Галактические пустоши уже давно не помнят людского лика, так как скрежет металла наполнил бескрайние просторы вселенной. Отныне здесь можно встретить лишь роботов… паровых роботов. Одни из них – благородные пираты во главе с капитаном Пайпер Фарадей долгое время бороздили просторы космоса в поисках добычи. «Какой?», - спросите вы и получите простой ответ – «воды»! Материала, без чего попросту нельзя выжить, ведь ничего ценнее, чем вода в мире не осталось. Удачно подвернувшийся корабль банды, называемой Скрепперы, выглядел лакомым кусочком, но ограбление пошло не по плану, и в итоге Фарадей потеряла почти всю команду, но успела прихватить немного желанной воды с их корабля. В итоге у Пайпер осталась лишь пара верных друзей и желание отомстить! Но месть окажется лишь маленькой частью этой истории, которая из обычного повествования про склоки между бравыми ботами перерастёт в настоящую космическую легенду...
Идейное продолжение прекрасного проекта SteamWorld Dig не имеет прямой сюжетной завязки с историей про робота Расти, ведь события, которые происходят в новой игре SteamWorld Heist разворачиваются спустя несколько сотен лет после Dig. Как мы помним, вселенная SteamWorld выполнена в сеттинге стимпанка, и Heist является третьим проектом в данной линейке (о первой игре слышали немногие, она выходила в сервисе dsiware и была названа SteamWorld Tower Defense). Что примечательно, предыдущая игра представляла собой чистой воды платформер, а продолжение от шведов из Image & Form внезапно оказалось пошаговой тактикой, но с участием всё тех же полюбившихся паровых роботов. Место действия с одной из планет переместилось прямиком в космос, где игроку придётся путешествовать не на своих двоих, а на собственном космическом корабле.
В SteamWorld Heist можно будет посетить несколько галактик, в которых есть бары, дружественные корабли, магазины и, конечно же, вражеские станции. В барах и магазинах можно пообщаться с другими роботами, поискать себе новых союзников, а так же приобрести полезную экипировку. А вот стыковка с вражеским кораблём или станицей гарантирует «тёплый» приём со стороны недругов. Внутренне строение летательных аппаратов врагов генерируется случайным образом, поэтому грабить их интересно, ведь они каждый раз видоизменяются.
Взять с собой в бой целую команду из более чем 4-ёх кауботов (с англ. «cowbots», игра слов между ковбоями и ботами) не получится, высадка на чужой корабль – это отдельная миссия, и поэтому количество людей, вернее роботов, которых можно с собой взять установлено заранее. Цели заданий, к слову, так же фиксированы и никогда не меняются. На одном корабле мы нещадно уничтожаем вражеские жестянки, на другом жадно собираем добычу или пытаемся сбежать до того как корабль взорвётся ко всем чертям. Захвату добычи в SteamWorld Heist уделено особое внимание, её здесь называют ёмким «SWAG», и на каждом месте дислокации врага можно найти сумку-другую подобной радости. Содержат мешки с добычей: бутылки с водой, экипировку, оружие или редкие дорогие трофеи, за которые можно выторговать множество галонов ценной жидкости. Но всё это мелочи на фоне сундуков с эпичной добычей. Такой предмет роскоши всего один на каждом корабле или станции, внутри подобного ларца можно найти по-настоящему раритетный предмет, например, усиленную версию какого-нибудь оружия.
Кстати, в плане вооружения Image & Form достойны похвалы, в SteamWorld Heist представлено довольно много разнообразного оружия. Пистолеты, автоматы, дробовики, гранатометы, ракетницы, гранаты и прочее. К тому же есть уникальные отличия у каждой стрелковой единицы, особенно это касается раритетных моделей. Например, Пайпер способна использовать пистолеты со снайперским прицелом и управляемым рикошетом, в то время как гигант Богдан Ивански (видимо, советская модель бота) один из немногих может использовать ракетницы и любые виды гранатометов.
В довесок к оружию можно экипировать два полезных предмета: это может быть броня, аптечка, дополнительное оружие в виде кастета, гранаты или ещё чего-нибудь, тут Image & Form тоже продемонстрировали творческий подход и разнообразие. А ещё отдельным пунктом идут головные уборы, носящие в мире SteamWorld Heist особое значение, ведь красивая шляпа – это статус! На деле это исключительно развлекательный элемент, ведь собиранию шляп в игре можно посветить огромное количество времени. Просто так их купить не получится, ведь не все они продаются в элитных магазинах, да и большую их часть можно добыть лишь одним уникальным способом – выстрелом!
Если снять шляпу при помощи выстрела, то её потом можно подобрать и использовать, одевая на любого члена команды, повторимся – исключительно забавы ради. Однако, не подумайте что стрелять в игре очень легко, несмотря на то что это тактическая пошаговая игра, здесь используется система активного прицеливания. Нечто подобное было в Code Name: S.T.E.A.M. и Valkyria Chronicles. Иными словами, боты передвигаются с подсчётом ходов и клеток, а прицеливаются и стреляют в режиме реального времени. Реализована система великолепно, и именно она делает игру такой динамичной и интересной. Большая часть оружия не имеет лазерного прицела (в отличие от любимых пистолетов со снайперским прицелом капитана Пайпер), поэтому линию полёта пули приходится вымерять на глаз, учитывая возможные рикошеты и препятствия.
Урон зависит от части тела, в которую попала пуля, вернее, не совсем так: при попадании в голову появляется шанс, что пройдет критический урон, а прилетевшая в стальную лапу свинцовая муха способна обездвижить врага на один ход. Но для таких снайперских выкрутасов необходимо сначала поднабраться опыта, ведь у роботов, как и у людей, трясутся руки, что немного странно, хотя, с другой стороны, стабильная стрельба не была бы столь увлекательной. Особый лоск перестрелкам придают рикошеты, легко обходящие укрытия, за которыми могут прятаться не только наши боты, но и вражеские. Смертельные попадания эффектно подаются с замедлением времени, точно так же, как и красивые рикошеты, достигающие цели после пары отскоков. Система передвижения же оказалась похожей на ту, что мы видели в XCOM: Enemy Unknown. Боты могут пробежать немного и сделать выстрел, либо убежать далеко без стрельбы, ну и, конечно же, никто не запрещает просто произвести выстрел, засев после этого в защитном положении. Оно позволяет опуститься ниже и быть не такой заметной целью. В идеале нужно использовать укрытия, надежность которых определяется их высотой, правда от рикошетов они не спасают, и умелый стрелок, как и урон от взрыва, может достать везде.
Впрочем, не только навык меткой стрельбы выручает в игре. Характеристики и умения персонажей не менее важны и полезны, ведь SteamWorld Heist - это помимо прочего ролевая игра, и каждый бот получает здесь опыт, покидая сражения живым. Рост в уровнях способствует получению особых навыков, игрок правда не влияет на этот процесс, так как выдаются они автоматически – повышается здоровье, открываются особые выстрелы, средства лечения (ремонта, роботы же) и так далее. Не смотря на наличие всех этих элементов SteamWorld Heist остаётся очень простой и абсолютно не перегруженной игрой.
Она увлекательна и аддиктивна, но всё равно умудряется держать в напряжении, поскольку налёты на корабли других роботов провоцируют запуск системы защиты, которая заставляет натуральным образом чувствовать себя бегущим по лезвию. Активируются защитные турели, и постоянно появляется подкрепление, которое не даёт спокойно грести добычу и убегать. Срабатывает защита не мгновенно, у пиратов Пайпер есть определённое количество ходов до того момента, как ситуация обострится, поэтому необходимо делать всё чисто, быстро и аккуратно, чтобы не было лишних сложностей. Кстати о сложности. Каждую миссию можно пройти на одном из пяти уровней сложности, чем труднее, тем больше опыта получат боты.
Сложные тактические баталии - это всегда интересно, однако самыми запоминающимися сражениями в SteamWorld Heist стали битвы с боссами. Вот где по-настоящему чувствуется напряжение. Image & Form смогли очень здорово выстроить эти бои, они остаются в памяти благодаря колоритным главным злодеям и накалу страстей. Даже если не получилось идеально пройти сражение с первого раза, можно всегда переиграть миссию, заработав все очки репутации, какие только возможно. Ах да, мы совсем забыли о репутации! За задания присваивают звезды, они и служат показателем репутации. Максимум очков можно получить, если собрать всю добычу и уйти со всеми членами экипажа вместе, а не неся кого-нибудь в котомке в виде запчастей. Рост репутации открывает новые миссии, а так же экипировку с оружием в окрестных магазинах.
А теперь о грустном, SteamWorld Heist по сути своей линейна. Конечно, мы можем иногда проходить дополнительные миссии и переигрывать уровни, которые каждый раз генерируются и выглядят иначе, но в целом особых ответвлений здесь нет, концовка у игры одна и дойти до неё можно лишь одним установленным путём. И это, наверное, одно из самых больших упущений, хотя, с другой стороны, никто не обещал нам открытого мира. И хотя сама вселенная проработана отлично, сюжет в игре вторичен, здесь главное – игровой процесс и тактика, именно они заставляют запоем проходить игру и запускать «New Game +», отправляясь на охоту за шапками. Что до музыки, то она прекрасно подобрана, как и в Dig, собственно, и визуальный стиль у Heist так же хорош, как у предшественницы, более того, на 3DS игра выглядит просто великолепно. Поэтому те минимальные полтора десятка часов, которые придётся потратить на прохождение сюжета можно будет упиваться приятной картинкой и безупречной стимпанк стилизацией.
P.S. Разработчики обещали перевод на русский, пока его нет в версии для 3DS, возможно, он появится позже. Надеемся, что другие консоли получат поддержку великого и могучего в день релиза.
85Как и ожидалось, SteamWorld Heist вышла очень качественной и интересной, у этой игры получается одновременно быть простой и вариативной, ведь её условная линейность не вынуждает игровой процесс двигаться в одном направлении, как на рельсах. Heist невероятным образом умудряется быть быстрой и динамичной при пошаговой боевой системе, а «виновата» в этом стрельба в режиме реального времени, которая является одной из изюминок проекта. Космические приключения вместе с пиратами-роботами пролетают незаметно, так как играется SteamWorld Heist очень легко и задорно, почти так же, как её предшественница, и это несмотря на то, что оба проекта выполнены в совершенно разных жанрах. И хотя игре не помешало бы больше свободы и нелинейности, можно смело сказать, что у шведов из Image & Form получилась прекрасная игра, которая держит марку.
Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo 3DS, предоставленной редакции компанией Nintendo.
Скриншоты и видео в обзоре сделаны напрямую с указанной системы.