«Гоните её! Насмехайтесь над ней!». Так рассудила западная пресса и закидала The Callisto Protocol помидорами. Одни ругали её за проблемы с оптимизацией, другие, божьи одуванчики, вменяли ей высокую сложность и кривое управление. Однако я сейчас буду плохим парнем и выскажу непопулярное мнение. Если игра увлекает, заставляет к ней возвращаться и дарит положительные эмоции, то это делает её хорошей. Более того, сюжетная, коридорная, проработанная в деталях игра сейчас на вес золота, потому что открытые миры утомили. Лучше провести с удовольствием 12-15 часов в плотно сбитом и красиво срежиссированном боевике, чем увязнуть в зачистке раздутых карт на сотни часов. «Протокол Каллисто» настолько атмосферно обволакивает игрока своими мутировавшими щупальцами, что от неё сложно оторваться до самого конца.
Вы не найдёте здесь Dead Space; не тратьте попусту силы, накладывая ожидания на эту новую работу Глена Скофилда. Вы ощутите на своей коже лишь дыхание мёртвого космоса. Протагонист этой истории не станет проводником страха и одиночества, как это было с Айзеком Кларком. Скорее, здесь мы примеряем на себя облик героя боевиков из девяностых. Джейкоб Ли, главное действующее лицо The Callisto Protocol, — матёрый контрабандист. Сравнения с Джоном МакКлейном из «Крепкого орешка» пришли к нему не только потому, что в игре мы много ползаем по вентиляции. Всё из-за того, что он крутой парень, выживающий в экстремальных условиях и разносящий врагов в мясо подручными средствами. А подача истории здесь не обременяет нас какими-то пространными объяснениями — мы сразу попадаем с корабля на бал. Имя ему — тюрьма «Чёрная жесть».
Выгодная работёнка обернулась для нашего ушлого дальнобойщика и его коллеги катастрофой. Потерпев крушение на спутнике Юпитера, Каллисто, Джейкоб попал за решётку. Но не успел он насладиться тюремной романтикой и дня, как «Чёрную жесть» объял хаос. Люди стали превращаться в монстров и убивать себе подобных с завидной кровожадностью. Таким образом, у Джейкоба появляется понятная цель — сбежать с Каллисто и не распрощаться с жизнью по дороге.
Примечательно, что в игре мало что объясняется о структуре мира. Перед нами далёкое будущее, с полётами в космос и научно-фантастическими технологиями. Авторы взяли курс на экшен и полное погружение в конкретную ситуацию — побег из тюрьмы, наводнённой мутантами. Помните, как Глен Скофилд делился подробностями создания Dead Space? Он и его команда вдохновлялась множеством фильмов и книг схожей тематики. В The Callisto Protocol характерный авторский почерк сохранился: ты ловишь моменты в духе «Чужого» и других культовых фильмов. Разгадываешь отсылки к играм серии Resident Evil и к той же Dead Space. Постановка сцен, освещение, стычки с монстрами, богатая звуковая картина, внимание к деталям окружения — всё это успешно работает на атмосферу. Несмотря на суровое место действия и мерзких тварей вокруг, в игре приятно находиться и изучать каждый её винтик.
Сюжет подаётся скупо. Мы собираем его по кусочкам через ролики, короткие досье обитателей «Чёрной жести» и небольшие аудиозаписи. Если сюжет и лор Dead Space представить в виде моря, то повествование в The Callisto Protocol — это лишь рябь на его поверхности. Настолько минималистично здесь подаётся происходящее. Однако эти проекты в своём костяке максимально похожи. То есть если вы знаете про Обелиск, некроморфов, религиозную организацию из мира Dead Space и другие подробности первоисточника, то вы постоянно будете проводить параллели с «Протоколом Каллисто». И многочисленные дыры в повествовании последней будут с лёгкостью реконструированы вашим воображением.
Это ни в коем случае не изменяет факта, что сюжет игры слабый, и ему уделено мало внимания. Но мы имеем ситуацию, когда на общие впечатления это не оказывает фатальных последствий. То есть мы играем, чтобы весело провести время. Разработчики сместили весь фокус на мясной экшен и погружение в уникальную атмосферу безжизненного космоса. В этих нишевых, но волшебных рамках игра развлекает на полную катушку. И, конечно, немалая заслуга в этом принадлежит геймплею.
Как и в Dead Space, мы начинаем свой боевой опыт со строительно-прикладного сектора. То есть буквально с самого начала разваливаем кабины гаечным ключом и гвоздодёром. Но уже очень скоро нам дают в руки гравитационную перчатку — любимую игрушку надсмотрщиков тюрьмы «Чёрная жесть». Она позволяет нам пользоваться телекинезом, расшвыривая врагов и предметы окружения во всех мыслимых направлениях. Но и это — незавершённое состояние нашего подопечного. Нам также выдают убойное огнестрельное оружие. Благодаря этой триаде, если не сказать трифорсу, сражения обретают сочный импакт. Следуя за ним, ты ждёшь встречи с новыми противниками, как Нового года. И праздник ты им приносишь в мешке с электродубинкой, дробовиками, автоматом и прочими убойными игрушками.
Официальный трейлер The Callisto Protocol с живыми актёрами.
Естественно, вооружённый до зубов главный герой не помогает созданию хоррор-атмосферы беззащитности и обречённости. Игра не страшная. Это скорее хоррор-боевик в духе Resident Evil 3. Особенно последнюю вспоминаешь, когда добираешься до похожей электростанции с мутантами, падающими сверху. Тогда как Джилл Валентайн мило кормили тентаклями, в The Callisto Protocol, напротив, нет места японскому фансервису. В некоторых моментах по духу она напоминает фильм «Разрушитель» (Demolition Man) с Уэсли Снайпсом: технологичная тюрьма будущего и брутальный герой, доминирующий над представителями местной власти.
А вот что выгодно отличает The Callisto Protocol от той же Resident Evil, так это отсутствие надобности проходить игру несколько раз для выбивания всех достижений. Ей бы, конечно, не повредила «Новая Игра+» и возможность пройти всё с полностью прокачанным оружием. Но именно ачивки в ней можно легко выбить за одно прохождение.
Даже если вы не будете включать помощь в управлении через настройки, на нормальной сложности «Протокол Каллисто» лёгкая. Что касается прохождения на высокой сложности, то соответствующее достижение легко выбить через глюк. Перед завершением игры вы просто меняете сложность и получаете ачивку после титров. Работает даже с последними патчами — проверили.
Внимание стоит обратить на сбор всех записей досье. Дело в том, что в игре откровенно хреновые чекпоинты и система сохранений в целом. Бывает так, что после перезагрузки подобранная и зафиксированная ручным сохранением запись пропадает. В таких местах с контрольной точкой приходится возвращаться к собираемым предметам. Поэтому всё время проверяйте их статус.
Сражения складываются из комбинирования всех видов оружия. Бьём супостата в ближнем бою, затем комбо-цепочка завершается, и герой может быстро выстрелить во врага очередью из огнестрела. В свою очередь, перчаткой можно подтягивать врагов для последующего избиения, кидать их на щедро расставленные вокруг шипы и жернова механизмов, а также метать в них опасные предметы. К сожалению, уровень телекинеза и вариативности его применения далёк от высот, достигнутых Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy во времена PS2 и Xbox Original. Но применять грави-перчатку всё же удобно.
Сэр, вам помочь?
Боевая система The Callisto Protocol простая, но её финты вместе работают слаженно. Сумбур вносят уклонения. Зажимаешь стик влево или вправо перед атакой и спокойно уворачиваешься. Чтобы не попасть под следующие оплеухи, стик уже нужно отклонять в противоположную сторону и качаться таким образом как маятник. Это всё, конечно, мило и неказисто, но проблемы начинаются, когда врагов несколько. Если нападает более одного врага, то часто увернуться становится невозможно. Потому что эта механика — одиночная анимация, запускаемая в ответ на атаку одного врага. Она не даёт кадров неуязвимости, её нельзя запустить по нажатию кнопки. Она намертво привязана к заблаговременному зажатию стика в одну из сторон.
Это просто песня, как разработчики ухищряются, чтобы перекрыть вот этот конкретный косяк с уклонениями. Например, в какой-то момент один из толпы монстров хватает героя за плечи и кидает его перед собой. В духе, что теперь ты будешь драться со мной. Действительно, в формате дуэлей боёвка работает. Но когда тебе прилетает по ушам от сзади стоящих «мимокрокодилов», то сразу проступает непродуманность этого подхода. Герой постоянно идёт узкими коридорами. Это принуждает даже отдельные паки врагов сражаться с нами поочерёдно. Но в игре есть несколько открытых площадок, где сразу же начинаешь испытывать трудности в сражениях с толпой.
The Callisto Protocol во многом вдохновлялась последними Resident Evil. Даже эти злосчастные уклонения выполнены как шаг в сторону из реймеков от Capcom. Так почему было просто не скопировать эту механику как есть, ведь она рабочая? Зачем идти на такие ухищрения, прикрывая откровенно слабое решение? Striking Distance — всё-таки заново собранная студия. В ней есть Глен Скофилд, Стив Папутсис и другие ветераны, пришедшие со времён работы над Dead Space.
Минутка интересных фактов для любознательных. Действие игры происходит на спутнике Юпитера — Каллисто. Также затрагивается шестой по удалённости от него спутник — Европа. По снимку выше вы можете сравнить габариты этих тел относительно друг друга и нашей луны.
Также примечательно, что в английском языке для обозначения спутников планет используется слово «moon». Вспомните историю Dead Space и финальную форму некроморфов — Кровавую Луну. С учётом происходящего на Каллисто, в игре вырисовывается целый ряд символичных отсылок.
Но очевидно, что в команде также есть и менее опытные специалисты. И те моменты, за которые отвечали ветераны, а именно: постановка, атмосфера, звуки и органично вписанное меню, — выполнены шикарно. Такой хоррор-боевик в космическом сеттинге нам бы не смогли выдать ни одни другие специалисты в индустрии. Поэтому здесь лишь хочется выразить большое уважение к старой гвардии — она доказала, что ещё есть порох в пороховницах. Проблемы с оптимизацией и сыроватое управление показывают, что вновь образованной команде есть куда развиваться.
Насколько хорошо они с этим справятся, покажет возможное продолжение The Callisto Protocol. Ведь концовка игры оставляет прямой задел на вторую часть. Что можно сказать уже сейчас, так это то, что разработчики активно работают над ошибками. Многие уже смотрели разбор от Digital Foundry и знают, что изначально проект был оптимизирован хорошо только под PS5. В нашем случае мы играли на Xbox Series X, и на релизе столкнулись с упомянутыми в видео проблемами. В частности, в режиме качества не было стабильных 30 кадров, появлялся эффект замирания и не было отражений в зеркальных поверхностях. В режиме производительности кадровая частота была неровной, пусть и более комфортной, чем в режиме графики. Однако 8 декабря вышел патч, исправляющий эти проблемы. Теперь на консоли Microsoft мы наблюдаем такую же картину, как на флагмане Sony: стабильная кадровая частота в обоих режимах и отсутствие подвисаний. И всё же недочёт с отражениями пока сохраняется.
Такое повышенное внимание к визуальной части проекта абсолютно обосновано. Графика The Callisto Protocol — высший пилотаж. Вот где понимаешь, что пришло новое поколение. Уровень детализации, качество текстур и рендеринга светотени в реальном времени просто зашкаливают. Всё отлично также с лицевыми анимации. Заставки воспроизводятся на движке игры. В кинематографичных сценах на периферии иногда даже можно заметить предметы, которые ты предварительно разбросал. Стиль проекта выдержан филигранно. Замечание можно сделать только текстурам огня: уж слишком они грубоваты на фоне остального. Но и огонь, и вода, и дым всегда были ахиллесовой пятой для многих проектов под реализм. Тут остаётся только тщательно всё вырисовывать и оптимизировать, как, к примеру, это делает студия Naughty Dog.
Отдельного внимания заслуживает дизайн меню. Он выполнен в таком же минималистичном ключе, как это было в Dead Space. Если инвентарь и база данных выглядят практически точь-в-точь, то показатели персонажа эволюционировали дальше. На спине героя мы видим запас здоровья, заряд батареи грави-перчатки, а также боезапас. Они сделаны неприметно и аккуратно, что в сумме с другими элементами дизайна позволяет погрузиться в происходящее без остатка. Смотреть на чистый от всяких индикаторов и чисел игровой экран невероятно приятно.
Что касается оружия, то герой конструирует и прокачивает его на специальном промышленном принтере за кредиты Каллисто. Выбор пушек небольшой, но между ними нет дисбаланса. Прокачав какой-нибудь ствол до максимума, вы сможете эффективно сражаться как с рядовыми мутантами, так и с боссами. Последние, правда, — какой-то позор. Мало того что их мало, так представлены они, по сути, всего лишь двумя видами. Когда после половины игры тебе дают сразиться с двухголовым громилой, то испытываешь почти что детский восторг. Наконец-то нам дают повоевать со сверхмутантами в духе Resident Evil. Но потом, через короткое время, нас заставляют разобраться с ещё одним таким же гадом, а затем и с ещё парой.
Последний же босс вобрал в себя приёмы сразу нескольких монстров, но тоже не представляет из себя ничего особенного. Так что с главарями в игре беда. Но относительно хорошо дела обстоят с рядовыми врагами. У них неплохая вариативность и свои уникальные повадки. Больше всего мне понравилась тварь, способная становиться невидимой.
А вот кто испортил вечеринку, так это слепые парни. Точнее, стелс вокруг них на протяжении целой главы. В какой-то момент Джейкоб попадает в место, где толпами слоняются слепые монстры. И по-хорошему их надо бы было обойти и проигнорировать, но это не всегда возможно. Да и ресурсы для прокачки хотелось бы достать. В итоге ты, как шпион, целый час ползаешь на кортах и по стелсу устраняешь косяки этих леммингов. Пожалуй, это самый скучный участок игры.
С другой стороны, The Callisto Protocol не так чтобы спешит удивлять событиями. В ней есть целый ряд эпичных зарубов с монстрами и зрелищных падений в духе Uncharted. Однако всё это постоянно идёт по какой-то кривой линии и не восходящей. Обычно в любых историях, чем дальше герой заходит в своём приключении, тем больше повышаются ставки. А что мы имеем здесь? Джейкоб ищет предохранитель, чтобы открыть проход дальше, затем запускает электростанцию и сталкивается с какими-то опасными ребятами. Всё это — чтобы выйти на новый виток истории, где снова по восходящей займётся всё теми же рутинными делами. Локации также сильно не меняются: перед нами чаще всего будет тюрьма и промзона. Снежная часть игры становится настоящей морозной отдушиной на фоне остальных участков пути Джейкоба. И, конечно, финальные главы тоже добавляют разнообразия в окружение.
Интересными получились герои The Callisto Protocol. В частности, начальник охраны Феррис и милейшая японка Дэни Накамура. Они на своей харизме вытаскивают многие участки, которые могли бы скатиться в банальность. Конечно, без типовых персонажей, вроде бессердечного доктора, ставящего эксперименты над людьми, не обошлось. Но они не раздражают и хорошо вписываются в концепцию боевика из девяностых. Меньше слов, больше дела — пожалуй, главный девиз игры.
Все смерти в The Callisto Protocol. Слабонервным можно не смотреть.
Игра переведена на русский язык посредством текста и позволяет докачать целый ворох пакетов зарубежной озвучки. Однако англоязычные актёры постарались настолько хорошо, что с ними вряд ли кто-то способен сравниться. В субтитрах проскакивают непереведённые участки, но их несоизмеримо меньше, чем это было в недавней The Dark Pictures Anthology: The Devil in Me. Проект проходится за 12-15 часов. Я воспользовался багом на выбивание ачивки за высокую сложность, но это не остановило меня от того, чтобы отправиться на второе прохождение на максимальной сложности. The Callisto Protocol настолько атмосферна и притягательна, что несмотря на все проблемы и линейность, выпутываться из её сетей совершенно не хочется.
|
Глен Скофилд ещё раз доказал, что он талантливый визионер и хороший руководитель. The Callisto Protocol под завязку нашпигована вручную срежиссированными сценами, стычками с врагами, атмосферными моментами и бодрым экшеном. Создатель Dead Space снова порадовал любителей столь нишевого, но оригинального жанра. Когда линейная сюжетная игра не на шутку увлекает, заставляет возвращаться к ней снова и развлекает игрока так, как это не может сделать никто другой — это показатель удавшегося чуда посреди полей фритуплея и открытых миров.
Управление здесь не самое удачное — кривая система уклонений заставит вас не раз споткнуться о невидимые шнурки. Не хватает проекту и разнообразия боссов. В свою очередь, схватки с имеющимися не блещут оригинальностью. А если мы поддадимся искушению и будем сравнивать The Callisto Protocol с Dead Space, то увидим, что сюжет и лор продолжателя сделаны поверхностно.
И всё же дебютная работа Striking Distance даёт жару своей последовательностью в доставке эндорфинов в мозг через экшен. Что можно сказать: просто отключите мозг, растворитесь в этой пробирающей до мурашек атмосфере, отдайте честь «сержанту Графоуни» за доблестную службу, почувствуйте себя крутым героем боевиков девяностых и получайте чистое удовольствие. The Callisto Protocol с лёгкостью вам в этом поможет. |
Обзор написан по цифровой версии игры для Xbox Series X, приобретённой автором самостоятельно. Все скриншоты, используемые в материале, сделаны в режиме проивзодительности.