Моя история знакомства и погружения в серию Tomb Raider началась ещё в девяностых и не очень хорошо. Квадратные сиськи Лары Крофт, с не менее парными и квадратными пистолетами, которые так радовали множество моих друзей, самого меня не впечатлили совершенно — даже когда друг включил nude-mode, я отреагировал в стиле «зачем вообще? У тебя вон на полке десяток VHS с познавательными фильмами». Время шло, Лара Крофт менялась, улучшалась графика и управление становилось более дружелюбным. Честно пробуя проникнуться головоломками и пострелушками от третьего лица, я пробовал играть в каждую новую часть, и более-менее успешно это получилось с появлением Tomb Raider Legend на PlayStation 2. С этой игры мой лёд по отношению к юной расхитительнице гробниц стал немного потрескивать. А совсем он растаял с выходом перезапуска Tomb Raider в 2013 году.
Тогда, будучи уже поклонником серии Uncharted и всем сердцем полюбив игры данного жанра, я был очень доволен тем, насколько новая Лара Крофт от Crystal Dynamics пытается успешно подражать произведению Naughty Dog. Да, в плане сценария она всё ещё не ловила звёзд с неба, хотя придуманной истории, вкупе с замечательными внутриигровыми дневниками, было достаточно для подогревания интереса. Но игровой процесс был отточен и предлагал игрокам то, что требуется от игры приключенческого жанра: крутой сеттинг, занимательные головоломки, постепенное открытие дополнительных навыков и удачно расположенные зоны схваток. Тогда Crystal Dynamics показали, что умеют брать лучшее из игр-конкурентов и реализовывать идеи по-своему. А актриса озвучки Камилла Ладдингтон доказала, что умеет вводить в экстаз своим приятным голосом и замечательным британским акцентом.
С выходом Rise of the Tomb Raider в прошлом году на Xbox One, владельцы данной консоли вновь смогли убедиться, что разработчики свой пыл не только не растеряли, но и прибавили в креативности, уверенно развивая идеи, заложенные в перезапуске Tomb Raider 2013 года, позднее вышедшем на консолях текущего поколения как Definitive Edition. Сегодня же самое время рассмотреть прибытие новой Лары Крофт на консоль PlayStation 4, которое состоялось на прошлой неделе, спустя год после основного релиза и со всеми дополнениями на борту. Что ещё добавляет повод для появления данного обзора!
Сразу признаюсь, что после установки Rise of the Tomb Raider на мою PlayStation 4, я фактически забросил все остальные игры и полностью погрузился в Сибирскую глушь. На данный момент, игра пройдена у меня на 95%, не считая отдельно завершённых сюжетных дополнений по 100% каждое, и ещё не завершённые дополнения типа «Выносливость». Чего я ожидал от игры после обзора моего коллеги Илии «OldGamer» Сванидзе, и что я в итоге получил? — Вот на этот вопрос я отвечу в сегодняшнем обзоре и расскажу вам, почему сибирское путешествие Лары Крофт достойно вашего внимания. Без особых сравнений с Uncharted.
В основу новой игры легла древняя русская легенда о граде Китеже, что существовал и якобы ушёл в воды озера Светлояр во время нашествия монгольского хана Батыя. Тогда в нём скрылся князь Юрий Долгорукий, а люди, обитавшие в городе, поняли свою физическую беспомощность перед надвигающейся ордой и отправились в храмы, чтобы направить свои молитвы к Господу. В результате, согласно летописям, в город ударила молния и он, став невидимым, погрузился в воды озера. Этой легенде уже порядка семи сотен лет, но всплывать наружу она начала не так чтобы давно, где-то в середине XIX века. Легенда «Русской Атлантиды» сама по себе любопытна не менее, чем любая другая подобная история, коих множество, поэтому павший на неё выбор разработчиков более чем понятен. И обыграли они эту легенду очень хорошо. Что, впрочем, не спасло сценарий от множества странных ляпов, которых здесь даже больше, чем в перезапуске 2013 года.
Проблема здешнего сценария не в выбранной для него легенде, а в подаче тех сегментов, что развиваются несколько за пределами исторических спекуляций. Одержимость отца Лары поиском источника бессмертия, жажду самой девушки отыскать гробницу Пророка и достичь таки Китежа, чтобы доказать всему миру, что её дорогой отец не идиот и посмешище — это всё понятные и адекватные столпы сценария. Но определённо портят его восприятие некоторые диалоговые сегменты с участием Лары и её современников, а также плот-твисты с отдельными персонажами. Я воздержусь от спойлеров, но у Crystal Dynamics всё ещё не получается попасть в грамотное использование твистов и недосказанностей. Очевидность сюжетных поворотов — не всегда порок сценария, но в случае Rise of the Tomb Raider эта очевидность настолько явно выпирает, что начинает раздражать.
Дизайнеры Crystal Dynamics не просто так едят свой хлеб, локации в игре очень красивые. Все до единой!
Если же не углубляться в отдельные диалоги и попытки сценариста «удивить игроков», поверхностно сценарий игры достаточный для того, чтобы удерживать у экрана. Где-то он наивный, где-то очень интересный, а где-то попросту провальный. Но здесь впору признаться: не ради сценария мы играем в игры про Лару Крофт. Или в любые другие приключенческие игры, которые черпают идеи и атмосферу у старика Инди. Мы играем в них как раз ради этих идей, ради атмосферы приключения, ради красот окружения, тайников, артефактов, налёта таинственности и… перестрелок с возможностью стелс-прохождения. Ну а куда же без них?!
И вот здесь, на ниве приключенческого игрового процесса, новому путешествию Лары Крофт — её собственному «крестовому походу» в Сибирь, ведь девушка происходит из рыцарского британского рода — есть что предложить даже самым искушённым поклонникам жанра. Я не просто так неделю почти не вылезал из Ла… кхм, этой игры, право дело.
По сравнению с предыдущим выпуском в серии, Rise of the Tomb Raider однозначно выросла. Качество и детализация окружения остались примерно на том же отличном уровне, но благодаря дизайну и изменённому месту действий, проект ощущается совсем иначе. Кроме того, здесь было переработано управление и расширен спектр внутриигровых механик — теперь у героини есть в распоряжении несколько типов патронов для разного оружия и стрел для лука, она умеет на ходу крафтить гренки из банок, коктейли Молотова из сибирской водки, мины-ловушки из раций и даже ВОГи! Последнее выглядит максимально забавно, учитывая, что из себя представляет ВОГ — граната для подствольного гранатомёта. Стало шире и разнообразнее дерево прокачки Лары, теперь разделённое на три ветви: сражение, выживание и охота. Стало больше разных диких животных, природа выглядит более живой, а схватки с противниками — насыщеннее.
Что ещё мне очень понравилось — в прошлом Tomb Raider разработчики слишком уж сильно издевались над героиней, из-за чего девушка выглядела менее естественной, чем могла бы. Она получала такие травмы во время роликов, падала с таких уступов и катилась по таким склонам, что, боюсь, даже очень тренированный альпинист бы, мягко говоря, склеил снегоступы. В Rise of the Tomb Raider к данному вопросу подошли гораздо более реалистично, и над госпожой Крофт перестали топтаться все игровые слоны. Да, она падает, травмируется и немного страдает, но всё это не выходит за рамки житейско-боевой адекватности. Отдельно радует и окружение — видавшие виды советские военные объекты, древние руины и шахты, прекрасная горная равнина, легендарный град Китеж. Каждая локация в игре вызывает положительные эмоции, она красива и интересна.
Игровой процесс стал разнообразнее, в сравнении с прошлым выпуском, благодаря большему количеству способностей и выросшему разнообразию инструментов ликвидации противников. Головоломок стало больше, и хотя их все нельзя назвать сложными, важно другое: все они интересные. Короткие, но увлекательные. А если кому-то мало адреналина — есть высокая сложность и режим экспедиций. Насколько интересно сражаться с противниками и исследовать мир? Примерно так же, как и во всех приключенческих экшенах, от Tomb Raider до Uncharted. Играя на высокой сложности, хотя бы «Выживании», от игрока потребуется продумывание действий, поиск тактических уловок и осторожность, поскольку Лара умирает от трёх попаданий. Это отличная сложность даже для первого прохождения — она на самом деле не сложная, она просто не даёт играть в Джона Рэмбо.
Ещё из общего игрового процесса основной кампании, мне хочется отметить собирательство. Оно здесь классическое для серии — мы ищем артефаты и документы, читаем манускрипты, слушаем записи. Всё озвучено. Ниже я ещё вернусь к озвучке и скажу, что в целом она здесь лучше, чем в Tomb Raider (2013), но вот стиль и качество озвучивания документов был лучше там. Он был более эмоциональным, что ли. Помимо собирательства, есть в игре испытания: уничтожение светильников, срезание советских флагов, сжигание плакатов с пропагандой советской космической программы (без Юрия Гагарина на них, к слову так), отстрел воки-токи, и прочие мелкие задачки, нередко длиной во всю локацию. Все их выполнить необходимо, если вы нацелены на получение платинового кубка. Который здесь прост и интересен, чего не сказать о платине в перезапуске, с его притянутым за уши сетевым режимом…
___________________________________________
А теперь давайте рассмотрим дополнения в качестве таких отдельный обзорных фрагментов.
Дополнение «Баба Яга» — оно является ответвлением от основной сюжетной линии и напрямую вшито в однопользовательскую кампанию. Во время исследования советской военной базы, Лара встречает юную девчушку по имени Надя, которая просит нашу героиню помочь ей в поисках дедушки. Он ушёл в некую проклятую долину неподалёку, где согласно легенде обитает ведьма, живущая в избушке на курьих ножках. Для любого игрока, кто рос и воспитывался на народных русских сказках, данная история не будет диковинкой. Но она обыграна очень интересно! Не без очередного сценарного ляпа, конечно, но действительно интересно, а созданное для него окружение — отдельная локация, хоть и небольшая, но красивая, полная родных берёз и качественных кислотных глюков. Для кого-то тоже, быть может, родных. Все мы росли в разных условиях…
Дополнение «Кровные узы» — второе сюжетное дополнение, которое запускает из главного меню игры. Это отдельная, но связанная с оригинальным сюжетом история, с которой я рекомендую ознакомиться уже после полного прохождения оригинала. Здесь мы оказываемся в особняке Крофтов, где Лара получает уведомление от своего дяди, назначенного распорядителем имения. Этот, с позволения сказать, нехороший человек, пытается выселить свою племянницу, потому что его раздражает её увлечение — «Нечего тратить состояние семьи Крофт на всякие погони за мифами». Что-то в таком духе он заявляет Ларе в письме. Вместо того, чтобы ответить наглецу нечто вроде «Моё состояние, хочу храню, хочу на помойку выношу, не твоего ума дела», наша героиня решает поступить более «по-британски» — устраивает экспедицию по подвалам и комнатам особняка в поисках документов, которые могут помочь ей сохранить права на имени и состояние. В этой главе нет экшена, только исследование и масса интересной информации о семье Лары. Крутое дополнение.
Дополнение «Кошмар Лары» — оно является частью пакета «Имение Крофт», куда также входят «Кровные узы». Здесь события также происходят в особняке, уже после того, как Ларе удаётся самым неожиданным способом осадить своего «заботливого» дядюшку. И это дополнение сполна компенсирует недостаток экшена в «Кровных узах», поскольку полностью состоит из этого самого экшена. Ларе снится сон, что дядюшка разозлился и наслал на её особняк орды зомби, которые контролируются летающими черепами. Задача девушки: найти три черепа и уничтожить их, попутно отбиваясь от постоянно появляющихся пачек зомби, объёмом в 5-12 единиц. Данное дополнение можно запустить из режима «Экспедиции».
Дополнение «Холодная тьма» — ещё одно почти сюжетное DLC, которое также можно выбрать из режима «Экспедиций». Оно предлагает трём девушкам из основной истории: Ларе, Софье и Наде, спасти мир от вырвавшейся на волю чумы. Оказалось, что на территории советской военной базы, учёными под эгидой «Троицы» удалось создать некий вирус, превращающий людей в живое оружие — агрессивных и активно набирающих мышечную массу, но туповатых и почти слепых зомби. Что правда, слышат они как летучие мыши. Дополнение любопытное, но разработчики с ним несколько перемудрили, наломав собственную концепцию: заражённые слышат отлично, но не видят. А это значит, что в перспективе, игрок может всё пройти в идеальном стелсе, аккуратно перемещаясь и убивая только из лука или с использованием глушителей. Но не тут-то было!
Помимо неосторожного нарушения комендантского часа на советской военной базе, при помощи спринтерских пробежек и пальбы во все стороны, мы можем призвать на себя гнев «патрульных» ещё двумя способами: совершив ошибку во время отключения башни, вырабатывающей химикаты — крутая, кстати, головоломка и здравая идея! — и просто случайным образом, потому что дизайнеру дополнения так захотелось. Периодически, в среднем раз в пять-десять минут, сопровождающая нас на вертушке Надя сообщает по рации «Эй, Лара, там все заражённые ВНЕЗАПНО узнали, где ты находишься, и своими слепыми мордами ломятся к тебе, летят так, что аж падают!». И тут любому стелсу приходит конец, а удовольствие от дополнения немного прогибается. Особенно когда играешь на высоком уровне сложности. Зачем было делать эту случайную чушь с волнами? Вопрос открытый.
Вот так одним дурным решением можно ухудшить потенциально отличное дополнение, которое затрагивает действительно опасную проблему, существовавшую в милитаристических государствах прошлого века — Германия, СССР, США и Япония. Особенно тут отличались Германия и Япония, на ниве испытаний на людях — про концентрационные лагеря, общество «Туле» и «Отряд 731» не слышал только очень ленивый.
И последнее дополнение называется «Выносливость», оно состоит из двух сегментов: одиночное или кооперативное выживание в сибирской глуши. Оба сегмента обладают собственным списком трофеев, к слову говоря! Но, как и в случае с другими дополнениями, кроме особняка Крофтов и Бабы Яги, для выпадения достижений необходимо перед началом сессии выбрать соответствующие трофеям внутриигровые испытания. Выполняется испытание — падает кубок. И никак иначе. «Выносливость» — это бесспорно крутое дополнение, которое предлагает игрокам оказаться на бескрайних просторах тайги, без запасов еды и тепла. Всё это придётся добывать, попутно, разумеется, расхищая гробницы и склепы, чтобы собрать как можно больше артефактов и опередить общество «Троицы». Чем дольше мы выживаем, тем сложнее становятся условия: появляется больше сильных врагов, медведи начинают ходить парами и тройками, выходят на охоту бессмертные — закованные в сталь древние воска Пророка из Китежа. Словом, становится всё интереснее и интереснее.
Сибирь, Лара, водка и три медведя. Всё как должно быть!
___________________________________________
Постепенно подходя к итогу, мне хочется отметить, что столь долгий путь Лары Крофт на PlayStation 4, возможно, оказался хорошим решением. Мы получили визуально красивую и технически отлично оптимизированную игру — что правда, она грешит зависаниями во время загрузок, за неделю я с ними столкнулся трижды — при этом запакованную контентом по самые… бездонные глаза нашей героини. Здесь не просто приключение, как было в Tomb Raider (2013) и Definitive Edition — здесь множество способов развлечь себя самому, проходя уровни на время, выживая в Сибири, сражаясь с заражёнными и просто наслаждаясь отточенным игровым процессом. Разнообразие уровней сложности и дополнительных настроек экспедиций, выраженных в виде карт, позволяет настроить игру под запросы абсолютно любого поклонника приключений.
На фоне всех этих достоинств, проседающий сценарий выглядит скромной ценой за получаемое удовольствие. Всё-таки игра оправдывает и год ожидания, и все обещания разработчиков — сохранить концепцию и направление, успешно позаимствованное у команды Naughty Dog при разработке Tomb Raider (2013). И это замечательное решение, ведь теперь Дрейку и поклонникам приключений на PlayStation не одиноко.
Отдельно скажу про локализацию. Игра полностью и достаточно хорошо переведена на русский язык, но от некоторых моментов у игроков может в определённой степени накаляться кресло. Например, когда магазины оружия называются обоймами. Голоса актёров подобраны неплохо, хотя упомянутый выше прелестный британский акцент Ладдингтон не затмить, да и реплики связаны достаточно качественно. Но в некоторых моментах присутствуют традиционные ляпы с эмоциями, а в иных случаях фразы героини не соответствуют происходящему. В основном это касается дополнительных режимов. По сравнению же с Tomb Raider: Definitive Edition, качество озвучки выросло. Как и качество графики, и масштаб мира. А вот интересность сеттинга — вопрос уже скорее личных предпочтений. Плюс, в Rise of the Tomb Raider ощущается вторичность некоторых сегментов. Если вы играли в перезапуск 2013 года, разумеется.
Расхищение гробниц ждёт!
|
В нынешнем своём виде, Rise of the Tomb Raider: 20 Year Celebration — это нафаршированное разнообразным контентом приключение, помимо сюжетной кампании предлагающее игрокам ряд интереснейших режимов для развлечения и испытания собственных способностей. Игра однозначно достойна внимания всех поклонников приключений, экшенов и просто отличных игр, погружение в мир которых легко откусит от жизни добрых три-четыре десятка часов. И всё это без многопользовательских соревнований и скучных фарминговых задач! |
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией «Бука».