Обзор Crusader Kings III: Console Edition
FenixBK —

Каждый вечер, посвящённый Crusader Kings III: Console
Edition, заканчивался для меня одним и тем же – тремя часами
нервного сна перед утренними делами. Не игра, а машина времени!
Конечно, так можно просидеть и за сетевыми шутерами с друзьями, но
глобальные стратегии от Paradox Interactive – развлечение
совершенно иного формата. У шведской команды за плечами огромный
опыт работы в этом жанре: серии Europa Universalis, Hearts of Iron,
Victoria и Crusader Kings, может, и не побывали на каждом в мире
компьютере, но вы наверняка слышали хотя бы об одной из них. В этой
линейке Crusader Kings III пока является самой молодой и наиболее
яркой. Она вышла на PC два года назад, а теперь добралась до новых
платформ – PS5 и Xbox Series.
Стратегии на консолях – особые гости. Они заглядывают в наши края редко, и на то есть важная причина: адаптировать управление под геймпад порой не так-то просто, особенно когда речь заходит о микроконтроле в реальном времени. С глобальными стратегиями, наподобие Crusader Kings III, история другая. Они не требуют спешки, поэтому и управление подогнать в данном случае проще. Но не будем забегать вперёд…
Консольная версия предлагает нам шесть сценариев, разворачивающихся в разное время: в 867-м и 1066-м годах. От лица одного из доступных правителей мы даём старт новой династии и погружаемся с головой в море политических интриг. Важно уточнить: в Crusader Kings III перед нами нет конкретной задачи в духе «Захвати всех» или «Стань королём месяца по версии учебников истории». Никакой конкретики. Мы просто наблюдаем за происходящим и способствуем личному процветанию. Никто не водит нас за ручку и не диктует правила. Можно даже максимально ускорить время и свести всю игру к выбору решений из меню случайных событий. Правда, это может закончиться быстро: если ваш король или королева умрут, не оставив наследников. Если же есть хоть один живой отпрыск, он станет править землями предков, и игра продолжится от его лица.
Управлять династией в Crusader Kings III: Console Edition чертовски увлекательно. Огромное внимание разработчики уделили взаимодействию между придворными и политиками, представляющими свои страны. Как и положено, государства воюют между собой, заключают союзы и всячески контактируют, однако это происходит не напрямую, а через разных людей. Монархи со своими супругами, детьми, чиновниками, советниками и прочими представителями знати – это точки влияния на страны и территории.
В Crusader Kings III приходится воевать реже, чем плести паутины интриг. И процесс этот затягивает как чёрная дыра. Заключение браков, подкупы, поиск тайн, покушения, происки и т.д. Paradox Interactive подарили игрокам богатый и разнообразный инструментарий ведения грязной игры. Нужно не только следить за обстановкой в мире, приходится контролировать собственных придворных, развитие экономики и отношение с религией.
У каждого правителя есть базовая подборка навыков, дающая бонус к одному из возможных образов жизни. Всего пять направлений: дипломатия, военное дело, управление, интриги и учёность. Там, где дипломаты будут решать вопрос миром и переговорами, почитатели военного дела постараются добиться своего мечом и щитом. Учёность и управление помогают развивать державу, а интриги – это настоящая стелс-тактика от мира стратегий.
Думаете, это всё? Нет! Свойства личности персонажей тоже влияют на методы управления и решения дел. Они бывают врождёнными: амбиции, мстительность и т.д.; или приобретаемыми: хорошая харизма благодаря образованию, пьянство из-за пристрастия к алкоголю и т.д. Особняком стоят престиж, благочестие и признание, которые тоже меняются в зависимости от принимаемых решений. Их показатели служат подобием валюты. Хотите созвать претендентов с притязаниями на разные земли? Отдайте часть престижа. Взамен вы получите человека, который позволит развязать войну за территорию. Просто так нападать на всех подряд в Crusader Kings III не дают. На всё должна быть причина. Её можно найти или создать!
Религия легко может помочь в политических схватках. Покровительство конфессий – это инструмент влияния. Если вы будете на плохом счету у папы, он никогда не поддержит вас в спорных ситуациях. Епископа из личного совета можно попросить подделать претензию на территорию или обратить людей в веру, сделав земли более спокойными. Духовенство затрагивает даже вопросы брака. Например, муж-католик, взявший в жёны даму с чертой «обжорство», будет хуже к ней относиться, потому что по меркам его веры, это грех. Что уж говорить про откровенных блудниц, которых приходится терпеть ради влиятельного союза…
Иногда помолвки закрепляются чуть ли не с пелёнок. Почему? Это тоже часть политики. Подобные связи детей, маршалов, придворных врачей и прочих личностей – это маленькие детальки одного большого пазла, за которым может скрываться коварный план по захвату территорий. Всё можно использовать в своих целях. Например, не все мужья и жёны благочестивы. У них могут быть любовные секреты. И с их помощью легко устраивать шантажи и получать влияние. Каким способом добиваться поставленных целей – решает сам игрок. Чуть выше лишь часть опций и путей, ведь если описывать всё, получится объёмный гайд.
Что же может помешать исполнить задуманное? Вариантов полно. Тайные советники других стран тоже не зря едят свой хлеб. Графы и герцоги спят и видят, как бы занять место короля или императора, поэтому будут носом рыть землю, чтобы найти повод для объявления войны. И если схватки не избежать, самое время собирать армию и рыцарей. В неё входят регулярные войска в виде ополчения, а также специальные полки, которые легко собрать, если карманы ломятся от золота. Самый простой способ получить преимущество – нанять гигантский отряд наёмников, но тогда точно всему государству придётся затянуть пояса. Казна опустеет очень быстро. Любые военные конфликты требуют денег, а развивать города не так-то просто.
Деньги поступают с налогов, которые зависят от развития хозяйственных построек, охотничьих угодий и прочего. Строить и улучшать их – затратно и долго. Они создаются долгими месяцами или даже годами. Правда, грамотный монарх всегда должен балансировать между поддержкой армии, экономикой и любовью народа. Тиранам такой путь неведом. Их удел – путь страха и ужаса. Пытки заключённых, казни неугодных придворных, заковывание в кандалы всех подряд. Какой от этого будет эффект? На такие вопросы приятно находить ответы, лично экспериментируя в игре.
Давайте сделаем два шага назад и снова поговорим о войне. Сражения на небольших территориях легко контролировать, управляя одним или несколькими отрядами. Однако так бывает не всегда. Например, если начнется Крестовый поход и вы решитесь его поддержать, на карте будут твориться хаос и безумие. Ручное управление армией станет настоящей морокой. Десятки отрядов начнут бегать друг за другом, словно в «Шоу Бенни Хилла», и осаждать города. На этот случай предусмотрено автоматическое управление с выбором модели поведения ИИ. Удобная вещь, позволяющая не отвлекаться от интриг и государственных дел. В такие моменты понимаешь, на какие геймплейные элементы разработчики делали больший акцент.
Не оставили игру и без мультиплеера. Как и в кампании, тут можно выбрать ряд настроек, а затем вместе с живыми людьми бороться за влияние на различных участках Евразии и Африки. Вы, наверное, заметили, как неровно идёт моё повествование. Приходится сильно сжимать информацию, ведь о Crusader Kings III: Console Edition сложно рассказывать последовательно. Слишком много всего!
Все игровые возможности цепляются одна за другую и хорошо дополняют друг друга. К сожалению, от новичков часть шарма игры будет ускользать даже после обучения. Оно просто не покрывает все моменты и нюансы. И это при том, что на него уходит час реального времени! Информации вываливают безмерное количество, но в этом есть ряд плюсов. Например, все важные термины выделяются и имеют сопроводительную информацию. Можно буквально утонуть, вникая в окошки, всплывающие одно за другим. Благо всё это интересно и познавательно, поскольку здесь подаётся реальная историческая информация с соответствующей терминологией.
В подобных стратегиях часто приходится сталкиваться с обилием функций, спрятанных по разным меню. Crusader Kings III от этого не избавилась, да и как иначе подать десятки и даже сотни геймплейных возможностей? Мириады настроек – это почти особенность жанра. Новичка такое может отпугнуть, но проект не требователен к сиюминутным познаниям. Геймплейные тонкости приятно постигаются в процессе. Как мы уже говорили вначале, конкретной цели перед игроком не ставится. Просто играем и наслаждаемся.
Напоследок, один из важнейших вопросов: что с управлением? Paradox Interactive сделали радиальные меню, разложили функции по кнопкам геймпада, всё подписали и превратили левый аналог в курсор. Они старались, и за это им спасибо. Смогли ли они заменить мышь? Нет, но играть более-менее комфортно. Буквально час-два в режиме слепого котёнка, и к раскладке привыкаешь. Активная пауза спасает в любой ситуации. В разные важные моменты она срабатывает автоматически.
В Crusader Kings III: Console Edition очень простенькая визуальная составляющая. Схематичные объекты на карте сочетаются с лаконичными трехмерными модельками героев. Битвы армий показаны условно: два юнита рубят друг друга под исчезающие показатели численности войска. Глобальные стратегии никогда не были объектом восхищения на поприще графики. Зато с музыкальным сопровождением разработчики точно не прогадали. Этнические мотивы разных народов и старинные музыкальные инструменты создают впечатление, будто сидишь где-то на пиру в замке. Прекрасное попадание в атмосферу. Ну и, конечно, нельзя обойти стороной локализацию. Игру перевели на великий и могучий. Текста невероятно много, и один-два ляпа на такой объем – это вообще не критично. Зато всё понятно и удобно!
Обзор написан по цифровой версии игры для PS5, предоставленной редакции издателем.
Стратегии на консолях – особые гости. Они заглядывают в наши края редко, и на то есть важная причина: адаптировать управление под геймпад порой не так-то просто, особенно когда речь заходит о микроконтроле в реальном времени. С глобальными стратегиями, наподобие Crusader Kings III, история другая. Они не требуют спешки, поэтому и управление подогнать в данном случае проще. Но не будем забегать вперёд…
Консольная версия предлагает нам шесть сценариев, разворачивающихся в разное время: в 867-м и 1066-м годах. От лица одного из доступных правителей мы даём старт новой династии и погружаемся с головой в море политических интриг. Важно уточнить: в Crusader Kings III перед нами нет конкретной задачи в духе «Захвати всех» или «Стань королём месяца по версии учебников истории». Никакой конкретики. Мы просто наблюдаем за происходящим и способствуем личному процветанию. Никто не водит нас за ручку и не диктует правила. Можно даже максимально ускорить время и свести всю игру к выбору решений из меню случайных событий. Правда, это может закончиться быстро: если ваш король или королева умрут, не оставив наследников. Если же есть хоть один живой отпрыск, он станет править землями предков, и игра продолжится от его лица.
Управлять династией в Crusader Kings III: Console Edition чертовски увлекательно. Огромное внимание разработчики уделили взаимодействию между придворными и политиками, представляющими свои страны. Как и положено, государства воюют между собой, заключают союзы и всячески контактируют, однако это происходит не напрямую, а через разных людей. Монархи со своими супругами, детьми, чиновниками, советниками и прочими представителями знати – это точки влияния на страны и территории.
В Crusader Kings III приходится воевать реже, чем плести паутины интриг. И процесс этот затягивает как чёрная дыра. Заключение браков, подкупы, поиск тайн, покушения, происки и т.д. Paradox Interactive подарили игрокам богатый и разнообразный инструментарий ведения грязной игры. Нужно не только следить за обстановкой в мире, приходится контролировать собственных придворных, развитие экономики и отношение с религией.
У каждого правителя есть базовая подборка навыков, дающая бонус к одному из возможных образов жизни. Всего пять направлений: дипломатия, военное дело, управление, интриги и учёность. Там, где дипломаты будут решать вопрос миром и переговорами, почитатели военного дела постараются добиться своего мечом и щитом. Учёность и управление помогают развивать державу, а интриги – это настоящая стелс-тактика от мира стратегий.
Думаете, это всё? Нет! Свойства личности персонажей тоже влияют на методы управления и решения дел. Они бывают врождёнными: амбиции, мстительность и т.д.; или приобретаемыми: хорошая харизма благодаря образованию, пьянство из-за пристрастия к алкоголю и т.д. Особняком стоят престиж, благочестие и признание, которые тоже меняются в зависимости от принимаемых решений. Их показатели служат подобием валюты. Хотите созвать претендентов с притязаниями на разные земли? Отдайте часть престижа. Взамен вы получите человека, который позволит развязать войну за территорию. Просто так нападать на всех подряд в Crusader Kings III не дают. На всё должна быть причина. Её можно найти или создать!
Религия легко может помочь в политических схватках. Покровительство конфессий – это инструмент влияния. Если вы будете на плохом счету у папы, он никогда не поддержит вас в спорных ситуациях. Епископа из личного совета можно попросить подделать претензию на территорию или обратить людей в веру, сделав земли более спокойными. Духовенство затрагивает даже вопросы брака. Например, муж-католик, взявший в жёны даму с чертой «обжорство», будет хуже к ней относиться, потому что по меркам его веры, это грех. Что уж говорить про откровенных блудниц, которых приходится терпеть ради влиятельного союза…
Иногда помолвки закрепляются чуть ли не с пелёнок. Почему? Это тоже часть политики. Подобные связи детей, маршалов, придворных врачей и прочих личностей – это маленькие детальки одного большого пазла, за которым может скрываться коварный план по захвату территорий. Всё можно использовать в своих целях. Например, не все мужья и жёны благочестивы. У них могут быть любовные секреты. И с их помощью легко устраивать шантажи и получать влияние. Каким способом добиваться поставленных целей – решает сам игрок. Чуть выше лишь часть опций и путей, ведь если описывать всё, получится объёмный гайд.
Что же может помешать исполнить задуманное? Вариантов полно. Тайные советники других стран тоже не зря едят свой хлеб. Графы и герцоги спят и видят, как бы занять место короля или императора, поэтому будут носом рыть землю, чтобы найти повод для объявления войны. И если схватки не избежать, самое время собирать армию и рыцарей. В неё входят регулярные войска в виде ополчения, а также специальные полки, которые легко собрать, если карманы ломятся от золота. Самый простой способ получить преимущество – нанять гигантский отряд наёмников, но тогда точно всему государству придётся затянуть пояса. Казна опустеет очень быстро. Любые военные конфликты требуют денег, а развивать города не так-то просто.
Деньги поступают с налогов, которые зависят от развития хозяйственных построек, охотничьих угодий и прочего. Строить и улучшать их – затратно и долго. Они создаются долгими месяцами или даже годами. Правда, грамотный монарх всегда должен балансировать между поддержкой армии, экономикой и любовью народа. Тиранам такой путь неведом. Их удел – путь страха и ужаса. Пытки заключённых, казни неугодных придворных, заковывание в кандалы всех подряд. Какой от этого будет эффект? На такие вопросы приятно находить ответы, лично экспериментируя в игре.
Давайте сделаем два шага назад и снова поговорим о войне. Сражения на небольших территориях легко контролировать, управляя одним или несколькими отрядами. Однако так бывает не всегда. Например, если начнется Крестовый поход и вы решитесь его поддержать, на карте будут твориться хаос и безумие. Ручное управление армией станет настоящей морокой. Десятки отрядов начнут бегать друг за другом, словно в «Шоу Бенни Хилла», и осаждать города. На этот случай предусмотрено автоматическое управление с выбором модели поведения ИИ. Удобная вещь, позволяющая не отвлекаться от интриг и государственных дел. В такие моменты понимаешь, на какие геймплейные элементы разработчики делали больший акцент.
Не оставили игру и без мультиплеера. Как и в кампании, тут можно выбрать ряд настроек, а затем вместе с живыми людьми бороться за влияние на различных участках Евразии и Африки. Вы, наверное, заметили, как неровно идёт моё повествование. Приходится сильно сжимать информацию, ведь о Crusader Kings III: Console Edition сложно рассказывать последовательно. Слишком много всего!
Все игровые возможности цепляются одна за другую и хорошо дополняют друг друга. К сожалению, от новичков часть шарма игры будет ускользать даже после обучения. Оно просто не покрывает все моменты и нюансы. И это при том, что на него уходит час реального времени! Информации вываливают безмерное количество, но в этом есть ряд плюсов. Например, все важные термины выделяются и имеют сопроводительную информацию. Можно буквально утонуть, вникая в окошки, всплывающие одно за другим. Благо всё это интересно и познавательно, поскольку здесь подаётся реальная историческая информация с соответствующей терминологией.
В подобных стратегиях часто приходится сталкиваться с обилием функций, спрятанных по разным меню. Crusader Kings III от этого не избавилась, да и как иначе подать десятки и даже сотни геймплейных возможностей? Мириады настроек – это почти особенность жанра. Новичка такое может отпугнуть, но проект не требователен к сиюминутным познаниям. Геймплейные тонкости приятно постигаются в процессе. Как мы уже говорили вначале, конкретной цели перед игроком не ставится. Просто играем и наслаждаемся.
Королевская
охота
Хотя Crusader Kings III: Console Edition не ставит перед игроком конкретных задач, за неё это делают трофеи. И судя по списку, здесь эпическая и в меру хардкорная платина. В этом виновата изрядная доля рандомных событий, сопровождающих каждую игровую сессию, а также режим «Железная воля» с автоматическим сохранением прогресса.
Хотя Crusader Kings III: Console Edition не ставит перед игроком конкретных задач, за неё это делают трофеи. И судя по списку, здесь эпическая и в меру хардкорная платина. В этом виновата изрядная доля рандомных событий, сопровождающих каждую игровую сессию, а также режим «Железная воля» с автоматическим сохранением прогресса.






Напоследок, один из важнейших вопросов: что с управлением? Paradox Interactive сделали радиальные меню, разложили функции по кнопкам геймпада, всё подписали и превратили левый аналог в курсор. Они старались, и за это им спасибо. Смогли ли они заменить мышь? Нет, но играть более-менее комфортно. Буквально час-два в режиме слепого котёнка, и к раскладке привыкаешь. Активная пауза спасает в любой ситуации. В разные важные моменты она срабатывает автоматически.
В Crusader Kings III: Console Edition очень простенькая визуальная составляющая. Схематичные объекты на карте сочетаются с лаконичными трехмерными модельками героев. Битвы армий показаны условно: два юнита рубят друг друга под исчезающие показатели численности войска. Глобальные стратегии никогда не были объектом восхищения на поприще графики. Зато с музыкальным сопровождением разработчики точно не прогадали. Этнические мотивы разных народов и старинные музыкальные инструменты создают впечатление, будто сидишь где-то на пиру в замке. Прекрасное попадание в атмосферу. Ну и, конечно, нельзя обойти стороной локализацию. Игру перевели на великий и могучий. Текста невероятно много, и один-два ляпа на такой объем – это вообще не критично. Зато всё понятно и удобно!

85
|
Crusader Kings III:
Console Edition – достойный порт отличной стратегии. Paradox
Interactive создала в своём проекте невероятный мир политических
интриг. В третьей части серии отлично уживаются глобальные войны,
управление городами и подковёрные игры знати. Из-за их умелого
симбиоза оторваться от перекраивания истории мира невероятно
сложно. Правда, специфика CKIII даёт о себе знать: без обучения и
методичного освоения всех игровых возможностей от неё сложно будет
в полной мере получить удовольствие. К тому же геймпад даже для
таких неспешных стратегий – всё ещё не лучший вариант. Благо
разработчики постарались сделать всё, чтобы навигация по
бесчисленным меню на консолях была на приемлемом уровне. |
Обзор написан по цифровой версии игры для PS5, предоставленной редакции издателем.
собрали 48 244 из 300 000 рублей
11 комментариев, 47 388 просмотров
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
zloiqwebeck — 03.04.2022 в 20:05
Бронзовый охотник за трофеями
Жаль без пс4, а то когда доберусь до пятой, уже забуду про нее.
Игра отличная, обзор интересный
Игра отличная, обзор интересный
Saint36 — 04.04.2022 в 08:27
Бумажный охотник за трофеями

Не игра, а наркотик. Ничего не понятно, но очень интересно. Правда
столкнулся с тем, что спустя 10 часов игры за персонажа тупо
запоролись сейвы на PS5, а играл я в железном режиме. Пришлось
начинать заново…
Kurobe — 04.04.2022 в 08:51
Бронзовый охотник за трофеями
Обзор заинтриговал, но на плюхе джойстиком вряд ли буду в такое
играть
TSwan — 04.04.2022 в 11:52
Металлический охотник за трофеями
Если Стор откроют, обязательно попробую.
Byacca — 04.04.2022 в 13:08
Бронзовый охотник за трофеями
Запомнились они мне только хамски-наплевательским отношением к
истории. Не знаю, изменилось это в их последних играх или нет, но
осадок от Hearts of Iron по прежнему густой и противный.
SKID — 04.04.2022 в 18:18
Заблокирован
Byacca, зачем требовать точной историчности в играх, где ты
сам эту историю меняешь и создаешь? Кино без интерактива хочется?
fare — 04.04.2022 в 21:30
Пластмассовый охотник за трофеями

Игра и в правду интересная, но, кто делал шрифт для нее, я на своем
50' ничего прочитать не могу с дивана. Ну хоть чуть-чуть побольше
бы сделали.
M_E_Ghaleon — 05.04.2022 в 19:24
Пластмассовый охотник за трофеями

fare, на 55 полет нормальный, читается без проблем. В Age of
wonders был мелкий, но там последующим патчем увеличили, могут и
тут так же.
M_E_Ghaleon — 05.04.2022 в 19:27
Пластмассовый охотник за трофеями

Уточню, хотя мог проморгать в обзоре, есть ещё свободный режим, где
можно выбрать кого только душа пожелает и отыграть по полной) И
повторюсь снова - игра огонь!
max3594 — 28.04.2022 в 08:19
Начинающий охотник за трофеями
Товарищи, проясните, это какая то ж... При игре на xbox после смены
авторитета короны на ограниченный авторитет вождя и в последующем
при разблокировке выбора высокого авторитета невозможно его
выбрать, стик просто не реагирует, можно только откатиться обратно.
Уже почти 100 лет играю так. У всех такая проблема присутствует?
Или может есть какой то обход данного бага. Уже месяц как игра
вышла, а данный баг так и не пофиксили, что очень как портит
впечатление от игры, просто ты не можешь перейти к феодализму,
играй за племя до последнего называется.