Я уж не говорю про DDS, которая по сути вариация на тему основной ветки SMT.
redwing — 19.04.2023 в 05:42
Металлический охотник за трофеями
40
Давно хочу попробовать но отталкивает отсутствие локализации.
podvodn1k — 19.04.2023 в 10:00
PREMIUM
47
redwing, не сомневайся, это именно тот случай, когда можно вооружившись переводчиком сидеть и повышать свой скилл не только в игре, но и в знании языка. По крайней мере с Persona 5 у меня вышло именно так, хотя мои знания были в районе "лет ми спик фром май харт", но игра стала в пятерку лучших игр, в которые я вообще играл за все время. Может для тебя именно эта игра такой и не станет, но языковой барьер тут не должен быть фактором сдерживания. Попробовать стоит.
BigDogRule — 19.04.2023 в 13:03
Бронзовый охотник за трофеями
0
redwing, перевод за заключительном этапе, но, конечно, вряд ли появится раньше конца года.
Provisorus — 19.04.2023 в 08:32
Бронзовый охотник за трофеями
20
Огромное спасибо за обзор!
В своё время, когда картридж для PS Vita купил в 2013, то дошёл до момента, когда они на пляж все отправились. В игре прям всё нравилось, не знаю почему на другие проекты переключился. Долго мне до конца игры ещё осталось проходить?

Yokushiro — 19.04.2023 в 09:49
Руководитель группы "Консольщики Иваново"
10
Provisorus, ну, 3/4 игры ты уже прошел значит)
Udav_spb — 19.04.2023 в 09:34
Бронзовый охотник за трофеями
20
Судя по всему ни на четвертую Персону ни на пятерку Рояль так и нет годного русификатора на ПК?
Vals — 19.04.2023 в 11:17
Начинающий охотник за трофеями
10
Никогда не был большим фанатом подобных японских трудов, разве что в далеком детстве, еще на PS 1, проходил какого-то древнего Megaman-a с каким-то огромным миром.

Но вот взял PS 5 и одной из первых пройденных игр стала именно Persona 5, прошёл практически взахлёб.

С радостью бы поиграл в ту же 4ку, или 6ую часть. Кто не играл, рекомендую хотя бы попробовать. Инглиш далеко не идеальный, но иногда с лазанием в переводчик пройти вполне реально.
Turnaround — 19.04.2023 в 11:49
Пластмассовый охотник за трофеями
20
Типичные комменты до выхода ремастеров 3 и 4 Персон: "Пятёрка говно! Третья/четвёртая часть лучше!"
Типичные комменты после выхода ремастеров 3 и 4: "Третья/четвёртая говно! Переиздайте первую/вторую!"
Мне вот интересно, это пишут одни и те же люди, или просто фанаты 3 и 4 отвалились и теперь кричат фанаты 1 и 2?
Походу дела никто не ненавидит Персоны так, как ненавидят серию её фанаты.
BigDogRule — 19.04.2023 в 13:03
Бронзовый охотник за трофеями
0
Turnaround, да.
Yokushiro — 19.04.2023 в 13:12
Руководитель группы "Консольщики Иваново"
10
Сообщение от Turnaround
Походу дела никто не ненавидит Персоны так, как ненавидят серию её фанаты.
Про этой уже давно есть целый мем! Сразу рядом с мемом что "настоящие фанты персоны ни разу даже не запустили персону"))
THANATOS416 — 19.04.2023 в 13:58
Бронзовый охотник за трофеями
20
Сообщение от Turnaround
Типичные комменты до выхода ремастеров 3 и 4 Персон: "Пятёрка говно! Третья/четвёртая часть лучше!"
Типичные комменты после выхода ремастеров 3 и 4: "Третья/четвёртая говно! Переиздайте первую/вторую!"
Мне вот интересно, это пишут одни и те же люди, или просто фанаты 3 и 4 отвалились и теперь кричат фанаты 1 и 2?
Походу дела никто не ненавидит Персоны так, как ненавидят серию её фанаты.
Во первых ремастеры первых игр просят уже давным давно, во вторых едва ли хоть кто то считает пятую говном, но сюжетом она явно слабовата, и не впечатляет так уж сильно на фоне предыдущих поскольку не предлагает ничего радикально нового а собирает геймплейные фичи со всей серии.
Makishima — 19.04.2023 в 16:48
Серебряный охотник за трофеями
60
Дались всем эти русификаторы. Там в Персонках кроме лекций по психологии ничего сложного в английском нет. Вообще несложно. Более того - даже без словаря можно пока играешь научиться английскому (я правда раньше п4голден на вите это сделал - где-то в 10 году само по себе выучилось пока играл на псп в мгс писволкер и kingdom hearts birth by sleep брал юмдхи в релиз - я тода был маньяком - все игры на псп как выходили покупал, так до сих пор псп не прошита, жива старушка, батарею только заменил, ни единой царапинки, она научила меня английскому, Ну.. еще игры на пс2 там - всякие-разные, но большинство были пиратки с переводами).
Gohapsp — 20.04.2023 в 23:35
Бронзовый охотник за трофеями
10
Makishima, у самого тоже старушка PSP до сих пор жива). Ностальгия прям).
На тему лёгкого английского - согласен. Он там прям разговорный, понимается на ура.
 Рeклaмa