Команда Stratege вспоминает любимые игры о Второй мировой войне

Вторая мировая война — самая масштабная и страшная военная
катастрофа в истории нашей планеты, по крайней мере на данный
момент, начавшаяся разделением Польши и затем прошедшая кованым
сапогом по землям европейского континента, Африки, Азии и японским
островам, унеся с собой более 60 миллионов жизней, разрушив города
и навек разделив семьи. В её пожарах творилось множество ужасов, от
истребления мирного населения по национальному признаку, до
бесчеловечных опытов над живыми людьми, впрочем, существенно
продвинувших медицину и дав учёным ряд новых ценных знаний. Да, у
зла бывает положительный побочный эффект, но цена его слишком
велика.
Сегодня на дворе 9 мая 2018 года — прошло ровно 73 года со дня подписания капитуляции Германии по советскому времени, и для нашей страны, в которой родились многие наши читатели, о которой слышали и читали в учебниках истории все, завершилась Великая Отечественная война. Это была главная часть Второй мировой войны, ведь на Восточном фронте сражалось абсолютное большинство войск немецкого вермахта, три четверти безвозвратных немецких потерь случились именно на советских землях, а разгромлено было около шести сотен дивизий, как вермахта, так и СС, включая «национальные» дивизии и коллаборационистов. Правда, война для СССР закончилась всего на несколько месяцев, а потом ещё на неполный месяц открылся японский фронт — оказанная США огромная материальная поддержка наших войск обязывала ответить той же монетой. В сентябре 1945, спустя полных шесть лет войны, она окончательно завершилась.

Так выглядело знамя Победы, подружённое в отверстие короны Богини Победы пятеркой советских бойцов. Событие произошло 30 апреля 1945 года, за девять дней до окончательнйо сдачи Берлина и завершения советско-германской войны. Известное фото с тремя бойцами — не более чем просто перенос этого знамени на купол рейхстага через два дня, когда столица Германии была уже спокойной, уличные бои прекратились и пули не свистели.
Сегодня наша команда призывает читателей поздравить своих стариков и знакомых ветеранов, если вам посчастливилось знать лично ещё живых участников тех страшных событий или детей войны. Первых, к сожалению, осталось очень мало. Берегите этих людей, независимо от ваших личных взглядов на прошлое и историю — не будь их, не было бы и вас с вашими взглядами, да очень ценным мнением. И нас. Поздравлять друг друга же у нас нет причин, поскольку не жили тогда, не участвовали, а знаем лишь по воспоминаниям дедов, прадедов, бабушек и прабабушек, кому посчастливилось с ними расти. Поэтому мы решили поговорить в формате нашего сайта, вспомнив про наши любимые игры о Второй мировой и Великой Отечественной.
Всё своё детство я рос на книгах о Великой Отечественной войне,
созданных и нарисованных для детей, или написанных для взрослых. До
сих пор помню, как отдыхая в одесском санатории с мамой, я
зачитывался книгой об отряде советских партизан, только никак не
могу вспомнить её название. Помню лишь, что очень понравилась. И
даже во времена помутнения рассудка с участием в различных
околополитических движениях, в том числе правого крыла, я не терял
уважение к старикам и не переставал ценить вырванную ими победу над
агрессором, пришедшим превратить славян в народ рабов. Сам застал
двух живых прадедов, один из которых всю жизнь отслужил в РККА и
органах советской власти, а второй — юнцом попал в 14-ю
гренадёрскую дивизию СС, а затем сбежал оттуда к французским
партизанам, когда после котла под Бродами остатки соединения были
отправлены в западную Европу. С первым я рос, а второго видел всего
пару раз совсем мальцом, с родственниками по отцовской линии мы
быстро потеряли контакт. Как и с отцом, собственно.
Великой Отечественной в частности, да и Второй мировой войной в целом, я интересовался максимально, читая не только учебники истории, но и альтернативные источники, в том числе всевозможные мемуары и «личные расследования». Дома собралась неплохая личная библиотека на эту тему, наполненная книгами историков, исследователей и участников сражений. Мне всегда были интересны все стороны конфликта, и немецкая даже больше — про советскую я много знал от прадеда, с которым рос, который учил меня играть в шахматы и много рассказывал о войне, о фронте, и о послевоенных сражениях на землях западной Украины. Была у прадеда и внутренняя трагедия — один из его родственников, брат жены, оказался по иную сторону баррикад, пополнив ряды УПА. Рассказывал прадед об этом уже спокойно: «Каждый воевал за то, во что верил. Каждый хотел хорошего и видел будущее по-своему, наверное. Мы оказались сильнее». Он многого добился и умер в 2009 году, а местная компартия написала о нём заметку в своей газете, почтив память.
Учитывая всё это, мой интерес к разным сторонам и участникам войны,
идеальными играми о Второй мировой мне кажутся стратегии, вроде
«В тылу врага», моей первой в этом жанре Operation
Europe: Path to Victory, Sudden Strike
(«Противостояние») и «Блицкриг», также похитившие массу
моего времени. Недавно установил третью часть последней из
упомянутых серий, неожиданно захотелось поиграть. Через несколько
часов укатываю в деревню на несколько дней, PS4 с собой не повезу,
а вот ноутбук обязательно. Но стратегии стратегиями, они идеальны,
а мы же говорим о любимых играх и сериях, взявших за основу
величайший конфликт в истории человечества.
Хорошенько поразмыслив и взвесив свои чувства, ощущения и эмоции, к любимым играм о Второй мировой я легко отнесу сериал Sniper Elite, созданный британской командой Rebellion и насчитывающий четыре основных выпуска и три ответвления в лице Nazi Zombie Army. Когда вышла первая часть этой франшизы, я был удивлён её откровенной сюжетной наглостью, но в то же время прекрасно знал по рассказам прадеда и прочитанным мемуарам, что советские и американские войска успели повоевать на просторах разрушенного Берлина, пытаясь прихватить как можно больше ценной документации и наследия Третьего рейха. Массовых боёв не было, лишь одиночные стычки. Все эти находки очень помогли в развитии ракетостроения, реактивных движков и прочей прелести, наследию немецких инженеров не было цены.
Были и другие, более известные широкой общественности столкновения советских и американских войск, в том числе бой в небе над Нишем, когда советские асы уничтожили несколько американских самолётов, по ошибке атаковавших советскую транспортную колонну. А из воспоминаний советских командиров можно почерпнуть информацию, как несколько раз немцы прикрывались американскими флагами, выдавая себя за союзников, и в итоге разозлённые бойцы как-то вдарили по американцам со всех стволов, приняв их за очередных переодетых немцев. Ошибочка вышла.


В Sniper Elite можно попасть в голову, яйца и сердце нацисту, при этом разглядев свой успех в самом лучшем виде.
Игра Sniper Elite взяла за основу именно эти осколки мемуаров, создав на их основе сюжет, где американский снайпер пытается предотвратить попадание ядерного немецкого наследия в руки советских бойцов. Ремейк игры, также выступающий своеобразным её сиквелом — Sniper Elive V2, также исследовал эту тему. Основными противниками нашего героя были немецкие войска, но и против советских солдат повоевать приходилось. Почему-то этот факт возмутил множество доморощенных патриотов на просторах бывшего СССР, при этом эпизоды за нацистов в Call of Duty и Return to Castle Wolfenstein их не смущали. Равно как и стратегии, где можно было под нож пускать целые советские города. Двойные стандарты, товарищи.
Почему Sniper Elite? Потому что независимо от того, кто выступает виртуальным противником, игры этой серии позволяют игроку почувствовать себя не только снайпером в уникальных эпизодах, но даже партизаном. Помните, я же рос на книжках про партизан? Партизаны ведь всегда хорошие. Игра поддерживала и кооперативное прохождение, предлагая двум игрокам не только победить всех врагов в основной сюжетной кампании, но и поучаствовать в побочных миссиях. Проходить проект совместно, поддерживая и прикрывая друг друга, попутно соревнуясь, кто больше наберёт очков и сделает самый зрелищный выстрел, было чертовски интересно.
Традиции продолжились в ответвлении Nazi Zombie Army, где нам показали обезумевших немецких зомби-солдат, в мрачном и очень атмосферном оккультном антураже. Дизайнеры команды Rebellion потрудились на славу, увешав всё вокруг не только свастическими и нацистскими символами, да скандинавско-германскими рунами, но и создав атмосферу оккультного ужаса, сопровождаемого зрительными и слуховыми галлюцинациями. В роли нескольких бойцов, представляющих разные стороны военного конфликта, мы пробивались через заполненные вернувшимися с того света нацистами локации, чтобы одержать победу над нацистскими генералами, угрожающими всему миру зомби-апокалипсисом.
Когда вышла третья номерная часть сериала, Sniper Elite III: Afrika, она отправила игроков на обширные просторы Африки, став одной из немногих не стратегических игр о Второй мировой, затронувшей этот фронт. До неё была Battlefield 1942 и ещё что-то. Нашим героем вновь стал неизменный снайпер по имени Карл, разведчик, заброшенный в тыл противника и вынужденный вновь спасать весь мир. Собственно, эта формула сохраняется от части к части, с ней просто нужно смириться и наслаждаться хорошо отточенным игровым процессом, позволяющим стать снайпером-одиночкой или объединиться с другом, и постепенно уничтожать опорные пункты, технику, вооружение и командиров противника. Не гнушаясь, впрочем, и рядовым составом. По сравнению со второй игрой, третья сделала существенный шаг вперёд по части графики и масштаба происходящего. Миссии стали более запутанными по части архитектуры, да и сложнее.
Наконец, вышедшая в феврале прошлого года Sniper Elite 4: Italia стала не просто шагом, а настоящим олимпийским прыжком вперёд с места, представив полюбившуюся игру в качественно новом виде. И речь не только об улучшенной графике, изначально созданной под железо текущего поколения, без седьмых якорей. Игра стала со всех сторон сложнее, продуманнее и больше. Миссии теперь развивались на огромных просторах и на высокой сложности, без ориентиров и индикаторов заданий, могли длиться несколько часов реального времени. Патрули противников стали вести себя немного разумнее, хотя искусственный интеллект так и остался на уровне бочонка со шнапсом.
Когда я играю в игры, независимо, в своё удовольствие или для работы, то всегда прокручиваю массу ассоциаций в голове. Когда угодно и хочется, я могу отвлечься от оригинальной задумки авторов и воображать что-то своё, ставя перед своим персонажем другие цели, вписывающиеся и реализуемые в рамках игрового уровня. Это касается любых игр, но именно экшены позволяют сделать это наилучшим способом, с минимальными потерями вовлечения в оригинальную историю. Поэтому, когда мне очень хочется, протагонист Карл, американский разведчик и снайпер, в моём воображении может превратиться хоть в советского партизана, каким-то образом попавшего в пески Африки или цветущие сады Италии. Это тоже одна из причин, по которым я люблю Sniper Elite и с нетерпением жду каждый следующий релиз в серии.
Такое событие, как Вторая Мировая война, никогда не стереть с ветхих страниц человеческой истории. Нам рассказывают о ней в учебных заведениях, по ТВ крутят фильмы, посвящённые ей, выпускается огромное количество книг и, конечно же, игр, так или иначе связанных с её событиями. В последней части знаменитой серии шутеров от первого лица - Call of Duty WWII мне очень понравилась подача темы товарищества в военные годы. Мне кажется, что с таким посылом и должны появляться игры про войну. Однако львиная доля проектов отодвигает на второй план подобные вещи, концентрируясь на зрелищности, эпичности и прочем.
Среди всех выходивших когда-либо игр об этом масштабном противостоянии мне больше всего нравятся две франшизы – The Saboteur и Операция Silent Storm. Поскольку Саша «Gustavus» вызвался рассказать про наш любимый с ним экшн, посвящённый французскому сопротивлению, я решил поведать о другой не менее симпатичной нам обоим франшизе, которая наверняка импонирует многим.
Операция Silent Storm – это настоящая бомба, созданная нашими
соотечественниками из Nival Interactive. Она была выпущена 15 лет
назад для PC и впоследствии обзавелась двумя продолжениями:
«Операция Silent Storm: Часовые» и «Серп и молот». Стоит отметить,
что игры серии не повторяют определённые исторические события
войны, перед нами типичные представители криптоистории. Именно
благодаря формату «теорий, недомолвок и мистики» разработчики
смогли получить определённый уровень свободы, позволяющий им вести
сюжет в какую угодно сторону без оглядки на реальные факты о Второй
Мировой.
Сюжет оригинальной Silent Storm пришёлся на 1943 год. Якобы в ходе войны появилась некая секретная организация «Молот Тора», которая поставила перед собой цель вывести на орбиту Земли лучевое орудия с целью тотального захвата власти на планете. Для реализации плана им нужны были немецкие ракетные технологии. И они получили их, отдав Третьему рейху взамен чертежи смертоносных панцеркляйнов, представляющих собой аналог тяжёлых экзоскелетов.
Я отлично помню, что Silent Storm всегда привлекал меня двумя вещами: тактическими возможностями и отличной моделью разрушений. Классы персонажей, внушительный список оружия и миссий удерживали меня у экрана тогда ещё толстенного квадратного монитора неделями. То же самое вытворяли впоследствии «Часовые», а вот «Серп и молот» такое повторить не смог.
В 2003 году возможность взять и сделать огромную дыру в стене с помощью гранатомёта смотрелась прямо скажем нереально. Первая Red Faction, вышедшая двумя годами ранее, сразу же отправлялась плакать в углу, обняв коленки и свою хвалёную систему разрушений. Жанры разные, возразите вы, но всё-таки лично меня Silent Storm привлекала больше, ведь это открывало невероятный простор для тактики. Стрельба на слух через стены, окна, двери и прочие объекты привносили свою долю реализма. Этим можно и нужно было пользоваться.
Кроме того, наличие ролевых элементов, а также модель прицеливания с распределением очков хода добавляла игре шахматности. До Silent Storm у меня никогда не появлялось вопроса: а стоит ли менять старое оружие на новое с чуть большим уроном? Я всегда менял, но в Silent Storm был показатель «привычка», который вгонял в ступор. Это как использовать свою старую мышку, а потом притащить домой новую, красивую, но иначе лежащую в руке. Будет лёгкий дискомфорт. Так же и с оружием в этой удивительной игре. Лучше попадать и наносить немного урона, чем часто стрелять мимо из крутого трофейного ствола. Впрочем, деваться в итоге было некуда, всю игру пройти с одной-единственной винтовкой или автоматом было почти нереально, всё потому что панцеркляйны были к ним практически невосприимчивы. Гранаты, фугасы, гранатомёты и энергетическое оружие – вот что представляло для них опасность.
Именно эти футуристические агрегаты из разряда секретных разработок
делали игру менее серьёзной. Не в плане геймплея, а в плане связи с
тематикой войны. Я не зря начал свою часть текста с вопросов
товарищества. Здесь их обыгрывают понемногу, однако когда герой,
который прошёл с тобой десятки опасных заданий, вдруг падает
замертво – хочется перезапустить миссию, загрузить сохранение,
бросится под пули ради спасения другим персонажем, в общем, сделать
хоть что-то для того чтобы вернуть его в строй. Жалко, что
разработчики не поработали над какой-то системой морали и
отношений. Она бы сделала игру ещё интересней - факт. В последующих
релизах этот вопрос тоже не был затронут должным образом.
«Часовые» стали прямым продолжением, рассказывающем об организации, противостоящей бойцам «Молота Тора». События игры происходят уже после войны, и хотя внешне каких-то принципиальных отличий между «Часовыми» и оригинальной Silent Storm нет, они оказались очень разными внутри. Nival решили накрутить контргаек на без того крепкий механизм игры. Была внедрена система финансов (Часовых государство не спонсирует), у оружия появился показатель износа (привет, осечки и заклинивание), рандомные уровни были отправлены на тот свет, уступив место проработанным заданиям. Можно загибать пальцы и дальше, но мы тут не за этим. Продолжение вышло достойным. С этим не поспорить. Что касается третьей игры линейки «Серп и молот», то к ней все без исключения отнеслись по-разному. Мнения разделились, и лично меня она не впечатлила. Я был рад, что в её названии нет заветных слов «Silent Storm», хотя она позиционировалась как продолжение. Проблема была во мне. После той самой глубокой и увлекательной тактики я мечтал о новых сражениях, ещё большем количестве острых ситуаций и так далее. Но передо мной оказалась история о разведчике, которому в тылу сражаться не с руки. Такой вот Kingdom Come послевоенного периода, в котором язык чаще грубой силы доводил до победы.
Самое страшное для меня, что я так и не смог найти для себя столь же увлекательный аналог. Новые части XCOM всем прекрасны и хороши для меня, но это не то. Нет в них чего-то такого близкого и родного. Всё-таки Nival делали игру с душой, к которой лично мне удалось прикоснуться и прочувствовать. И хотя ребята не стали вести нас напрямую через ужасы Второй Мировой, у них получилась прекрасная серия. Очевидно, что если бы они решили работать не с криптоисторией, у них всё равно вышло бы нечто гениальное. Так что, друзья, желаю вам близких по духу игр. Пускай лучше все войны мы будем видеть в играх, а не в реальной жизни, как довелось нашим дедам и прадедам. А я пока пойду, наверное, поищу «Серп и молот». С годами многое начинаешь воспринимать иначе. Стоит дать ей второй шанс… не думай о секундах свысока…
Интересно, почему во времена NES и Mega Drive игры про Вторую мировую войну не были популярны? Разработчики с успехом создавали боевики даже на тему «Бури в пустыне», но почему-то обходили стороной самый крупный в истории Земли военный конфликт. Не в том ли дело, что память о Войне была ещё свежей, а её очевидцы встречались на каждом углу? Или попросту не нашлось достаточно предприимчивого человека?
Похоже, что первой тематической игрой, которую я опробовал, стала
пошаговая Panzer General II – варгейм студии SSI – весьма
именитой, но к тому времени уже почти отжившей своё. Эти
разработчики специализировались на сложных ролевых и тактических
играх, а также стратегиях и симуляторах, но я был слишком юн, чтобы
застать их расцвет, да и в целом не обращал тогда внимания на
логотипы. Поскольку сиквелы Panzer General II были, без
преувеличения, жалкими, именно эту игру я и запомнил лучше всего.
Вторая причина – неумение других разработчиков повторить этот
успех: в прошлом десятилетии я перепробовал много жанрово схожих
игр, часть которых даже преподносилась идейным наследием той самой
классики, но ничего достойного так и не нашёл. Мне попадались в
основном кривые, независимо от размеров бюджета, поделки. В лучшем
случае кто-то пытался почти скопировать Panzer General II, но это я
тоже нахожу глупым: в XXI века нужен не клон классики, а игра,
которая сумеет обеспечить те же самые впечатления, что и классика –
это не одно и то же.
Так что же такого в Panzer General II? Это пошаговый варгейм, в котором всё на своём месте – SSI тогда ещё не успела пострадать от влияния больших корпораций и отсутствия свежих идей. К тому же, по меркам 1997 года в игре приличная графика, а также простой, логичный и легко читаемый интерфейс – мы освоили её второклассниками, ещё даже не начав изучать английский язык. Две армии из отрядов пехоты, танков, гаубиц, бомбардировщиков, линкоров и прочих юнитов сходятся на вдохновлённых реальной историей картах и сражаются до тех пор, пока одна из сторон не выполнит свою боевую задачу. В ходе битвы можно захватывать ключевые точки и получать в награду очки подкреплений, но даже дополнительные войска не приносят победы, если в погоне за ними прозевал тактические манёвры противника. Все типы войск в Panzer General II сбалансированы так, чтобы для успеха было необходимо учитывать их сильные и слабые стороны, а также поддерживать даже самые крупные танки казалось бы бесполезной и беззащитной пехотой. Дабы дополнительно развлечь игроков, у всех войск кончаются боеприпасы, а у техники – ещё и топливо. Истребители, машины снабжения, самоходные артиллерийские установки – у всего есть множество важных параметров, благодаря которым Panzer General II становится глубже и как будто бы реалистичней. Внешность локаций и юнитов, конечно же, тоже воссоздана на базе чертежей и фотографий, а не является следствием одних лишь чьих-то фантазий.
Пока размышлял о Panzer General II, наткнулся в Steam на ещё один варгейм в том же духе, который пропустил – Panzer Corps, вышедший ещё семь лет назад. Отзывы пользователей «очень положительные», так что куплю, когда появится время. Я бы с удовольствием приобрёл и The Saboteur, но Electronic Arts давно убрала её из магазина. И ладно если бы я просто предпочитал играть на PC, но и в PlayStation Store тоже нельзя приобрести этот экшен! В цифровом магазине написано: «только на диске» – похоже, правы были те, кто ратует за покупку и сохранение физических копий. Почему я заговорил про эту игру? Потому что она тоже на тему второй мировой и лучшая из тех, какие я пробовал после Panzer General II и упомянутой моими коллегами Silent Storm.
The Saboteur – это экшен с открытым миром, скрытными проникновениями, автомобильными погонями и перестрелками, а его действие разворачивается в 1940 году, когда, как ни странно, Вторая мировая война уже шла вовсю. Главный герой сотрудничает с французским Сопротивлением и старается очистить от нацистов Париж – для этого он последовательно грабит немецкие склады, убивает высокопоставленных офицеров и захватывает блокпосты. Учитывая многочисленные элементы стелса, The Saboteur во многом похож на Assassin’s Creed и современную выпуски Far Cry. Система тревоги, поддержка от жителей освобождённых районов, листовки с агитацией на стенах и возможность накапливать «Очки Сопротивления» чуть ли не любым действием – подобная классика жанра есть и в этой игре. Что удивительно, Saboteur вышла всего через месяц после Assassin’s Creed 2, но ощущение от них очень схожие, словно Братство Ассасинов прибыло в Париж середины XX века. Даже городские кварталы и достопримечательности в The Saboteur воссозданы почти уровне хитов Ubisoft. Впрочем, это не уберегло разработчиков от закрытия, а игру от не слишком высоких оценок. Издатель же, как вы могли понять ранее, к The Saboteur тоже относится не лучшим образом, так что сиквел можно не ждать.
Почему я решил вспомнить именно The Saboteur? Это не просто крутая игра, но ещё и с фантастически удачными идеями на тему визуального ряда. Захваченный фашистами Париж весь чёрно-белый, на этом выделяется только электрический свет, кровь и фашистские флаги. Но чем активней вы очищаете столицу Франции от захватчиков, тем больше в ней появляется красок – вдобавок к тому, что на улицах начинает звучать детский смех. Город оживает вовремя игры, причём прямо у вас на глазах, вы видите это в каждом кадре. Казалось бы, такая простая идея, но столь уместной её прежде не делал никто. Именно поэтому я скучаю по The Saboteur – игра столь очаровывает своей внешностью и атмосферой, что ей не нужен даже ремастер.
Думаю, у каждого были такие моменты, когда вы были настолько
впечатлены уровнем графики в какой-то игре, что думали: «вот он —
прогресс, дошедший чуть ли не до высшей точки, разве можно сделать
что-то ещё более впечатляющее?» Примерно такие мысли посетили меня,
когда я впервые запустил вышедшую в 2004 году стратегическую игру
под названием В тылу врага от украинских разработчиков из
Best Way.
Что именно меня так поразило? Помимо самой картинки, которая на тот момент казалась просто идеальной для игры подобного жанра, я был в восторге и от продвинутой модели повреждений техники и тотальной разрушаемости игрового пространства. Ведь как лучше всего передать мощь фугасного снаряда, выпущенного из главного орудия танка, как не демонстрацией того, что именно он способен сделать со вражеской техникой и зданиям, которым не посчастливилось быть построенными там, где в 40-е годы прошлого века пылали жаркие огни Второй мировой войны?
До сих пор вспоминаю и открывающиеся благодаря грамотной системе повреждений тактические возможности. Даже в случае тотального превосходства имеющего бронетехнику врага, солдаты под командованием игрока могли попытаться использовать гранаты и, скажем, повредить гусеницы напирающего бронетранспортёра, остановив тем самым его движение. А бывали случаи, когда от мощного взрыва бронетехника и вовсе заваливалась на бок, но могла продолжать стрелять. Не берусь судить, сколько здесь реализма, но выглядело впечатляюще.
Сюжетная кампания запомнилась неплохим разнообразием предлагаемых игровых ситуаций. Во-первых: в игре было представлено целых четыре стороны: СССР, Великобритания, США и Германия. Во-вторых: кампания за каждую из сторон, благодаря стартовым условиям, доступным силам и поставленным целям, игралась совершенно по-разному.
Получив огромное удовольствие от первой игры серии, пройдя её вдоль и поперёк, я, конечно же, ждал продолжения. И дождался, хотя повторить успех первой части в моих глазах сиквелу так и не удалось. Зато игра запомнилась достаточно большим количеством игровых миссий, доступных для каждой из сторон, которых в этот раз было три, а не четыре. Кроме того, в этот раз, в отличие от первой игры, миссии основывались на действительно значимых сражениях и боевых операциях Второй мировой, что одновременно увеличило масштабность происходящего. Но, по моему мнению, первая игра не зря была названа «В тылу врага». Предлагалось возглавить небольшую группу солдат с очень ограниченными средствами и провести ряд успешных операций в тылу врага, превосходящего игрока числом, но не умением. Мне кажется, во второй части эта формула была нарушена, а игра стала больше походить на некоторые другие стратегические игры, в том числе про Вторую мировую. Хотя дополнения «Братья по оружию» про советских солдат и «Лис пустыни», сюжет которого вращается вокруг Африканского корпуса Вермахта, снова попытались вернуться к формуле первой части, и им это в той или иной степени удалось.
Не «Агент 47», прозванный «Хитмэном», и даже не ассасин Альтаир
первыми научили меня тому, что игровые уровни не всегда выгодно и
интересно проходить, несясь напролом под звуки поднятой тревоги,
попутно вырезая толпы выбегающих отовсюду врагов. Нет, первой
игрой, научившей меня тому, что скрытность, аккуратность, бесшумный
нож и шприц с ядом — это тоже интересно, стала серия тактических
игр Commandos от разработчиков из Испании Pyro Studious,
первая часть которой вышла в далёком 1998 году. Кстати, это была
вторая игра про Вторую мировой войну, в которую мне довелось
поиграть. Первой же была, как, наверное, и у многих — Wolfensterin
3D.
Чем же ещё меня покорила эта серия? Наверное, в первую очередь каким-то реализмом происходящего. Я понимал, что прущий как «Терминатор» Уильям «Би-Джей» Бласковиц, почти не замечающий, как десятки выпущенных немцами пуль прошивают его «стальное» тело, это, конечно, хорошо, но Commandos предлагала совершенно другой опыт. Вверенные под твоё командование зелёный берет, шпион, снайпер, морпех (я всегда называл его просто водолазом), водитель и сапёр ощущались существами из плоти и крови именно по той причине, что они не выглядели супергероями, а автоматная очередь любого чересчур бдительного немца легко могла оборвать жизнь каждого из них. Но тем интереснее получался бросаемый игрой вызов. Несмотря на то, что в большинстве миссий поднятая тревога не приводила к мгновенному провалу, мне нравилось полностью зачищать каждый игровой уровень от вражеской живой силы — медленно и методично. И, подрывая взрывчаткой очередной стратегический объект, можно было уже не прятаться, боясь, что на взрыв сбежится вся база, а гордо стоять в полный рост и с чувством собственного достоинства спокойно направляться в точку эвакуации.
Набор игровых миссий и связанных с ними целей мог похвастаться действительно интересными решениями и местами действия. Особенно мне нравились миссии, предполагающие саботаж каких-либо особенно стратегически важных немецких вооружений, вроде огромного линкора, напоминающего один из самых знаменитых боевых кораблей Кригсмарине — линкора «Бисмарк», или 280-мм тяжёлого железнодорожного орудия, известного также как «Леопольд». Деятельность маленькой группы диверсантов, уничтожающих огромные «Вундерваффе» Третьего Рейха (от нем. Wunderwaffe, буквально — «чудо-оружие») действительно впечатляла осознанием того, какой урон превосходящему врагу могут нанести всего несколько человек. Ведь именно так и выигрывались войны, не только на полях сражений, где сходились десятки тысяч солдат, сотни самолётов и единиц бронетехники, но и в тылу, силами диверсантов и партизан, наносящих точные и болезненные удары превосходящему и на первый взгляд неуязвимому противнику.
Мои воспоминания о последующих играх сериала в той или иной степени такие же тёплые, потому что, за исключением совершенно отошедшего от формата первых игр неудачного боевика от первого лица Commandos: Strike Force, остальные части серии всегда предлагали что-то новое, но в главном оставались всё теми же старыми добрыми Commandos.
К слову, вспомнилось, что дополнение к первой игре имеет очень забавное название — Commandos: Beyond the Call of Duty, особенно, если учитывать, что вышло оно в 1999 году, а первая игра сериала Call of Duty только в 2003. Хотя это всего лишь название и в словосочетании «Зов долга» ничего уникального нет, но всё равно что-то в этом есть.
Сегодня на дворе 9 мая 2018 года — прошло ровно 73 года со дня подписания капитуляции Германии по советскому времени, и для нашей страны, в которой родились многие наши читатели, о которой слышали и читали в учебниках истории все, завершилась Великая Отечественная война. Это была главная часть Второй мировой войны, ведь на Восточном фронте сражалось абсолютное большинство войск немецкого вермахта, три четверти безвозвратных немецких потерь случились именно на советских землях, а разгромлено было около шести сотен дивизий, как вермахта, так и СС, включая «национальные» дивизии и коллаборационистов. Правда, война для СССР закончилась всего на несколько месяцев, а потом ещё на неполный месяц открылся японский фронт — оказанная США огромная материальная поддержка наших войск обязывала ответить той же монетой. В сентябре 1945, спустя полных шесть лет войны, она окончательно завершилась.

Так выглядело знамя Победы, подружённое в отверстие короны Богини Победы пятеркой советских бойцов. Событие произошло 30 апреля 1945 года, за девять дней до окончательнйо сдачи Берлина и завершения советско-германской войны. Известное фото с тремя бойцами — не более чем просто перенос этого знамени на купол рейхстага через два дня, когда столица Германии была уже спокойной, уличные бои прекратились и пули не свистели.
Сегодня наша команда призывает читателей поздравить своих стариков и знакомых ветеранов, если вам посчастливилось знать лично ещё живых участников тех страшных событий или детей войны. Первых, к сожалению, осталось очень мало. Берегите этих людей, независимо от ваших личных взглядов на прошлое и историю — не будь их, не было бы и вас с вашими взглядами, да очень ценным мнением. И нас. Поздравлять друг друга же у нас нет причин, поскольку не жили тогда, не участвовали, а знаем лишь по воспоминаниям дедов, прадедов, бабушек и прабабушек, кому посчастливилось с ними расти. Поэтому мы решили поговорить в формате нашего сайта, вспомнив про наши любимые игры о Второй мировой и Великой Отечественной.

Великой Отечественной в частности, да и Второй мировой войной в целом, я интересовался максимально, читая не только учебники истории, но и альтернативные источники, в том числе всевозможные мемуары и «личные расследования». Дома собралась неплохая личная библиотека на эту тему, наполненная книгами историков, исследователей и участников сражений. Мне всегда были интересны все стороны конфликта, и немецкая даже больше — про советскую я много знал от прадеда, с которым рос, который учил меня играть в шахматы и много рассказывал о войне, о фронте, и о послевоенных сражениях на землях западной Украины. Была у прадеда и внутренняя трагедия — один из его родственников, брат жены, оказался по иную сторону баррикад, пополнив ряды УПА. Рассказывал прадед об этом уже спокойно: «Каждый воевал за то, во что верил. Каждый хотел хорошего и видел будущее по-своему, наверное. Мы оказались сильнее». Он многого добился и умер в 2009 году, а местная компартия написала о нём заметку в своей газете, почтив память.

Хорошенько поразмыслив и взвесив свои чувства, ощущения и эмоции, к любимым играм о Второй мировой я легко отнесу сериал Sniper Elite, созданный британской командой Rebellion и насчитывающий четыре основных выпуска и три ответвления в лице Nazi Zombie Army. Когда вышла первая часть этой франшизы, я был удивлён её откровенной сюжетной наглостью, но в то же время прекрасно знал по рассказам прадеда и прочитанным мемуарам, что советские и американские войска успели повоевать на просторах разрушенного Берлина, пытаясь прихватить как можно больше ценной документации и наследия Третьего рейха. Массовых боёв не было, лишь одиночные стычки. Все эти находки очень помогли в развитии ракетостроения, реактивных движков и прочей прелести, наследию немецких инженеров не было цены.
Были и другие, более известные широкой общественности столкновения советских и американских войск, в том числе бой в небе над Нишем, когда советские асы уничтожили несколько американских самолётов, по ошибке атаковавших советскую транспортную колонну. А из воспоминаний советских командиров можно почерпнуть информацию, как несколько раз немцы прикрывались американскими флагами, выдавая себя за союзников, и в итоге разозлённые бойцы как-то вдарили по американцам со всех стволов, приняв их за очередных переодетых немцев. Ошибочка вышла.




В Sniper Elite можно попасть в голову, яйца и сердце нацисту, при этом разглядев свой успех в самом лучшем виде.
Игра Sniper Elite взяла за основу именно эти осколки мемуаров, создав на их основе сюжет, где американский снайпер пытается предотвратить попадание ядерного немецкого наследия в руки советских бойцов. Ремейк игры, также выступающий своеобразным её сиквелом — Sniper Elive V2, также исследовал эту тему. Основными противниками нашего героя были немецкие войска, но и против советских солдат повоевать приходилось. Почему-то этот факт возмутил множество доморощенных патриотов на просторах бывшего СССР, при этом эпизоды за нацистов в Call of Duty и Return to Castle Wolfenstein их не смущали. Равно как и стратегии, где можно было под нож пускать целые советские города. Двойные стандарты, товарищи.
Почему Sniper Elite? Потому что независимо от того, кто выступает виртуальным противником, игры этой серии позволяют игроку почувствовать себя не только снайпером в уникальных эпизодах, но даже партизаном. Помните, я же рос на книжках про партизан? Партизаны ведь всегда хорошие. Игра поддерживала и кооперативное прохождение, предлагая двум игрокам не только победить всех врагов в основной сюжетной кампании, но и поучаствовать в побочных миссиях. Проходить проект совместно, поддерживая и прикрывая друг друга, попутно соревнуясь, кто больше наберёт очков и сделает самый зрелищный выстрел, было чертовски интересно.
Традиции продолжились в ответвлении Nazi Zombie Army, где нам показали обезумевших немецких зомби-солдат, в мрачном и очень атмосферном оккультном антураже. Дизайнеры команды Rebellion потрудились на славу, увешав всё вокруг не только свастическими и нацистскими символами, да скандинавско-германскими рунами, но и создав атмосферу оккультного ужаса, сопровождаемого зрительными и слуховыми галлюцинациями. В роли нескольких бойцов, представляющих разные стороны военного конфликта, мы пробивались через заполненные вернувшимися с того света нацистами локации, чтобы одержать победу над нацистскими генералами, угрожающими всему миру зомби-апокалипсисом.
Когда вышла третья номерная часть сериала, Sniper Elite III: Afrika, она отправила игроков на обширные просторы Африки, став одной из немногих не стратегических игр о Второй мировой, затронувшей этот фронт. До неё была Battlefield 1942 и ещё что-то. Нашим героем вновь стал неизменный снайпер по имени Карл, разведчик, заброшенный в тыл противника и вынужденный вновь спасать весь мир. Собственно, эта формула сохраняется от части к части, с ней просто нужно смириться и наслаждаться хорошо отточенным игровым процессом, позволяющим стать снайпером-одиночкой или объединиться с другом, и постепенно уничтожать опорные пункты, технику, вооружение и командиров противника. Не гнушаясь, впрочем, и рядовым составом. По сравнению со второй игрой, третья сделала существенный шаг вперёд по части графики и масштаба происходящего. Миссии стали более запутанными по части архитектуры, да и сложнее.
Наконец, вышедшая в феврале прошлого года Sniper Elite 4: Italia стала не просто шагом, а настоящим олимпийским прыжком вперёд с места, представив полюбившуюся игру в качественно новом виде. И речь не только об улучшенной графике, изначально созданной под железо текущего поколения, без седьмых якорей. Игра стала со всех сторон сложнее, продуманнее и больше. Миссии теперь развивались на огромных просторах и на высокой сложности, без ориентиров и индикаторов заданий, могли длиться несколько часов реального времени. Патрули противников стали вести себя немного разумнее, хотя искусственный интеллект так и остался на уровне бочонка со шнапсом.
Когда я играю в игры, независимо, в своё удовольствие или для работы, то всегда прокручиваю массу ассоциаций в голове. Когда угодно и хочется, я могу отвлечься от оригинальной задумки авторов и воображать что-то своё, ставя перед своим персонажем другие цели, вписывающиеся и реализуемые в рамках игрового уровня. Это касается любых игр, но именно экшены позволяют сделать это наилучшим способом, с минимальными потерями вовлечения в оригинальную историю. Поэтому, когда мне очень хочется, протагонист Карл, американский разведчик и снайпер, в моём воображении может превратиться хоть в советского партизана, каким-то образом попавшего в пески Африки или цветущие сады Италии. Это тоже одна из причин, по которым я люблю Sniper Elite и с нетерпением жду каждый следующий релиз в серии.
Такое событие, как Вторая Мировая война, никогда не стереть с ветхих страниц человеческой истории. Нам рассказывают о ней в учебных заведениях, по ТВ крутят фильмы, посвящённые ей, выпускается огромное количество книг и, конечно же, игр, так или иначе связанных с её событиями. В последней части знаменитой серии шутеров от первого лица - Call of Duty WWII мне очень понравилась подача темы товарищества в военные годы. Мне кажется, что с таким посылом и должны появляться игры про войну. Однако львиная доля проектов отодвигает на второй план подобные вещи, концентрируясь на зрелищности, эпичности и прочем.
Среди всех выходивших когда-либо игр об этом масштабном противостоянии мне больше всего нравятся две франшизы – The Saboteur и Операция Silent Storm. Поскольку Саша «Gustavus» вызвался рассказать про наш любимый с ним экшн, посвящённый французскому сопротивлению, я решил поведать о другой не менее симпатичной нам обоим франшизе, которая наверняка импонирует многим.

Сюжет оригинальной Silent Storm пришёлся на 1943 год. Якобы в ходе войны появилась некая секретная организация «Молот Тора», которая поставила перед собой цель вывести на орбиту Земли лучевое орудия с целью тотального захвата власти на планете. Для реализации плана им нужны были немецкие ракетные технологии. И они получили их, отдав Третьему рейху взамен чертежи смертоносных панцеркляйнов, представляющих собой аналог тяжёлых экзоскелетов.
Я отлично помню, что Silent Storm всегда привлекал меня двумя вещами: тактическими возможностями и отличной моделью разрушений. Классы персонажей, внушительный список оружия и миссий удерживали меня у экрана тогда ещё толстенного квадратного монитора неделями. То же самое вытворяли впоследствии «Часовые», а вот «Серп и молот» такое повторить не смог.

В 2003 году возможность взять и сделать огромную дыру в стене с помощью гранатомёта смотрелась прямо скажем нереально. Первая Red Faction, вышедшая двумя годами ранее, сразу же отправлялась плакать в углу, обняв коленки и свою хвалёную систему разрушений. Жанры разные, возразите вы, но всё-таки лично меня Silent Storm привлекала больше, ведь это открывало невероятный простор для тактики. Стрельба на слух через стены, окна, двери и прочие объекты привносили свою долю реализма. Этим можно и нужно было пользоваться.
Кроме того, наличие ролевых элементов, а также модель прицеливания с распределением очков хода добавляла игре шахматности. До Silent Storm у меня никогда не появлялось вопроса: а стоит ли менять старое оружие на новое с чуть большим уроном? Я всегда менял, но в Silent Storm был показатель «привычка», который вгонял в ступор. Это как использовать свою старую мышку, а потом притащить домой новую, красивую, но иначе лежащую в руке. Будет лёгкий дискомфорт. Так же и с оружием в этой удивительной игре. Лучше попадать и наносить немного урона, чем часто стрелять мимо из крутого трофейного ствола. Впрочем, деваться в итоге было некуда, всю игру пройти с одной-единственной винтовкой или автоматом было почти нереально, всё потому что панцеркляйны были к ним практически невосприимчивы. Гранаты, фугасы, гранатомёты и энергетическое оружие – вот что представляло для них опасность.

«Часовые» стали прямым продолжением, рассказывающем об организации, противостоящей бойцам «Молота Тора». События игры происходят уже после войны, и хотя внешне каких-то принципиальных отличий между «Часовыми» и оригинальной Silent Storm нет, они оказались очень разными внутри. Nival решили накрутить контргаек на без того крепкий механизм игры. Была внедрена система финансов (Часовых государство не спонсирует), у оружия появился показатель износа (привет, осечки и заклинивание), рандомные уровни были отправлены на тот свет, уступив место проработанным заданиям. Можно загибать пальцы и дальше, но мы тут не за этим. Продолжение вышло достойным. С этим не поспорить. Что касается третьей игры линейки «Серп и молот», то к ней все без исключения отнеслись по-разному. Мнения разделились, и лично меня она не впечатлила. Я был рад, что в её названии нет заветных слов «Silent Storm», хотя она позиционировалась как продолжение. Проблема была во мне. После той самой глубокой и увлекательной тактики я мечтал о новых сражениях, ещё большем количестве острых ситуаций и так далее. Но передо мной оказалась история о разведчике, которому в тылу сражаться не с руки. Такой вот Kingdom Come послевоенного периода, в котором язык чаще грубой силы доводил до победы.
Самое страшное для меня, что я так и не смог найти для себя столь же увлекательный аналог. Новые части XCOM всем прекрасны и хороши для меня, но это не то. Нет в них чего-то такого близкого и родного. Всё-таки Nival делали игру с душой, к которой лично мне удалось прикоснуться и прочувствовать. И хотя ребята не стали вести нас напрямую через ужасы Второй Мировой, у них получилась прекрасная серия. Очевидно, что если бы они решили работать не с криптоисторией, у них всё равно вышло бы нечто гениальное. Так что, друзья, желаю вам близких по духу игр. Пускай лучше все войны мы будем видеть в играх, а не в реальной жизни, как довелось нашим дедам и прадедам. А я пока пойду, наверное, поищу «Серп и молот». С годами многое начинаешь воспринимать иначе. Стоит дать ей второй шанс… не думай о секундах свысока…
Интересно, почему во времена NES и Mega Drive игры про Вторую мировую войну не были популярны? Разработчики с успехом создавали боевики даже на тему «Бури в пустыне», но почему-то обходили стороной самый крупный в истории Земли военный конфликт. Не в том ли дело, что память о Войне была ещё свежей, а её очевидцы встречались на каждом углу? Или попросту не нашлось достаточно предприимчивого человека?

Так что же такого в Panzer General II? Это пошаговый варгейм, в котором всё на своём месте – SSI тогда ещё не успела пострадать от влияния больших корпораций и отсутствия свежих идей. К тому же, по меркам 1997 года в игре приличная графика, а также простой, логичный и легко читаемый интерфейс – мы освоили её второклассниками, ещё даже не начав изучать английский язык. Две армии из отрядов пехоты, танков, гаубиц, бомбардировщиков, линкоров и прочих юнитов сходятся на вдохновлённых реальной историей картах и сражаются до тех пор, пока одна из сторон не выполнит свою боевую задачу. В ходе битвы можно захватывать ключевые точки и получать в награду очки подкреплений, но даже дополнительные войска не приносят победы, если в погоне за ними прозевал тактические манёвры противника. Все типы войск в Panzer General II сбалансированы так, чтобы для успеха было необходимо учитывать их сильные и слабые стороны, а также поддерживать даже самые крупные танки казалось бы бесполезной и беззащитной пехотой. Дабы дополнительно развлечь игроков, у всех войск кончаются боеприпасы, а у техники – ещё и топливо. Истребители, машины снабжения, самоходные артиллерийские установки – у всего есть множество важных параметров, благодаря которым Panzer General II становится глубже и как будто бы реалистичней. Внешность локаций и юнитов, конечно же, тоже воссоздана на базе чертежей и фотографий, а не является следствием одних лишь чьих-то фантазий.
Пока размышлял о Panzer General II, наткнулся в Steam на ещё один варгейм в том же духе, который пропустил – Panzer Corps, вышедший ещё семь лет назад. Отзывы пользователей «очень положительные», так что куплю, когда появится время. Я бы с удовольствием приобрёл и The Saboteur, но Electronic Arts давно убрала её из магазина. И ладно если бы я просто предпочитал играть на PC, но и в PlayStation Store тоже нельзя приобрести этот экшен! В цифровом магазине написано: «только на диске» – похоже, правы были те, кто ратует за покупку и сохранение физических копий. Почему я заговорил про эту игру? Потому что она тоже на тему второй мировой и лучшая из тех, какие я пробовал после Panzer General II и упомянутой моими коллегами Silent Storm.
The Saboteur – это экшен с открытым миром, скрытными проникновениями, автомобильными погонями и перестрелками, а его действие разворачивается в 1940 году, когда, как ни странно, Вторая мировая война уже шла вовсю. Главный герой сотрудничает с французским Сопротивлением и старается очистить от нацистов Париж – для этого он последовательно грабит немецкие склады, убивает высокопоставленных офицеров и захватывает блокпосты. Учитывая многочисленные элементы стелса, The Saboteur во многом похож на Assassin’s Creed и современную выпуски Far Cry. Система тревоги, поддержка от жителей освобождённых районов, листовки с агитацией на стенах и возможность накапливать «Очки Сопротивления» чуть ли не любым действием – подобная классика жанра есть и в этой игре. Что удивительно, Saboteur вышла всего через месяц после Assassin’s Creed 2, но ощущение от них очень схожие, словно Братство Ассасинов прибыло в Париж середины XX века. Даже городские кварталы и достопримечательности в The Saboteur воссозданы почти уровне хитов Ubisoft. Впрочем, это не уберегло разработчиков от закрытия, а игру от не слишком высоких оценок. Издатель же, как вы могли понять ранее, к The Saboteur тоже относится не лучшим образом, так что сиквел можно не ждать.
Почему я решил вспомнить именно The Saboteur? Это не просто крутая игра, но ещё и с фантастически удачными идеями на тему визуального ряда. Захваченный фашистами Париж весь чёрно-белый, на этом выделяется только электрический свет, кровь и фашистские флаги. Но чем активней вы очищаете столицу Франции от захватчиков, тем больше в ней появляется красок – вдобавок к тому, что на улицах начинает звучать детский смех. Город оживает вовремя игры, причём прямо у вас на глазах, вы видите это в каждом кадре. Казалось бы, такая простая идея, но столь уместной её прежде не делал никто. Именно поэтому я скучаю по The Saboteur – игра столь очаровывает своей внешностью и атмосферой, что ей не нужен даже ремастер.

Что именно меня так поразило? Помимо самой картинки, которая на тот момент казалась просто идеальной для игры подобного жанра, я был в восторге и от продвинутой модели повреждений техники и тотальной разрушаемости игрового пространства. Ведь как лучше всего передать мощь фугасного снаряда, выпущенного из главного орудия танка, как не демонстрацией того, что именно он способен сделать со вражеской техникой и зданиям, которым не посчастливилось быть построенными там, где в 40-е годы прошлого века пылали жаркие огни Второй мировой войны?
До сих пор вспоминаю и открывающиеся благодаря грамотной системе повреждений тактические возможности. Даже в случае тотального превосходства имеющего бронетехнику врага, солдаты под командованием игрока могли попытаться использовать гранаты и, скажем, повредить гусеницы напирающего бронетранспортёра, остановив тем самым его движение. А бывали случаи, когда от мощного взрыва бронетехника и вовсе заваливалась на бок, но могла продолжать стрелять. Не берусь судить, сколько здесь реализма, но выглядело впечатляюще.
Сюжетная кампания запомнилась неплохим разнообразием предлагаемых игровых ситуаций. Во-первых: в игре было представлено целых четыре стороны: СССР, Великобритания, США и Германия. Во-вторых: кампания за каждую из сторон, благодаря стартовым условиям, доступным силам и поставленным целям, игралась совершенно по-разному.
Получив огромное удовольствие от первой игры серии, пройдя её вдоль и поперёк, я, конечно же, ждал продолжения. И дождался, хотя повторить успех первой части в моих глазах сиквелу так и не удалось. Зато игра запомнилась достаточно большим количеством игровых миссий, доступных для каждой из сторон, которых в этот раз было три, а не четыре. Кроме того, в этот раз, в отличие от первой игры, миссии основывались на действительно значимых сражениях и боевых операциях Второй мировой, что одновременно увеличило масштабность происходящего. Но, по моему мнению, первая игра не зря была названа «В тылу врага». Предлагалось возглавить небольшую группу солдат с очень ограниченными средствами и провести ряд успешных операций в тылу врага, превосходящего игрока числом, но не умением. Мне кажется, во второй части эта формула была нарушена, а игра стала больше походить на некоторые другие стратегические игры, в том числе про Вторую мировую. Хотя дополнения «Братья по оружию» про советских солдат и «Лис пустыни», сюжет которого вращается вокруг Африканского корпуса Вермахта, снова попытались вернуться к формуле первой части, и им это в той или иной степени удалось.

Чем же ещё меня покорила эта серия? Наверное, в первую очередь каким-то реализмом происходящего. Я понимал, что прущий как «Терминатор» Уильям «Би-Джей» Бласковиц, почти не замечающий, как десятки выпущенных немцами пуль прошивают его «стальное» тело, это, конечно, хорошо, но Commandos предлагала совершенно другой опыт. Вверенные под твоё командование зелёный берет, шпион, снайпер, морпех (я всегда называл его просто водолазом), водитель и сапёр ощущались существами из плоти и крови именно по той причине, что они не выглядели супергероями, а автоматная очередь любого чересчур бдительного немца легко могла оборвать жизнь каждого из них. Но тем интереснее получался бросаемый игрой вызов. Несмотря на то, что в большинстве миссий поднятая тревога не приводила к мгновенному провалу, мне нравилось полностью зачищать каждый игровой уровень от вражеской живой силы — медленно и методично. И, подрывая взрывчаткой очередной стратегический объект, можно было уже не прятаться, боясь, что на взрыв сбежится вся база, а гордо стоять в полный рост и с чувством собственного достоинства спокойно направляться в точку эвакуации.
Набор игровых миссий и связанных с ними целей мог похвастаться действительно интересными решениями и местами действия. Особенно мне нравились миссии, предполагающие саботаж каких-либо особенно стратегически важных немецких вооружений, вроде огромного линкора, напоминающего один из самых знаменитых боевых кораблей Кригсмарине — линкора «Бисмарк», или 280-мм тяжёлого железнодорожного орудия, известного также как «Леопольд». Деятельность маленькой группы диверсантов, уничтожающих огромные «Вундерваффе» Третьего Рейха (от нем. Wunderwaffe, буквально — «чудо-оружие») действительно впечатляла осознанием того, какой урон превосходящему врагу могут нанести всего несколько человек. Ведь именно так и выигрывались войны, не только на полях сражений, где сходились десятки тысяч солдат, сотни самолётов и единиц бронетехники, но и в тылу, силами диверсантов и партизан, наносящих точные и болезненные удары превосходящему и на первый взгляд неуязвимому противнику.
Мои воспоминания о последующих играх сериала в той или иной степени такие же тёплые, потому что, за исключением совершенно отошедшего от формата первых игр неудачного боевика от первого лица Commandos: Strike Force, остальные части серии всегда предлагали что-то новое, но в главном оставались всё теми же старыми добрыми Commandos.
К слову, вспомнилось, что дополнение к первой игре имеет очень забавное название — Commandos: Beyond the Call of Duty, особенно, если учитывать, что вышло оно в 1999 году, а первая игра сериала Call of Duty только в 2003. Хотя это всего лишь название и в словосочетании «Зов долга» ничего уникального нет, но всё равно что-то в этом есть.
_____________________________________
А какие ваши любимые игры о Второй мировой войне, и почему?
А какие ваши любимые игры о Второй мировой войне, и почему?
собрали 47 911 из 300 000 рублей
29 комментариев, 21 682 просмотра
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
Silamax — 09.05.2018 в 10:16
Металлический охотник за трофеями
А как же СМЕРШ?
С Днем Победы, товарищи!
С Днем Победы, товарищи!
Varyag_Ericsson — 09.05.2018 в 11:07
Nippon Ichi Fan
Cyber_Ninja_77 — 09.05.2018 в 10:25
Деревянный охотник за трофеями
Три слова: Медаль! Вольфенштейн! CallofDuty!! Всех с праздником!
Vitalka83 — 09.05.2018 в 10:30
Металлический охотник за трофеями
Моя любовь к играм о второй мировой началась в 99 году,тогда друг
принёс мне свежую игру под названием Medal of Honor,она заняла у
нас много времени и доставила массу удовольствия,MoH Underground
тоже доставил,но не так как первая часть,до сих пор одной из
любимых игр серии являеться MoH Frontline, когда она только вышла я
был поражён ею,было такое чуство что игра не линейна и всё в ней
происходит рандомно(незнаю откуда и почему мне так казалось),потом
тащились в мультиплеер MoH Rising Sun,ну и кампанию конечно тоже с
удовольствием проходил,European Assault и Airborne,обе
понравились,так же любимая кампания из всех Call of Duty....любимая
World at War!!!Обажал Commandos 2:Men of Courage для ps2.в прошлом
году докупил пяток игр о второй мировой для пс2,с некоторыми успел
ознокомиться а с некоторыми еще нет,так что может быть любимая игра
о этой войне еще не поиграна или не сделана.p.s. жду не дождусь
когда же продолжат историю Бэйкера и Рэда в новой Brothers in Arms.
sadikofffff — 09.05.2018 в 10:57
"Феерический охотник за трофеями"
отличная подборка игр.
С Днём Победы товарищи! Мирного нам неба над головой.
С Днём Победы товарищи! Мирного нам неба над головой.

Gilaruil — 09.05.2018 в 11:26
Охотник за постельными сценами
Спасибо за материал. Всех с Днём Победы!
SKID — 09.05.2018 в 11:34
Заблокирован
Помимо названного в статье:
Ил-2 Штурмовик
Hidden & Dangerous
Company of Heroes
Brothers in arms
Ил-2 Штурмовик
Hidden & Dangerous
Company of Heroes
Brothers in arms
JIEXArus — 09.05.2018 в 11:44
Начинающий охотник за трофеями
Всех с Праздником - Днём Великой Победы в Великой Отечественной
Войне!
DekiV39 — 09.05.2018 в 11:57
Начинающий охотник за трофеями
Удивительно но это будет мой первый комментарии на этом сайте а уж
тем более если этот комментарии касается одних из моих любимых игр.
Первая из них это Commandos 2:Men of Courage, я увидел как старший
брат играл в нее, сказать что эта игра меня поразила в детстве
ничего не сказать, это вообще наверное была одной из первых игр
которые я играл (за исключением Need For Speed). В Commandos 2:Men
of Courage мне нравилось абсолютно все, вариативность прохождения
поражала. 3 часть я считаю весьма хорошей но к сожалению 1 и 2
часть она не смогла переплюнуть.
Вторая игра про вторую мировую которая очень зацепила это Call of Duty, да что тут говорить это игра перевернула жанр FPS и для многих она является эталонной. В ней все миссии были сделаны так, что ты себя чувствовал по ту сторону экрана.
Помимо этих двух знаковых игр хотелось бы обратить внимание так же на еще две весьма хорошие игры:
1. Упомянутая в обзоре "В Тылу Врага" которая для своего времени внесла много нового в жанр стратегии. Тщательно проработанная игра в которую было играть одно удовольствие.
2. Не могу обойти стороной Wolfenstein New Order, альтернативное будущее и в каком то роде переосмысление серии игр Wolfenstein мне очень понравилось. Сюжет в игре интересный и динамичный, в ближайшее время обязательно приобрету New Colossus
Вторая игра про вторую мировую которая очень зацепила это Call of Duty, да что тут говорить это игра перевернула жанр FPS и для многих она является эталонной. В ней все миссии были сделаны так, что ты себя чувствовал по ту сторону экрана.
Помимо этих двух знаковых игр хотелось бы обратить внимание так же на еще две весьма хорошие игры:
1. Упомянутая в обзоре "В Тылу Врага" которая для своего времени внесла много нового в жанр стратегии. Тщательно проработанная игра в которую было играть одно удовольствие.
2. Не могу обойти стороной Wolfenstein New Order, альтернативное будущее и в каком то роде переосмысление серии игр Wolfenstein мне очень понравилось. Сюжет в игре интересный и динамичный, в ближайшее время обязательно приобрету New Colossus

CheshirskiyKotik — 09.05.2018 в 13:09
Картами в таз, ножиком в глаз
Мне очень нравятся игры о второй мировой войне, хотя и сыграл в них
не так много. Одной из последних понравившихся в этом сеттинге могу
назвать Red Orchestra 2: Heroes Of Stalingrad. Вроде обычный
мультиплеерный шутан (сингл имеется, но он сделан скорее для
галочки), но играется очень приятно. А самое главное - в нём просто
великолепно передана атмосфера тех лет. Немногие военные игры могут
похвастаться настолько дотошной проработкой всего и вся.
И да, всех с праздником великой победы! Занимайтесь любовью, а не войной.
И да, всех с праздником великой победы! Занимайтесь любовью, а не войной.
Psychopand — 09.05.2018 в 18:26
Деревянный охотник за трофеями
Swordin — 09.05.2018 в 18:42
Консольщик
Странно. Причём тут Вторая Мировая и 9 мая? 9 мая - окончание
Великой Отечественной Войны, а Вторая Мировая закончилась 2
сентября.
Ну и соответственно выбранная тематика с освещением игр, многие из которых вообще не касались сражений именно ВОВ, в день, когда ВОВ закончилась, ну такое.
Вот 2-го сентября было бы уместно.
Ну и соответственно выбранная тематика с освещением игр, многие из которых вообще не касались сражений именно ВОВ, в день, когда ВОВ закончилась, ну такое.
Вот 2-го сентября было бы уместно.
Gustavus — 09.05.2018 в 19:33
Press Team
Swordin, да, 9 мая не закончилась Вторая мировая война (как
не закончилась и война для советских граждан, что делает окончание
ВОВ скорее символическим). Но это крайне важная дата (с поправкой
на часовые пояса) для всех участников Второй мировой войны. Для
одних участников - вторая или даже третья по важности, для других
(втч подавляющего большинства аудитории сайта) - первая по
важности.
Varyag_Ericsson — 10.05.2018 в 18:04
Nippon Ichi Fan
Во-первых, в тексте сказано про окончание Второй мировой.
Во-вторых, для советских граждан война также закончилась в конце августа 1945, потому что СССР открыл фронт с Японией 8 августа.
В-третьих, 9 мая закончилась основная часть Второй мировой, закрылся самый крупный фронт, где было больше всего безвозвратных человеческих потерь.
В-четвёртых, не занудствуй тогла, когда это неуместно
Во-вторых, для советских граждан война также закончилась в конце августа 1945, потому что СССР открыл фронт с Японией 8 августа.
В-третьих, 9 мая закончилась основная часть Второй мировой, закрылся самый крупный фронт, где было больше всего безвозвратных человеческих потерь.
В-четвёртых, не занудствуй тогла, когда это неуместно

KOSSILLA — 09.05.2018 в 19:03
Бумажный охотник за трофеями
kores39 — 09.05.2018 в 19:17
Металлически? ? охотник за трофеями
С Днём Победы!
Игр на тему ВОВ/Второй мировой очень много, хороших, в различных жанрах, думаю, что с ходу даже не смогу перечислить все, во что из этого удалось поиграть.
Но могу выделить те, что заставляли переигрывать их по нескольку раз.
Это первые две части CoD, Company of Heroes, В тылу врага, некоторые части серии Medal of Honor и не могу не упомянуть Warthunder, хоть в последней временные рамки уже неприлично расползлись.
Игр на тему ВОВ/Второй мировой очень много, хороших, в различных жанрах, думаю, что с ходу даже не смогу перечислить все, во что из этого удалось поиграть.
Но могу выделить те, что заставляли переигрывать их по нескольку раз.
Это первые две части CoD, Company of Heroes, В тылу врага, некоторые части серии Medal of Honor и не могу не упомянуть Warthunder, хоть в последней временные рамки уже неприлично расползлись.
Sachiel124 — 09.05.2018 в 19:26
Металлический охотник за трофеями
Всех с праздником! Всех благ и чтобы война была, только в
виртуальном пространстве, а не -жизни.
Aleksey_Lev — 09.05.2018 в 20:31
Начинающий охотник за трофеями
С Днём Победы друзья
и троекратное
Ура
Ура Ура
Ураааа



ALE_X — 09.05.2018 в 21:02
Металлический охотник за трофеями
Когда увидел заголовок статьи, то сразу подумал о Silent Storm!
Nikitas — 09.05.2018 в 21:10
Деревянный охотник за трофеями
То чувство когда живешь далеко за границей и тебе нужно пару дней
что бы понять почему в русском интернете все говорят про WW2.
Krevedko — 09.05.2018 в 21:57
Бронзовый охотник за трофеями
Всех с Днем Победы!!
Помню мноооого играл в свое время в пару упомянутых выше штуковин.
Silent Storm затирал до дыр пока было возможно, потому что в какой-то момент что в одной кампании, что в другой, сталкивался с вылетом в одной и той же миссии, в одном и том же месте. Было дико обидно, т.к. до экзоскелетов я тогда так и не доходил. Сейчас конечно это все уже пофиксено, но запала до конца как-то не хватает. Но игра все равно шикарно играется даже сегодня, особенно с засильем двухвазных тактик. Все же старая добрая механика с очками действий куда увлекательнее.
Commandos 2 у меня тоже из дисковода почти не вылезал. Поскольку я был совсем мелким, в то время, быстро и правильно проходить у меня не получалось, так что я мог хоть месяц провести на первых трех миссиях. По кайфу было ходить везде, все изучать, что-то пробовать. Жаль игру я также так и не осилил, но думаю как-нибудь вернуться к ней.
В Тылу Врага, первую часть конкретно, я в свое время не застал, но купил пару лет назад в GOG, и это было действительно отлично. Адово хардкорно, но крайне увлекательно и залипно. При этом даже технически она сейчас вполне клево смотрится. Когда в первой же миссии за СССР залезаешь в танк и начинаешь разносить всех и вся глаз не нарадуется. Даже Company of Heroes не доставлял так. Увы как и с прошлыми играми забросил, но раз уж вспомнил, надо однозначно вернуться, тем более раз уж Yakuza 6 и God of War пройдены и пока небольшое затишье.
Были конечно еще и Call of Duty, и Medal of Honor, и Sniper Elite, которые даже сейчас запуская играются вполне приятно.
Помню мноооого играл в свое время в пару упомянутых выше штуковин.
Silent Storm затирал до дыр пока было возможно, потому что в какой-то момент что в одной кампании, что в другой, сталкивался с вылетом в одной и той же миссии, в одном и том же месте. Было дико обидно, т.к. до экзоскелетов я тогда так и не доходил. Сейчас конечно это все уже пофиксено, но запала до конца как-то не хватает. Но игра все равно шикарно играется даже сегодня, особенно с засильем двухвазных тактик. Все же старая добрая механика с очками действий куда увлекательнее.
Commandos 2 у меня тоже из дисковода почти не вылезал. Поскольку я был совсем мелким, в то время, быстро и правильно проходить у меня не получалось, так что я мог хоть месяц провести на первых трех миссиях. По кайфу было ходить везде, все изучать, что-то пробовать. Жаль игру я также так и не осилил, но думаю как-нибудь вернуться к ней.
В Тылу Врага, первую часть конкретно, я в свое время не застал, но купил пару лет назад в GOG, и это было действительно отлично. Адово хардкорно, но крайне увлекательно и залипно. При этом даже технически она сейчас вполне клево смотрится. Когда в первой же миссии за СССР залезаешь в танк и начинаешь разносить всех и вся глаз не нарадуется. Даже Company of Heroes не доставлял так. Увы как и с прошлыми играми забросил, но раз уж вспомнил, надо однозначно вернуться, тем более раз уж Yakuza 6 и God of War пройдены и пока небольшое затишье.
Были конечно еще и Call of Duty, и Medal of Honor, и Sniper Elite, которые даже сейчас запуская играются вполне приятно.