Гора Хиками имеет не самую лучшую репутацию. Люди отсюда возвращаются редко. Причина не только в мистической составляющей, но и в том, что стекаются сюда преимущественно самоубийцы. Хотя, может быть все эти смерти не совпадение? Может быть они обусловлены вмешательством потусторонних сил? В таком случае, что нужно этим призракам? Почему они не могут оставить людей в покое? Это ненароком выяснят герои игры Project Zero: Maiden of Black Water. Почему ненароком? Да потому, что на гору Хиками они пришли в поисках своих близких или же в поисках себя, но никак не в поисках смерти или в поисках потусторонних сил.
Серия Project Zero должна быть известна западной аудитории, но у нас все ее знают исключительно как Fatal Frame. Перед нами уже пятая часть мистического сериала, которая решила обосноваться исключительно на Wii U. Сделала игра это помпезно, с использованием всех особенностей главной фишки консоли — ее геймпада с экраном и гироскопом. Реализовано это следующим образом. Все герои имеют при себе камеру обскура — чуть ли не единственное средство в борьбе с местными призраками. Она видит души покойных и позволяет изгонять их из нашего мира.
Одним нажатием клавиши, вы достаете камеру и начинаете прицеливание. На экране телевизора вы сможете видеть область прицеливания, но не увидите главного — слабые точки призраков. Для этого надо взглянуть на геймпад Wii U, где все показано как нельзя лучше. А еще хорошо бы перед началом прицеливания вытянуть руки с геймпадом перед собой. Так вам будет в разы удобнее целиться при помощи гироскопа. Задействован и правый аналог геймпада, но для точных действий он не совсем удобен.
Что же мы ищем? Обычно первая слабая точка призрака расположена на голове. Если зафиксировать прицел левым аналогом, то мы даже сможем разглядеть полоску здоровья призрака. После атаки из противника вылетают дополнительные точки. Необходимо, чтобы в прицел камеры попало как можно точек, после чего нажать на спуск. Максимум вы можете застать пять штук, необязательно, чтобы все они принадлежали одному противнику. Пока герой держит в руках камеру, он даже может медленно двигаться в стороны, уворачиваясь от атак. Можно и выманивать противников, ведь если сфотографировать призрака в момент атаки, то вы нанесете ему критический урон.
Механика проста. Она довольно интересна, создает впечатление виртуальной реальности, мол, вот я сам целюсь в призраков, которые атакуют меня. Но борьба очень быстро надоедает. Ведь это единственная механика борьбы на протяжении всей игры, которая никак не развивается. Даже битвы с боссами не отличаются от схваток с обычными противниками. Разве что на противника покруче вы выберете пленку помощнее. В игре несколько типов пленки, отличающиеся скоростью перезарядки и наносимым ими уроном.
Нет, этот парень зашел не на огонек, а с огоньком!
Камеры обскура героев отличаются между собой. В первую очередь особой способностью. У Юри камера может делать по нескольку снимков в критический момент, у Рэн камера может запустить серию снимков в любой момент, однако, перезарядка затем займет большое время. Камеры обскура можно оборудовать и объективами, добавляющими им особые свойства. Например, они могут повышать количество получаемых за снимок очков или же восполнять здоровье героев. Кроме того, все камеры поддаются улучшениям.
Увеличить можно урон, дальность прицеливания, скорость перезарядки, количество получаемых очков.
Очки — это универсальная валюта. Их можно потратить как на улучшения для камеры, так и на предметы инвентаря. Перед началом каждой миссии вам дают шанс закупиться предметами. Брезговать им не стоит, ведь почти все миссии длятся час, а то и полтора часа. За это время могут закончиться снимки в камере (останутся только стандартные бесконечные, но на них далеко не уедешь), аптечки или обогревающие свечки. Справедливости ради стоит отметить, что этого добра в больших количествах разбросано и по игровой карте, но припасы все равно могут закончиться.
Я уже говорил, что на карте разбросаны разномастные вспомогательные предметы. Их подбор с пола или полки это всегда мини-игра. Мы удерживаем правый шифт и наблюдаем, как рука героя тянется за предметом. В большинстве случаев за это пятисекундное действие ничего не произойдет, но иногда вас за руку будут пытаться ухватить призраки. В такие моменты надо отпустить шифт, чтобы не попасться. А теперь представьте, что на подбор каждого предмета в игре, вам надо по пять секунд. Неприятно, не так ли?
Поднимаем, поднимаем, поднимаем, вот сейчас, секундочку, подняли!
Вернемся к нашим героям. На гору Хиками они отправляются по разным причинам. Миу Хинасаки искала свою давно пропавшую мать и оказалась в мрачных окрестностях горы Хиками. Настолько мрачных, что за ней пришлось отправить девушку по имени Юри, обладающую небольшими сверхспособностями. Например, притронувшись к личным вещам потерявшегося человека, она может чувствовать его след. Собственно этот след и приводит девушку на гору в поисках Миу. Еще одна ее особенность — прикосновение к человеку, позволяет Юри видеть прошлое. Работает этот прием и с призраками. Прикоснувшись к обессилевшему врагу, девушка сможет посмотреть его историю.
И вот эти истории — это самая сильная сторона игры. Они кратки и ужасны, ведь почти у всех призраков горы Хиками довольно необычная смерть. Выполнены ролики в потрепанном VHS-качестве, что создает напряженную атмосферу ужаса. Кроме того, видеоролики проливают свет на события, происходящие на горе. Они делают это даже лучше, чем основной вялотекущий сюжет. По факту, за одночасовую миссию не происходит ровным счетом ничего. В самом начале вы будете читать тонну документов о том, о сем, и лишь к самому концу начнется какое-то общение и прояснение происходящего. Остальное время, вы будете бегать по окрестностям горы Хиками туда-сюда, решая редкие головоломки. Раздражает и вечный бэктрекинг. Игра пускает на новые локации очень не спеша. Каждый уровень начинается с прохождения куска уже знакомой вам локации, после чего вас пускают на новую. Ну а в конце миссии вас еще и заставляют вернуться к старту, обычно тем же путем, что вы сюда и пришли.
Головоломки, а точнее паззлы, в игре простейшие. Например, вы уткнулись в закрытую дверь. Камера обскура начинает чувствовать энергию. Вы делаете снимок ручки двери, и на нем становится видно, где искать необходимый ключ. Иногда вы будете находить снимки, копии которых вам надо сделать. В таких случаях также на карте будет указано место, куда идти. Однако сделано это будет не всегда, и тогда вам придется обыскивать всю локацию раз за разом в поисках запрятанного места с фотокарточки.
Из сильных сторон игры стоит выделить атмосферу. Игра, как по мне, ни разу не страшная, но весьма атмосферная. А еще в ней нет скриммеров, что является отдельным плюсом. Обстановку нагнетает мрачноватые музыкальные ноты, атмосфера темноты, постоянный контакт с влагой, делающей вас уязвимым. Кстати об атмосфере, она отсылает к многочисленным японским традициям, к ее культуре и обрядам. Даже традиционная архитектура, которая часто встречается в окрестностях горы Хиками, радует взгляд.
В игре невероятно приятная картинка. Да она очень шумит, но это уже чуть ли не символ хоррор-игр. Несмотря на вечную ночь, пейзажи здесь успевают порадовать, а некоторые места так и просят изучения. Большую же часть игры вам предстоит играть в роли хрупких девушек, бесстрашно покоряющих окрестности горы Хиками. В этих милых созданий почему-то страшно влюбляешься, их так и хочется оберегать от всех опасностей. Что касается звука, то доступна английская озвучка, вышедшая не самой удачной и имеющая ужасный рассинхрон с губами персонажей, и куда более приятная японская.
Кстати, я просто не могу не упомянуть про один промах разработчиков с использованием Wii U Gamepad. В режиме Off TV у вас не получится нормально поиграть! Нет, туда транслируется картинка, здесь легко переключаться на карту одним касанием пальца и обратно, и видоискатель тут как тут. Но вот проблема: на контроллер идет только фоновый звук, а все основные исключительно из динамиков телевизора.
И понес же черт девушек ночью да на гору самоубийц!
Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной редакции компанией Nintendo. Скриншоты сделаны напрямую с Wii U.
65Игра Project Zero: Maiden of Black Water вышла очень спорной. С одной стороны перед нами приятная картинка, отличный стиль и довольно необычное использование контроллера Wii U. С другой стороны: механика борьбы с призраками одна на всю игру, уровни невероятно и неоправданно затянуты, а сюжет подается так медленно, словно гора Хиками пытается убить и вас своим занудством. Тем не менее, игру оценят любители японских фильмов ужасов и традиций страны восходящего солнца. Другим стоит хорошенько подумать перед покупкой данной игры.