Новое произведение команды Platinum Games и Ёко Таро, NieR:Automata, поступило на европейский рынок в конце прошлой недели. Я не ошибусь, если назову этот релиз одним из самых удивительных за последние годы – тематический и концептуальный сиквел к далеко не самой успешной игре, полной разнообразных недостатков, но совершенно потрясающим образом проникающей в душу играющем благодаря уникальной истории и её необычной подаче. Сумел ли этот сиквел превзойти свою предшественницу, а Ёко Таро вновь удивить игроков? Однозначно да.
![]()
![]()
Сайд-скроллинговые секции игры вызывают ассоциации с любимыми играми детства. Например, Life Force, она же Salamander!
История игры развивается спустя десять тысяч лет от нашего времени, в мире, который покинуло человечество, а на Земле вовсю хозяйничают роботы. Все они созданы на массовых конвейерах, отличаются простотой и эффективностью, каждый из видов обладает своими навыками и приспособлен для выполнения конкретных задач. Где-то на орбите планеты курсирует особый боевой спутник, по совместительству являющий собой космическую станцию с производственным цехом — «Бункер», в котором обитают боевые андроиды, большинство из которых девушки. Они-то и представляют собой основную боевую мощь человечества в войне за освобождение Земли от роботов.
Кажется, что всё очень просто, правда? Как бы не так, ведь речь идёт об игре от Ёко Таро, чьи сценарии всегда таят в себе массу неожиданных поворотов… подавляющее большинство которых не блещут позитивом, но всегда вызывают эмоции у игрока. Разные эмоции, от положительных, вроде улыбок от забавных и неожиданных концовок, до искреннего огорчения. Не качеством происходящего, ни в коем случае. А из-за событий, связанных с миром или персонажами. Пройдя игру на все пять основных концовок, мне искренне хочется говорить и говорить про местный сюжет, про то, насколько глубоко в душу пытается влезть Таро-сан, но я решил подальше упрятать эти рвения, чтобы не ускакать в опасные спойлеры.
![]()
![]()
Боёвка полна эффектов и очень зрелищна. Даже в те времена, когда камера сильно отдаляется, уходя в двухмерную перспективу.
Всё, что вам нужно знать о сюжете игры перед её началом — вы будете управлять несколькими персонажами на протяжении минимум трёх прохождений, каждое из которых повторяет предыдущее лишь отчасти, ведёт по новым заданиям и раскрывает множество интересных подробностей. А то и полностью переворачивает картину мира. И не один раз. Ваша цель во всём этом дурдоме — выполнять приказы командования проекта YoRHa, что подчиняется Совету Человечества, заседающему на Луне и неустанно призывающему к освобождению Земли от роботов. Все остальные нюансы, что из написанного здесь правда, а что вымысел — вы узнаете сами во время прохождения.
Игровой процесс в NieR: Automata похож на смесь JRPG в открытом мире и слэшера вроде Metal Gear Rising. Оно и не удивительно, учитывая, что перед нами сиквел Action-RPG, разработанный авторами упомянутых приключений светловолосого киборга. Во время прохождения мы исследуем небольшой открытый мир, состоящий из нескольких тематических локаций, выполняем задания и рвёмся к своей основной цели. Процесс этот вызывает неоднозначные впечатления и оставляет определённый осадок, который даже потрясающий сюжет не разбавляет до конца — несмотря на прекрасную и зрелищную боевую систему, путешествие по миру быстро надоедает, а однообразные задания сильно наскучивают. Казалось бы, что практически во всех играх они однообразны, но во многих, даже последних Final Fantasy XV и Horizon: Zero Dawn, они гораздо более осмысленные.
Пусть большинство побочных заданий и сделаны тяп-ляп с точки зрения разнообразия механики их выполнения, некоторые из них способны хорошенько удивить. Дурацкая и потешная импровизация «Ромео и Джульетты» в исполнении роботов — это только начало.
Проблема побочных заданий не появилась в этой игре с бухты-барахты, ведь она присутствовала в оригинальной NieR. Причём в точно таком же виде. Возможно, именно это и удручает меня больше всего, что разработчики не сделали никаких выводов. Кто-то скажет: «Погоди, так не Platinum Games разработали NieR!». Да, это так, но ведь они поклонники оригинальной игры (со слов Ёко Таро), а значит видели её недостатки. А вот какую проблему частично исправили — так это переход камеры из одной перспективы в другую, который теперь ощущается более естественно и комфортно, чем в первой части. Очень интересной наблюдать за тем, как из трёхмерного экшена Automata превращается в двухмерную метроидванию или сайд-скроллинговый шутер, а ещё минут через десять — в Crimsonland.
Впрочем, не всегда камера ведёт себя хорошо и послушно. Во время динамичных сражений с большим количеством врагов бывает сложно сориентироваться на местности, а в некоторых битвах, одна из которых обязательна для секретной концовки Y, камера — это ваш злейший враг. Даже более злой, чем чертовски сложный босс 99-го уровня. Вы будете ненавидеть камеру, со скоростью швеи-мотористки наяривая нижний правый триггер, надеясь увернуться от смертоносных снарядов и ожидая, пока враг сам нарисуется перед вами. Потому что подчас это проще, чем вертеть камерой, пытаясь угнаться за скоростным засранцем.
Боевая система NieR: Automata может показаться удивительно простенькой, на деле это переработанная боёвка из Metal Gear Rising: Revengeance, потерявшая зрелищные парирования, но взамен получившая поддержку боевых дронов, однако она предлагает уверенное разнообразие, которого достаточно, чтобы процесс сражений не только увлёк, но и не надоел на протяжении нескольких прохождений. Ведь пройти игру, как уже говорилось выше, чтобы понять всё происходящее, предстоит минимум трижды. Вернее, как пройти – увидеть титры, а затем начать следующий забег, который будет основательно отличаться от предыдущего. Как по задачам, так и по раскрываемыми перед игроком подробностями игрового мира.
В распоряжении игрока два типа ударов – первым и вторым экипированным оружием, за которые отвечают «квадрат» и «треугольник» соответственно. При базовой экипировке, когда первым оружием снаряжен лёгкий клинок, а вторым – большой и тяжёлый, данные удары можно сопоставить с классической боевой схемой «обычные и усиленные приёмы». Суть та же. Однако стоит изменить экипировку, как шаблон рвётся и его место занимает гибкая персонализация. Единовременно игрок может экипировать двум из трёх основных персонажей по четыре оружия двумя сетами, и переключаться между этими сетами прямо в середине комбинаций, благодаря чему комбы можно делать не только эффективнее, но и эффектнее. К последнему располагает и приличный выбор оружия: несколько десятков образцов мечей, топоров, копий и боевых перчаток.
Отдельного упоминания стоят сопроводительные дроны и хакерские способности одного из персонажей. Маленькие, да очень удаленькие дроны, что всегда сопровождают наших героев, выполняют функции местной библиотеки, оружейного склада и боевого компаньона, принимая максимально активное участие в сражениях. Приступая к битве в NieR: Automata игрокам следует сразу привыкнуть держать контроллер PlayStation 4 так, чтобы на триггерах «R1» и «R2» находилось по пальцу одновременно. Лично мне пришлось некоторое время привыкать к такому хвату, но оно того стоило — постоянное удержание кнопки «R1» обеспечивает беспрерывную трель энергетических снарядов из автоматической пушки дрона, ракет или лазерного луча. Тогда как кнопка «R2» отвечает за жизненно важную функцию уворота.
На первый взгляд тот урон, что наносит дрон, может показаться смешным, однако не следует его недооценивать — в комплекте с рукопашными атаками управляемого персонажа, они заметно ускоряют разбор врагов на винтики и шпунтики. Кроме того, у дронов есть и вторая способность, определяемая установленным чипом — это может быть вспомогательная, защитная или атакующая программа. Впрочем, полезность её раскрывается на высокой сложности и выше, где несколько снижается полезность обычного оружия дронов. Этому способствует упразднение функции захвата цели, такой полезной и удобной. Всё верно, на сложности выше нормальной она отсутствует. К счастью, сложность в этой игре ни на что, кроме мясистости врагов, особо и не влияет. поэтому данную опцию можно игнорировать как таковую.
2B хороша не только в визитном платье с чулками, обтягивающий бронекостюм ей идёт не меньше! Ёко Таро знает толк, да и работа Platinum Games над Bayonetta даёт о себе знать...
Что же касается хакерских способностей одного из героев — парнишки-андроида по имени 9S — то они оказываются чертовски полезными, как в битвах, так и во время исследования мира. Многим игрокам уже в первый час встретится несколько сундуков, с которыми не может взаимодействовать 2В. Такие ящички умеет вскрывать только наш хакер-разведчик. Он же умеет взламывать роботов в промышленных масштабах, брать их под управление, перепрограммировать в дружественных помощников или попросту взрывать. Последнее будет получаться чаще всего, ведь для первых двух вариантов надо инициировать хакинг не будучи обнаруженным. Элемент стелса! Хакинг выполнен в виде мини-игры, где мы управляем маленьким стреляющим курсором, пробивающимся через программы защиты и блоки. Порой такая задача оказывается очень непростой.
В NieR: Automata самая лёгкая платина, которую я когда-либо встречал. И это обусловлено тем, что большинство призов игрок может купить, причём за очень смешные деньги. Это прекрасное решение с точки зрения экономии времени на трофеях, требующих от игрока часто бессмысленных действий. Пройдя игру на пятую концовку, которая считается истинной, я имел в кармане около 2 миллионов местных шекелей, чего бы хватило на покупку всего-всего трофейного списка. Впрочем, большинство призов у меня было открыто вполне естественным путём, поэтому купил я лишь немногие, связанные с однотипными действиями вроде фарминга материалов. А вот трофей за все концовки я не рекомендую покупать, потому что каждая из 26 концовок этой игры — своеобразная жемчужина, достойная вашего внимания.
Умиротворяющая рыбалка — хороший способ заработка денег в этой игре. Рыбачить можно как в чистых водоёмах, так и в лужах, включая масляные... вытаскивая рыбёшек, их механические копии или всякий мусор.
Визуально игра выглядит симпатично, но не более того. Здесь нет передовых технологий (мы уже не о сюжете говорим!) и детальной картинки, однако качество моделей персонажей и их анимация достойны похвалы. Над боевой хореографией и томными походками героинь разработчики явно трудились, закатив рукава. А вот дизайн в Automata продуман основательно — мир умудряется по-настоящему завораживать отдельными пейзажами, герои выглядят превосходно (кто скажет, что будь он дизайнером роботов-андроидов, он бы не сделал их завидными красотками или красавцами — тот бессовестно врёт всем и себе), а нелепая внешность местных роботов обусловлена их происхождением. И отлично вписывается в происходящее.
Отдельного упоминания достойна местная музыка. Сказать, что она прекрасна — это ничего не сказать. Я часто говорю, что одни из лучших композиций в видеоиграх звучат на просторах Камурочо и других городов серии Yakuza, но по сравнению с NieR: Automata даже чудесным композиторам SEGA придётся немного подвинуться на аллее звёзд. Каждая песня в игре Ёко Таро не только подчёркивает происходящее чудными инструментальными пассажами и вокальными всплесками, но и эволюционирует в зависимости от обстановки. То она становится громче, то тише, то сбавляет темп, то набирает обороты, добавляя больше инструментов и меняя вокал с умиротворяющего на агрессивный. Это очень круто. Очередной OST, который надолго пропишется в моём плеере.
Перед итогом хочется ещё раз отметить важный момент, который я подмечал в начале. NieR: Automata — это не игра для массовой аудитории, вроде упоминавшихся выше ААА-проектов с крупными бюджетами и контролируемой высоким руководством «заточкой» под массы. Перед нами фактический артхаус от игровой индустрии, со всех сторон необычный и на сто процентов авторский. В этом его несомненная ценность для тех, кто воспринимает игры как нечто большее, чем просто уничтожение противников сексуальной девочкой-андроидом-горничной с длинными ножками. Махоро не одобряет!
Традиционно подойдя к созданию сценария, Ёко Таро сперва придумал концовки, а затем сочинял события, которые к ним привели — всё это вылилось в произведение, построенное на нескольких прохождениях, ведущих по строкам потрясающего сценария. Однако многие вещи не вызовут восторга и даже понимания у новичков, тогда как игроки, прошедшие и полюбившие оригинальные NieR и Drakengard будут в щенячьем восторге. Если вы из последних, к оценке ниже можете смело добавлять сколько угодно баллов, и не ошибётесь.
85NieR: Automata — это несовершенная игра с удручающими рутинным однообразием побочными заданиями, довольно небольшим миром, занимательным жонглированием перспективами камеры и крутой боевой системой, не надоедающей даже на рубеже семидесятого часа. Но также NieR: Automata — это совершенное и удивительное приключение в мире, который тысячи лет не топтала нога человека. Мире, где роботы и андроиды тысячи лет ведут войну за то, чего сами не понимают. Просто потому, что так нужно. Так приказали Создатели. Мире, в котором роботы пытаются бессмысленно, хоть и мило подражать людям, а андроиды, скованные протоколами запрета на эмоции и чувства, умудряются быть человечнее многих людей.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией «Бука».
В обзоре использованы:
Арт YoRHa 2B от ZeroNis
Арт Devola и Popola от Sunakumo
Арт YoRHa 2B от Mirco Cabbia


10)
940






























Ответить с цитированием







