В последнее время количество выходящих игр с тематикой Второй мировой несколько уменьшилось, набитая ими в какой-то момент шишечка рассосалась и фронта охваченной пламенем Европы вновь стали любопытными. Особенно когда дело дошло до Италии, того фронта, который особо и не раскрывался в большинстве боевиков о том периоде. Вообще команда Rebellion в серии Sniper Elite уверенно поднимает интересные темы, вроде вполне реального противостояния советских и американских войск в уже фактически павшем Берлине, когда шла охота за техническим и научным наследием Третьего рейха, и отправляет игроков на непопулярные, но от того не менее значимые участки фронта.
В прошлом выпуске серии мы побывали в Северной Африке, военной вотчине «Лиса Пустыни», новая же Sniper Elite 4: Italia отправляет нас в живописную «Страну сапога», на волне прихода фашистской диктатуры партии Бенито Муссолини присоединившейся к «Оси», образовав союз с Германией и Японией. События игры развиваются в 1943 году, когда США полноценно вступила в сражения на территории Европы и союзники, во главе с СССР, США и Великобританией планировали масштабное наступление с зажатием Третьего рейха в смертельные тиски.
Однако сюжет проекта традиционно ни о чём — он халтурен до зубного скрежета и совершенно не интересен. События в нём, жизни, смерти и спасения ключевых персонажей, не вызывают совершенно никаких эмоций. Это проблема постановки происходящего, отсутствующей эмоциональности персонажей и того, что сценаристам было, наверное, лень работать. Базовая же идея сценария достаточно неплоха: в Третьем рейхе изобрели чудо-ракеты с дистанционным управлением, которыми можно уничтожить весь флот союзных войск, таким образом заставив наступательную операцию захлебнуться. Идея с потенциалом, который спустили по поросшему терновником крутому склону горы.
А вслед спустили ещё и возможность сделать интересные диалоги: перед каждым заданием мы общаемся с несколькими персонажами, которых игра толком не представляет и не развивает, и получаем от них подробности заданий. Сделано это кустарно и непонятно зачем, а выглядит скорее вымученным элементом «для галочки», чем реализацией чьей-то задумки. Создаётся впечатление, что разработчики знают: «в нашу игру приходят не за сюжетом, значит его шьём белыми и непрочными ниточками». Единственное, что приятно выглядит — это сюжетные зарисовки от руки. Они тоже халтурны с точки зрения сценария, но по крайней мере симпатичны и кое-как вписываются в происходящее.

Но будем справедливы, за сюжетом в Sniper Elite действительно не приходят, потому что ценность серии изначально заключалась в новаторских решениях по части игрового процесса. Как яхту назовёшь… И в этом вопросе Rebellion остались верны себе. Итальянский боевой поход Карла Фэйрбёрна с первого же задания настраивает игрока на волну масштабного снайперского приключения, полного пробитых органов, отстреленных мошонок, обрушенных на головы противникам грузов и взорванных баков с горючим. Масштаб — это первое, что заметит игрок, высадившись на итальянском побережье. Не графику, которая пусть и похорошела, но ещё не вышла на передовой уровень, и не баллистику с отстреленными яичками, а именно масштаб.
Каждый уровень Sniper Elite 4: Italia по своему размеру и задачам сопоставим с двумя-тремя уровнями прошлых игр. Карты огромны, они наполнены различными объектами разной степени важности, охраняемыми несколькими или десятками противников. Впрочем, на разнообразие задач это, увы, не повлияло — от нас, как и раньше, требуется взрывать ценные объекты, совершать плановые диверсии и шпиговать свинцом высокопоставленных кадров противника. С другой стороны, а зачем ещё отправлять снайпера-диверсанта в тыл противника? Только для выполнения таких задач. Не итальянских же девиц кадрить, пусть одна из таких и нелепый лидер не менее нелепого партизанского сопротивления. Британцам однозначно стоит пообщаться с ветеранами отечественных партизанских отрядов, особенно из Беларуси, или хотя бы с французами. Чтобы в следующей игре партизан сделать более вменяемыми и менее клоунскими.
Во времена Второй мировой войны, воинская профессия «снайпер» была не совсем такой, как сейчас. Нынче снайпер — это специально обучаемая боевая единица, эксперт в устранении целей на огромных дистанциях, эксперт по ловушкам, маскировке, проникновению на объекты и так далее. Этакий Солид Снейк в вакууме. Во Второй мировой в снайперы шли те, кто умел отлично стрелять из винтовок с оптическими прицелами разной кратности, обладал стальными нервами и незаурядным терпением. Если снайпер нетерпелив — это не снайпер. В то время данная профессия проходила сложнейшие испытания и постепенно принимала свой воинский облик, когда снайперы превращались из «просто метких стрелков» в «особо ценную и смертоносную боевую единицу».
История знает множество снайперов, самые результативные из которых сражались на Восточном фронте. Если составлять список из лучших снайперов Второй мировой, минимум восемь позиций займут советские солдаты из России, Украины и Якутии. Многие составители списков самых результативных снайперов Второй мировой первое место отдают финскому стрелку Симо Хаюхя, однако это не совсем верно — он действительно один из самых результативных снайперов в мировой истории, но его счёт в 550+ убитых достигнут во время Советско-Финской войны, которую очень спорно можно отнести ко Второй мировой. Она началась уже после первых агрессивных действий Третьего рейха, вошедшего на территорию Польши 1 сентября 1939 года, но развивалась на приличном от них расстоянии и по совсем другим причинам.
Серия Sniper Elite сосредотачивает своё внимание на британском снайпере из УСО, что более чем понятно — студия Rebellion находится в Великобритании. Что же касается бравых советских снайперов на Восточном фронте, среди которых не очень заслуженно легендарный Василий Зайцев по результативности рискует даже в десятку не попасть, то игру о них ждём от какой-то отечественной студии. Если таковая появится и будет способна создать нечто столь же снайперски качественное.
Информационно-разведывательная функция бинокля на сложности ниже реалистичной полезна для нахождения коллекционных предметов, ведь некоторые письма можно собрать только с трупов врагов. Однако на реализме бинокль раскрывается на полную катушку — отсутствие меток и индикатора расстояния способствует.
Игровой процесс в своём корне остался традиционным для серии — перед нами снайперский стелс-экшен от третьего лица, в котором одинокий диверсант таскает на себе приличный боекомплект и немало хитрых ловушек на все случаи жизни. Или почти на все. С точки зрения игрового дизайна, Rebellion сделали отличный рывок вперёд, обеспечив игрокам новые боевые инструменты, полезные и вносящие уверенное разнообразие. Крупные локации продуманы по своей архитектуре и позволяют игрокам достигать целей несколькими путями, играя скрытно, пробираясь по крышам или же пытаясь пробиться силой, считая патроны в верном пистолете-пулемёте. Несколько неуклюже реализована акробатика, но её можно посчитать первым блином, который всегда комом — Карл не умеет залазить на уступы и объекты, перепрыгивать через некоторые пропасти и иначе взаимодействовать с окружением, если не появляется соответствующее контекстное меню: «нажмите кнопку, чтобы прыгнуть», или «залезть». Если такого нет, значит препятствие придётся обходить кустарным путём.
Нельзя сказать, что данные условности как-то портят игровой процесс, но не отметить их было бы ошибкой с моей стороны. Потому что это фактически единственный геймплейный недостаток во всём проекте, который по части стелса способен потягаться с гигантами этого жанра, такими как Metal Gear Solid и Splinter Cell. В итальянской кампании остались все ключевые и важные стелс-механики: звуки окружения, позволяющие замаскировать выстрел, растительность, в которой можно спрятаться, мины-ловушки и растяжки, что позволяют снайперам обезопасить свои «орлиные гнёзда», задержка дыхания, стабилизирующая пульс и прицел винтовки. Всё это знакомо, а из нового появились дозвуковые патроны — превосходное изобретение! Использование УС-патронов с ПБС-ами позволяет игрокам оставаться скрытными убийцами даже без маскировки звука, однако следует учитывать, что ништяки не бесконечны.
Если не брать во внимание оружие из дополнений, то пистолет «Вэлрод» остаётся единственным оружием с гарантированным глушителем. Но его скорострельность уступает остальным образцам, что иногда может быть очень критично. Но теперь можно взять верный 1911, накрутить на него прибор бесшумной стрельбы и зарядить магазин УС-патронами. Пусть их и немного, но прокачав пару-тройку уровней игроки смогут настраивать дополнительные пачки УС-патронов в выкладке. На тридцатом уровне персонажа можно будет обеспечить себе по три пачки УС-ов для пистолета и винтовки, таким образом отправив весточку в ад, чтобы топили новые котлы — к ним скоро направится пару десятков «скрытно убитых» нацистов.
Удивлённый нацист времён Второй мировой выглядел примерно так.
Но не только патроны обзавелись альтернативой. Почти каждый элемент экипировки получил вторую возможность. Растяжки и выпрыгивающие мины, прабабушек отечественным мин семейства ОЗМ, теперь можно ставить с задержкой, что очень полезно в некоторых ситуациях. Например, когда впереди группы нацистов идёт один ведущий, а подорвать хочется всех или хотя бы большинство. Динамит теперь можно снабдить таймером, что обеспечит его самостоятельный взрыв. Возможность подорвать брикет при помощи выстрела также сохраняется. Аптечки и бинты можно использовать для полноценного исцеления или стабилизации, последнее поможет экономить их в сложных ситуациях. А таковые будут, особенно если вы играете на сложном или хардкорном уровне.
Паркур хоть и кустарный, но появился. Он позволяет неплохо разнообразить прохождение заданий!
Уровни сложности в Sniper Elite 4: Italia играют традиционную для серии и немалую роль в получаемом игровом опыте. И внутриигровом тоже. Так, играя на высокой сложности, игроки столкнутся с более агрессивными противниками, однако все основные облегчающие элементы интерфейса будут на своих местах — индикатор места попадания пули с учётом расстояния и ветра, мини-карта с расположением противников, в том числе нами ещё незамеченных, и так далее. Играть с таким интерфейсом будет довольно просто, независимо от мощи противников.
А вот сложность под названием «реалистичная», она же «хардкор», предлагает качественно новый опыт. Она полностью отключает элементы интерфейса — мы не видим пульс и здоровье персонажа, количество патронов в магазине или обойме (только при активации «оружейного диска», быстрого меню выбора экипировки), нет никаких подсказок по части стрельбы, противники и объекты не подсвечиваются, сколько бы игрок их не отмечал через бинокль, мини-карта отсутствует, а на основной карте не отмечаются объекты заданий и позиция главного героя.
Я прошёл игру на сложности «элитный снайпер», которая высокая, и сейчас прохожу на хардкорной, получая совершенно новые ощущения. Однако я ни в коем случае не рекомендую даже уверенным в себе ветеранам начинать игру сразу с реализма. Причиной тому являются два упомянутых выше пункта — отсутствие индикаторов заданий на основной карте. Лучше сперва изучите игровые карты, а они огромны и достойны внимания, и уже после отправляйтесь покорять вершину сложности.
Реалистичная сложность — рай для поклонников качественных испытаний. Полное отсутствие интерфейса, никаких подсказок по заданиям, карта — словно попал в DayZ. Однозначно круто.
Боестолкновения в Sniper Elite 4: Italia если случаются, то игрок рискует сильно пострадать. Опять же, на высокой или хардкорной сложности, по крайней мере. Противники традиционно туповаты, даже в Sniper Elite III: Africa они вели себя разумнее, но в агрессии им не откажешь. Враги реагируют на звуки, патрулируют территорию, поднимают панику и заметно умнеют, если рядом есть офицер. Тоже новая и интересная игровая механика. С присутствием офицера и под его командованием, нацисты начинают работать слажено, прикрывать друг друга и грамотно прочёсывать местность. Но стоит устранить офицера, как солдаты поддаются панике, разбегаются в разные стороны, занимают позиции и не спешат проявлять лишнюю смелость. А вот стреляют они точно. Словом, тупенькие-то они тупенькие, но назвать ИИ игры плохим никак не получается. Скорее обычным для боевиков, со своими слабыми и сильными сторонами, иногда способными удивлять.
Привет сценаристам!
Когда дело доходит до открытой конфронтации, здесь на пользу игрокам могут пойти самые разные элементы окружения, от строений до кустов, предметы экипировки и, разумеется, вооружение. Пусть основным оружием снайпера и считается винтовка, особенно любимы оные со скользящим затвором, за точность и кучность, Карл Фэйрбёрн умеет стрелять из личного и второстепенного оружия, то есть пистолетов и пистолетов-пулемётов. И автоматов. Последние в игре тоже имеются. Винтовки чертовски убойные и точные, но их скорострельность в ближнем бою бывает недостаточной, тогда-то на выручку и придёт автоматическое оружие. Но здесь важно отметить момент — пистолеты и пистолеты-пулемёты обладают отличным останавливающим действием, такова особенность 9мм патрона, однако их проникающая способность хромает — попадания в голову смертельны, а вот бронежилеты и другие элементы экипировки противников способны остановить тупоголовую пулю. Иногда случаются забавные рикошеты — однажды я застрелил нациста из пистолета, попав в каску его товарищу.
Мнение Александра «Gustavus» Крыкова
Sniper Elite 4: Italia претендует на звание одного из самых приятных сюрпризов этого года. С четвёртой попытки разработчики создали стелс-экшен на уровне лучших представителей жанра, вроде Metal Gear Solid V. Тут настолько же богатый на возможности открытый мир, хорошая графика и удобное управление. Несмотря на то, что большую часть миссий можно пройти за час-полтора, каждая занимает вдвое больше, ведь оторваться от дополнительных заданий и активностей попросту невозможно. Этой замечательной игре ещё бы достойный сценарий, но нет - приходится терпеть до ужаса примитивную историю. Да и сложность стартовых миссий уж чересчур низкая. Зато для поклонников различных трофеев и достижений тут истинный рай.
За большинство действий в игре, будь то уничтожение нацистского имущества, убийство противников или выполнение испытаний, мы получаем награды. Это может быть опыт, шевроны или медали, а иногда внешние трофеи. Серия Sniper Elite всегда поощряла изобретательность и результативность игроков, и четвёртая часть не исключение. Что же касается списка внешних трофеев/достижений, то он определённо порадует поклонников серии — необходимо пройти игру на реалистичном уровне сложности, провести пару-тройку матчей в сети и неплохо бы обзавестись напарником!
Из заметок незадачливого снайпера.
Сетевой компонент проекта выполнен на том же уровне, что и в третьей части. Он есть и достаточно увлекателен для поклонников сетевых снайперских баталий, к которым лично я не отношусь, предпочитая однопользовательский или кооперативный игровой опыт. Совместное прохождение игры — это визитная карточка франшизы, позволяющая двум игрокам пройти все сюжетные уровни вместе, а затем отправиться в побочные режимы, выживая против наступающих орд противников. За все режимы и действия также предусмотрены внутриигровые награды, выливающиеся в опыт. Повышение уровня игрока открывает новые предметы и дополнительные способности, полезные при сетевых и однопользовательских битвах. Проще говоря, Sniper Elite 4: Italia — это снайперский стелс-экшен с элементами RPG, и настоящий подарок для поклонников военных боевиков, где один в поле может быть воином. А то и выиграть целую войну, дай разработчики ему побольше свободы.
Перед тем, как подбить итог с оценкой, хочется отметить техническое исполнение игры. Оно определённо радует. Пусть графика и не передовая, как уже было сказано выше, она живая и приятная, наполненная яркими и естественными цветами. Картинка рендерится в 1080р и с кадровой частотой 60 fps, проседаний которой я не наблюдал вовсе. Различного рода баги встречаются нечасто — однажды мой персонаж завис с биноклем в руках и не мог ничего делать, пока я не догадался вновь нажать «R3», а в одном из заданий был вылет игры на рабочий стол. Подходя к звуку нельзя не отметить локализацию на русский язык — она полная, субтитры и озвучка. Однако очень забавно, что актёры озвучки читали не субтитры, а независимо адаптированный текст — смысл сохраняется, но эмоциональный окрас и детали предложений разные. В целом перевод достаточно хороший, в глаза бросилась всего одна или две незначительные грамматические ошибки.
Следующее задание ждёт...
Sniper Elite 4: Italia — уже седьмая игра цикла, если брать во внимание зомби-ответвления серии, и она в очередной раз выводит качество игрового процесса на новый уровень. Где-то хорошо, а где-то не очень, но разработчики экспериментируют и развивают свою серию, предлагая игрокам новый и, на данный момент, лучший снайперский игровой опыт в индустрии. |
|