Немалый ажиотаж вокруг себя поднял Metal Gear Solid V: Ground Zeroes, пролог к грядущей крупномасштабной части серии (Metal Gear Solid V: The Phantom Pain), который разработчики создали для того, чтобы познакомить игроков с новой игровой механикой, продемонстрировать возможности нового движка, а также рассказать о тех коротких, но категорически важных и эмоциональных событиях, которые произошли с Джоном, Казом, Чико, Паз и всей частной армией «Солдаты без границ», которая обитала на Главной базе, знакомой многим из нас по Metal Gear Solid: Peace Walker. Ажиотаж этот был весьма биполярным — немало скепсиса и спекуляций вокруг игры основывалось на её продолжительности, якобы в 15 минут, и цене, которую заломили отечественные издатели. С другой стороны, поклонникам серии просто плевать на продолжительность, цену и прочее, для них важно само погружение в очередной кусочек (именно кусочек!) любимой серии. Так кто же был ближе к истине, в своём отношении? Сложно сказать, ведь всё равно каждый останется при своём мнении, но в данном обзоре я постараюсь ответить на большинство вопросов. Заданных и не заданных.
История, рассказанная в Ground Zeroes, во многом была «пройспойлерена» самими разработчиками в выпущенных роликах. Мы видели там завязку: события развиваются после кульминации сюжета Metal Gear Solid: Peace Walker, молодой революционер и боец отряда MSF попадает в плен и оказывается заключённым в лагере военнопленных «Омега», находящимся на Кубе. Этот лагерь юридически не существует, находясь на «коммунистической» Кубе, он является пристанищем бойцов Корпуса морской пехоты США. Это тайная тюрьма, где можно особо не заморачиваясь какими-то там Женевскими конвенциями, заниматься допросом пленных, физически унижая их как душа того пожелает. Вплоть до изнасилований и вскрытия без анестезии. Вместе с Чико, в плен попала Пасифика Оушен, известная как Паз — юная девушка, двойной агент танитсвенной организации «Сайфер». Мы видим, как персонаж по имени Скаллфейс подходит к клетке с Чико, обвиняет парня в предательстве и сообщает, что «она недолго мучалась», явно говоря о Паз, в которую юный революционер был влюблён ещё со времён инцидента с Peace Walker. Видели, как Снейк прибывает к лагерю «Омега» с целью спасти Чико и узнать о судьбе Пасифики. Видели мы и частичную развязку — гибель драгоценной базы MSF, которую десятки, а то и сотни часов строили и развивали в Metal Gear Solid: Peace Walker. Но, несмотря на спойлеры в роликах, история пролога всё ещё способна удивить парой-тройкой подробностей. А особенно если слушать кассеты. Пожалуй, эта небольшая игра, стала самой яркой, в плане насилия и жестокости, частью серии. После её прохождения вспоминаются слова Хидэо Кодзимы о том, что Metal Gear Solid V выйдет на новый уровень и будет совершенно не для детей, беременных девушек и впечатлительных людей.
Для лучшего понимания происходящего отечественным игроком, Ground Zeroes была снабжена текстовым переводом на русский язык, который коснулся меню, внутриигрового текста и субтитров. Но, к сожалению, делала его одна женщина, Анна Филиппова, совершенно незнакомая с серией. Да и с плохой памятью, очевидно. Дело в том, что получившийся перевод очень плохой и из него просто вываливаются машинные детальки, всякие винтики да шпунтики. От «Нажмите кнопка старт» на заглавном экране и меню опций «Показать настройки» (Display options), до невероятных глупостей, которые несут персонажи во время заданий и пишет система во время загрузки. Сайфер становится то «Шифром», то «Кипером», Казухира Миллер путается в данных задания, «Нейкид Снейк», оказывается, отправлялся убивать какого-то «Босса» и многое другое. Компания Konami обратила внимание на многочисленные жалобы отечественных пользователей, силами отечественного же издателя 1С-СофтКлаб (не ответственного за ужасный перевод, к слову), но надеяться на исправление перевода не стоит (хотя и это не исключено). Надежда есть на то, что обратив внимание, издатели дадут переводить The Phantom Pain нормальным переводчикам. Или вообще лишат его русского языка… Но лучше так, чем киперы с шифрами.
Главной достопримечательностью Metal Gear Solid V: Ground Zeroes является игровой процесс, который стал самым разнообразным в серии, но при этом он не лишён явных недостатков. Впервые оказавшись в условиях «открытого мира», Биг Босс показал себя действительно абсолютным и легендарным солдатом, способным грамотно действовать в любой обстановке. Перед нами один большой объект — военная база с прилегающей к ней тюрьмой и несколькими лагерями. Как подходить к своим целям и в каком порядке выполнять ключевые задачи — решает исключительно игрок, вариаций здесь десятки. Воистину, подобного качества стелса серия Metal Gear ещё не видела. Да и не только она, пожалуй, а жанр вообще. Мы можем убивать противников, а можем вырубать их, подкравшись со спины или стреляя из тени транквилизатором, и затем спокойно по «зачищенным» маршрутам спасать свои цели, взрывать зенитки или же искать секретные данные. Можем украсть автомобиль и прорваться через блокпосты, сбивая солдат и преграды на своём пути, а затем, вызвав вертушку, под шквальным огнём грузить в десантный отсек спасённых товарищей и военнопленных. Очень атмосферно, между прочим. Можем сесть за руль бронемашины и устроить на базе настоящий локальный «армагедец».
Побочные задания в Metal Gear Solid V: Ground Zeroes отличаются своим относительным разнообразием, а в одном из них — «Спасение "крота"», всех игроков ждёт забавный сюрприз. Причём сюрприз этот ещё и по-разному поприветствует игрока, в зависимости от качества выполнения задания. В ином задании — «Уничтожение отступников» нам предложат ликвидировать бывшую снайперскую пару, а ещё в одном задании — взорвать точки ПВО на базе. Каждое из заданий можно пройти разными способами, за разное время и используя совершенно разные тактики. Для выполнения всех заданий в игре имеется нехитрый арсенал оружия: классический пистолет с транквилизаторами, пистолет боевой, пистолет-пулемёт, пару штурмовых винтовок и две винтовки с оптическим прицелом — «болт» и автоматическую. Но фактически все задания можно пройти без его применения, даже не усыпляя врагов. Но вот без использования «вспомогательных» предметов, наверное, ни одно задание не обойдётся. К оным относятся различные гранаты, взрывчатка С-4 с ручным детонатором и пустые магазины от винтовок, которых у Снейка целый невидимый рюкзак за спиной. Как и ранее, магазинами можно отвлекать противников. В общем-то, только ими и можно, ведь возможность постукивания по стене из игры убрали. Также убрали возможность принудительно прижиматься к стене, что несколько огорчает. Вообще с укрытиями разработчикам определённо стоит ещё хорошенько поработать. Как минимум, сделать положения главного героя принудительными, чтобы в самый ответственный момент, находясь в положении лёжа, Снейк, приблизившись к стене, не принял самостоятельное решение подняться и прижаться к ней, таким образом, попав в луч фонаря внимательного стража. Повлиять на исследование базы и ранее принятые решения в стиле «пойду я сразу туда-то», могут повлиять сеансы допроса противников. Это можно делать как схватив их со спины в рукопашной схватке, так и взяв на мушку оружия. Когда противник под нашим контролем, можно дать ему команду лечь или позвать своих соратников (интересный тактический приём), допросить его, узнав где находятся важные объекты, оружие, заключённые или цели задания, ну и, конечно же, убить, или оглушить. Стоит помнить, что убийства в этой игре хоть и допускаются, но не поощряются.
Важная роль в данной игре отведена искусственному интеллекту, который по-настоящему раскрывается на высоком уровне сложности, начиная замечать нас издалека, быстрее реагировать и точнее стрелять. Условно интеллект противников в Ground Zeroes можно поделить на два типа: «стелсовый» и «боевой». Первый, естественно, для серии стелсовых игр куда важнее второго, и вот он как раз ведёт себя довольно неплохо. Противники реагируют на малейшие резкие движения, которые попадают в их поле зрения, слышат свист пуль, реагируют на выстрелы издалека (в зависимости от того, из какого оружия идёт стрельба) и громкие шаги за спиной. Но, увы, в то же время, можно спрыгнуть с крыши прямо за спиной солдата, и он на это вообще не обратит никакого внимания. Зато заметившие что-то неладное противники, хоть зачастую и ходят по самым близким маршрутам, иногда могут и приятно удивить, неожиданно зайдя со спины и мгновенно подняв всеобщую тревогу. Здесь-то и начинает бой, в котором местный ИИ показывает себя вполне стандартно — не обращая особо внимания на тактические командные приёмы, несколько противников будут методично постреливать в сторону нашего героя. А если незаметно спрятаться, скажем, под лестницей, зданием или в дренажном канале, они могут «для профилактики» пострелять в воздух или по направлению к тому месту, где наш герой был в последний раз замечен. Прятаться во всяких трубах рекомендую именно незаметно, а то есть риск получить фрагментированный детонирующий подарок, в количестве нескольких копий.
Графика в Ground Zeroes хорошая на всех платформах. Я прошёл её на PlayStation 3 и PlayStation 4, поэтому хочу немного внимания сосредоточить на обеих версиях. Первая выглядит хуже в плане текстур, детализации мира, разрешения и, увы, частоты смены кадров, которая физически не может подняться выше 30 кадров, а вот упасть ниже — запросто.В такие моменты, ощущается категорический дискомфорт. Но некоторые текстуры в игре очень радуют даже на PlayStation 3, например таблички с надписями, которые можно рассмотреть и прочитать через бинокль едва ли не с другого конца карты. Хорошо выглядит в игре свет — лучи прожекторов и фонарей охранников по-настоящему слепят нашего героя и очень реалистично освещают поверхности. Откровенно говоря, я не ожидал, что версия для PlayStation 3 будет настолько хорошей и качественной в плане графики, очевидно разработчики действительно потрудились над своим «лисьим» движком. Обе версии игры не лишены и общих недостатков, например, когда Снейк несёт на плечах заключённого, при беге его локоть проходит сквозь ношу. Выглядит это, мягко говоря, забавненько. Местами игру подводит дальность прорисовки предметов и солдат, которые могут появиться прямо на глазах. Особенно это касается предметов, с солдатами подобное наблюдается при изучении базы через бинокль или оптику.
О плохом переводе я уже сказал, но наверняка поклонников серии мучает вопрос смены актёра озвучивания Снейка, который теперь говорит голосом Кифера Сазерленда, а не привычного Дєвида Хейтера. Будучи поклонников серии уже фактически 20 лет, скажу честно — несмотря на то, что Кифер Сазерленд справился со своей работой просто отлично, к его манере озвучивания придётся привыкнуть. К счастью, реплик Снейка в Ground Zeroes не так уж много. Голос Хейтера был не натуральным, он его специально создавал для своего героя, говоря с уникальной интонацией и характерной хрипотой, его реплики были всегда очень чётки, от начала и до конца. Сазерленд же многие реплики завершает, такое впечатление, что на выдохе. Это не очень хорошо подходит привычному образу Джона, особенно это визитное «хах», произнесённое без заминки и на выдохе, будто актёр на землю опустил штангу в 200 кило. Пожалуй, это всё придирки, конечно, и дело привычки. Пройдя только основную миссию Ground Zeroes два десятка раз, я без проблем привык к новому голосу, но контраст «первого знакомства» был очень конкретный.
Реиграбельность проекту добавляет его набор трофеев и разнообразные испытания. Трофеев немного, к сожалению, но они заставят хорошенько посидеть за исследованием игрового мира и переигрыванием заданий, особенно если не пользоваться при этом различными путеводителями. Например, нам нужно пройти все миссии на ранг «S». Чтобы облегчить задачу, разработчики не делали никакого ограничения по сложности, то есть трофей «Герой» можно заслужить как на нормальной, так и на высокой сложности.Но чтобы получить все трофеи, пройти все игровые задания на высокой сложности обязательно придётся, именно за это даётся одна из музыкальных кассет. Интересный трофей требует сбора всех нашивок загадочного отряда XOF, но помимо кубка за это мы ещё откроем секретное задание — то самое «Дежавю» (или «Жамевю» для консолей Microsoft). Испытания в Ground Zeroes построены следующим образом: пройдя задания, мы открываем различные дополнительные задачи, например «маркировать всех противников на базе за наименьшее время», «пройти задание на высокой сложности за лучшее время» или же «расстрелять всех ворон на базе». Это и есть местные испытания, открытие (не прохождение) которых также является одним из игровых трофеев. Самым занудным, откровенно говоря.
О чём ещё нельзя не упомянуть, при обзоре PlayStation 4-версии игры, так это о возможности дистанционного её воспроизведения на портативной системе PlayStation Vita. Эта новая особенность хорошо себя показала уже в нескольких проектах, но только не здесь. Дело в том, что острая нехватка кнопок в сравнении с DualShock 4, создаёт следующую проблему — фактически невозможно поставить игру на паузу, потому что кнопке «Select» присваивается функционал кнопки «Share», а на паузу Ground Zeroes на PlayStation 4, ставится нажатием на левую часть сенсорного дисплея. Также определённый дискомфорт вызывает эмуляция кнопок «R2», «R3», «L2» и «L3» при помощи задней сенсорной панели. Пальцы у людей разные, но уверен. Что многим нелегко играть так, чтобы ненароком не коснуться задней панели PlayStation Vita. В данной игре, такая неаккуратность может привести к плачевным последствиям, которые, плюс ко всему, нельзя исправить «рестартом» через меню паузы, потому что пауза-то не работает. Что ещё не работает? PlayStation Vita в качестве дополнительного дисплея. А жаль. Зато эту функцию очень хорошо выполняют мобильные устройства под управлением систем iOS и Android (Gingerbread (2.3) и выше). Приложение-компаньон позволяет выводить информацию iDroid (местного устройства с картой, целями заданий, плеером и прочими пряниками) на дисплей смартфона или планшета и там рассматривать карту, слушать записи плеера, просматривать цели задания и даже вызывать вертолёт к зоне эвакуации. Кроме того, в приложение-компаньон входит интересная мини-игра Mother Base (Главная база), в которой мы строим свою базу, нанимаем солдат, создаём технику и отправляем на задания различной тяжести. Достижения в основной игре, при синхронизации с серверами (она происходит автоматически, синхронизировать приложение с игрой не нужно), открывают различные бонусы в Mother Base.
80Metal Gear Solid V: Ground Zeroes хорошо справился со своей задачей. Если вы игнорировали видеопрохождения, как это делал я, то первые несколько прохождений только основного задания займут у вас добрый час-полтора каждое, не говоря уже о пяти дополнительных заданиях, каждое из которых можно пройти минут за 10-15, если наловчиться. Но не стоит забывать, что, например, Demon’s Souls тоже можно пройти за час. Но куда спешить? «Спидраны» — не показатель продолжительности игры, а показатель умения игрока найти лазейки и пути для максимально быстрого достижения цели. Эксклюзивное задание «Дежавю» для консолей PlayStation оказалось на удивление очень интересным и, помимо ключевых целей, содержит ещё весьма тёплые «пасхалки» для тех, кто идёт в ногу с серией уже более 20 лет. Цена для PlayStation 3 в 899р вполне себя оправдывает, учитывая общий объём, замечательную реиграбельность Ground Zeroes и знакомство с совершенно новым игровым движком, который на самом деле способен выжать все соки из консолей ушедшего поколения. Цена для PlayStation 4 — 1199 рублей, непонятно за что завышена, но и она достаточно вменяемая. Чего не сказать о цене, которую заламывают отечественные магазины. Но это уже на их совести.
Обзор написан по самостоятельно приобретённой версии игры для PlayStation 3 и предоставленной компанией «1С-СофтКлаб» версии для PlayStation 4