Еще пару месяцев назад в превью мы писали, что любые проекты по Второй мировой войне - это просто кладезь, в котором есть все для создания отличных произведений. Кладезь, благодаря которому можно рассказать действительно интересную и глубокую историю. Проблема в том, что в последнее время про этот кладезь забыли, закрыли его на замок, глубоко закопали, а ключ выбросили куда подальше, ведь в массовой культуре практически прекратился тот поток произведений на эту тематику, что лился на наши головы совсем недавно. И вот, канадская студия Relic Entertainment, подарившая нам блистательные игры серии Warhammer 40.000 и отличную Company of Heroes, спустя долгие годы, является к нам, прихватив ключ, лопату и желание рассказать миру новую историю о великой войне. Восхищал тот факт, что на этот раз мастера создают стратегию, целиком и полностью посвященную событиям, произошедшим на Восточном фронте. Казалось бы, все с Company of Heroes 2 должно быть превосходно, ибо еще на стадии бета-тестирования она казалась чуть ли не идеальным сиквелом, ведь вообще все в ней было хорошо, кроме сюжета. Оценить мастерство сценаристов до выхода игры было невозможно, ввиду полного отсутствия каких-либо кусочков сюжета в бета-версии, однако опасений он все-таки не вызывал, из-за превосходной первой части, где со сценарием все было в полном порядке. И вот ведь ирония, но беда пришла со стороны одиночной кампании, которую как раз нельзя было оценить, но в которую все равно верили.
Как оказалось, верили зря. Да, еще заранее можно было предположить, что в игре про Советский Союз, созданную не русскими, будет множество всеразличных клише и обязательно найдется место для ложных стереотипов. Что русские постоянно будут навеселе, что даже поздней весной и ранней осенью вся страна будет в снегу, что завтракать, обедать и ужинать советская армия будет исключительно борщом, однако вряд ли кто-нибудь мог предположить, что все будет настолько плохо.
История игры начинается в 1952 году, в городе Норильске, где нас знакомят с главным героем. Зовут его Лев Абрамович Исакович и он военный преступник, отбывающий срок за некие преступления, о которых нам не спешат рассказывать. К заключенному прибывает его бывший командир – полковник НКВД Чуркин, чтобы в последний раз поговорить со своим старым знакомым. Вместе эти двое, на протяжении всей игры, будут ворошить прошлое, и вспоминать былые подвиги русского народа.
Тем самым выходит, что все события игры, каждое историческое сражение, будь то битва за Сталинград или же штурм Берлина, это всего лишь воспоминания героев, сопровождающиеся постоянными комментариями. И беда в том, что русские во всех этих флэшбеках на героев вовсе не похожи. Они сжигают свои собственные дома с гражданскими внутри, что бы эти здания не достались врагу. Испепеляют целые поля, в которых находятся советские солдаты, с целью задержать продвижение немецких войск к Москве. Отдают на растерзание собственных людей, отрезая им путь к отступлению. Кроме того, наши постоянно расстреливают своих же из-за любых, даже самых мелких провинностей. Новобранцев же тут постоянно используют как пушечное мясо, посылая отвлекать на себя огонь пулеметов или умирать во благо родины каким-нибудь другим путем. К слову, сам Лев Абрамович считает, что солдаты советской армии воевали за Сталинград лишь потому, что боялись приказа 227, что победили наши в Москве только из-за сильного мороза, который охлаждал пыл немцев, а также, по мнению товарища Исаковича, здание рейхстага было захвачено всего лишь ради фотографии, поэтому вторжение в Берлин не имело никакого смысла.
Описанное выше происходит почти в каждой из четырнадцати миссий одиночной кампании Company of Heroes 2. Почти каждый раз русские показаны либо трусами и предателями, либо настоящими злодеями, которых людьми-то назвать трудно. Что примечательно, в первой игре все американцы были показаны настоящими героями, которые чуть ли не все человечество спасли своим подвигом. От чего же русские удостоились такой чести - быть показанными с настолько плохой стороны, с какой только возможно? При этом честных, доблестных и храбрых персонажей в игре немного, но они все-таки есть. Другое дело, что те либо почти сразу умирают от рук своих же, либо попадают под стражу, как Лев Абрамович, который всегда вел себя как герой на войне, да еще и всячески пытался остановить все бесчинства, которые творят в советской армии. Даже удивительно, как это в проекте нашлось место для положительного персонажа, да еще и русского.
При этом, что особенно грустно, игра-то сама по себе отличная, если закрыть глаза на откровенно глупый и скучный сюжет, очерняющий советскую армию. Куда ни глянь, с какой стороны не возьмись, а новая работа у Relic вышла прекрасной, поэтому в нее хочется играть еще и еще. По сравнению с оригиналом она сделала небольшой, но все же шаг вперед. Каждая из четырнадцати миссий в кампании оригинальна и мало похожа на другую. Чего только стоит задание, в котором темной ночью зимой, управляя всего несколькими десятками человек, вооруженных легким оружием, нужно уничтожить немецкий танк "Тигр". А ведь его броню трудно пробить даже из противотанкового оружия, куда уж там обычным винтовкам или гранатам. А напряженная миссия, где в подчинении игрока находятся всего пять снайперов, а пройти ими нужно немалое расстояние, уничтожая по пути немецких офицеров. Последние главы так вообще представляют из себя настолько масштабные и эпические побоища, которые могут продолжаться не один час, что благодаря ним игра может соперничать в эффектности и зрелищности с любой частью серии Call of Duty.
Игровой процесс изменился не сильно, но и нововведений в нем хватает. Мы по-прежнему боремся за контрольные точки, по-прежнему имеем три вида ресурсов, по-прежнему можем вооружать чуть ли не каждый отряд в своей армии, и по-прежнему эти самые солдаты ничего не могут сделать против техники, по крайней мере, используя обыкновенное стрелковое оружие. Никуда не делась система укрытий, благодаря которой солдаты намного увереннее себя чувствуют сидя за мешками с песком, нежели стоя посреди поля. Кроме того, любые войска все также набирают опыт за определенные действия, и с повышением уровня приобретают новые способности или же улучшение характеристик.
Из новых приятных новшеств особое значение имеет система погоды, которая может фатально повлиять на исход любого сражения, помешав одним, но в то же время, предложив руку помощи другим. Мало того, что в снегу солдаты медленно ходят, еле передвигая ноги в глубоких сугробах, так зимой в любой момент может начаться метель, снижающая видимость практически до нуля, и в которой бойцы могут замерзнуть насмерть, если не переждут непогоду возле костров или в стенах зданий. Также зимой замерзает лед и по нему может передвигаться пехота с техникой, что с одной стороны, позволяет срезать путь, но с другой стороны, может отправить целую армию прямиком к дьяволу, если соперник догадается расстрелять лед из минометов, или же уничтожить его любым другим способом. Тактики добавляет и динамический туман войны, из-за которого игроку видно ровно то же самое, что видно его отрядам. То бишь, если неприятель спрятался за забором, то врагов вы увидите только тогда, когда ваши отряды обойдут этот забор с другой стороны. Солдаты ведь не могут видеть сквозь стены, а значит и игрок не должен.
Получился проект у канадцев и с технической стороны. Еще первая часть радовала потрясающим качеством картинки для RTS, продолжение также заставляет глаза радоваться при взгляде на советские пейзажи, как на зимние, так и на все остальные. Не подвел и композитор, создавший восхитительную музыку, не отметить которую было бы просто преступлением. Некоторым композициям хоть во время боя хочется подпевать, когда некоторые другие эпические мелодии заставляют вспомнить знаковые работы композиторов для фильмов серии Lord of the Rings и Star Wars, а также музыку из серии игр Dawn of War. Стоит отметить, что первое время Company of Heroes 2 раздражала постоянными ошибками, багами, вылетами и прочими проявлениями слабой оптимизации, однако спасительный патч прибыл вовремя и исправил практически все то, за что хотелось поругать создателей.
И даже сетевую игру, ради которой многие и покупают такие игры, не получиться назвать плохой или средней, ведь в ней также все сделано отлично. С искусственным интеллектом в игре полный порядок, но даже компьютерный противник со временем перестает представлять собой проблему, чего не скажешь о живых людях, которые всегда способны преподнести парочку сюрпризов. Ради этих сюрпризов и хочется постоянно возвращаться к сетевым баталиям, ведь все было сделано для того, что бы каждый новый бой был непохож на прошлый. Много разнообразных карт, несколько режимов сражений против других игроков (захват и удержание контрольных точек или же банальное уничтожение врага, в котором нужно разобрать по кирпичикам главный штаб врага), огромное количество вариантов кастомизации, благодаря которым можно не только выбрать внешний вид для своих войск, но и какую-нибудь особенность (сделать так, что бы броня у танков была крепче, солдаты стреляли точнее, прибывали из штаба быстрее, или становились лучше еще в чем-нибудь) или даже специальную возможность, будь то вызов огня артиллерии на определенные координаты, или же создание особо тяжелого танка, а также десятки различных стратегий и тактик. Благодаря всему этому, сервера игры еще очень долгое время не будут пустовать.
80Вердикт: Если объективно судить, то Relic Entertainment все сделали для того, чтобы прыгнуть выше своей же головы и создать одну из лучших стратегий последних лет, одну из лучших игр по Второй мировой войне, а по совместительству, одну из лучших игр 2013 года. У них действительно вышел первоклассный проект, с которым стоит ознакомиться, разве что, ситуацию серьезно портит омерзительный сюжет в одиночной кампании. Именно поэтому про него нужно забыть как про страшный сон, пропускать кат-сцены и просто наслаждаться игровым процессом, попутно слушая восхитительную музыку, а также проникаться патриотизмом, каждый вечер начиная все новые и новые сражения, напевая себе под нос про расцветающие яблоки и груши.