Серия Ar, начавшая свой путь с PlayStation 2 и игры Ar Tonelico: Melody of Elemia, уже тогда представила игрокам очень необычный и красочный игровой мир, с запоминающейся историей и персонажами. Здесь смешались воедино научная фантастика, с космосом, высокими технологиями и роботами, и фэнтези, с магией и монстрами. Но магия в этой игре уникальна — она не плетётся пальцами, не зачитывается из манускриптов и даже не выкрикивается нараспев. Она здесь поётся, в самом настоящем смысле этого слова — есть девушки, которые обладают особым даром и способны петь волшебные песни, как исцеляющие, так и уничтожающие. На первой игре история не закончилась, появилось два полноценных продолжения, а также два ответвления. Вот на одном из этих ответвлений, совсем недавно посетившим наши берега, мне бы хотелось сегодня остановиться. Имя ему — Ar Nosurge: Ode to an Unborn Star. Сразу отмечу, что данная игра хоть и является частью вселенной Ar Tonelico, прямой связи с играми серии не имеет, а следовательно и знакомства с ними не требует.
Перед нами одна большая история, за развитием которой мы наблюдаем параллельно с двух перспектив. Первая — это бывший боец отряда специального назначения Дельта (имя такое у героя, а не название отряда) и его подруга Касти, более известная, как Касс. Данная парочка, по велению Её Величества, отправляется на передовую: разведывать обстановку, искать похищенную песню Ciel_N_Protecta, способную защитить родной город, спасать друзей и бороться против Шарлей — странной расы, представители которой похожи на фей-переростков. Шарли постоянно атакуют и похищают людей, но зачем и почему они это делают — никто не может понять, поэтому людьми из Фелиона, последнего оплота нормальной цивилизации, такие действия воспринимаются как враждебные. Во время своих приключений, Дельта и Касти оказываются втянуты в куда более масштабную передрягу, чем они рассчитывали. Теперь от них начинает зависеть судьба их небольшого мира на краю Галактики.
Вторая перспектива показана со стороны очень необычной пары: юная (лишь на вид) девушка Айон и собранный ею робот Эртес, которого она смастерила из того, что под руку попалось. Робот не умеет разговаривать, но имеет уверенные способности к телепатии, поэтому отправляет свои мысли прямиком в мозг собеседнику. Айон оказывается запертой в непонятном для неё мире, и понемногу обретая свои старые воспоминания, решает вырваться из своей клетки. Во время игры за эту пару, мы часто будем сами оказываться в роли создания робота, при общении с Айон. Таким образом, разработчики не только пытались пробить четвёртую стену, но и сохранить атмосферу Ciel Nosurge, портативной игры для PlayStation Vita, в которой ключевую роль играет именно наша текущая героиня. Только там она — своеобразная виртуальная подружка, поскольку игра полна элементов так называемых «симуляторов свиданий». В официальном описании к Ar Nosurge фигурирует термин «семипространственная игра», но почему она таковой является, я в этом обзоре затрагивать не хочу, чтобы не портить потенциальным игрокам забавный сюрприз.
Основной игровой процесс данной игры представляется собой классическую ролевую игру от третьего лица со статичными локациями, на которых нельзя вращать камеру. Исследуя мир, мы находим всевозможные материалы для будущего синтеза, перемещаемся между городами, а потом и дальше — через открытый космос! Немного напомнило, почему-то, о Phantasy Star II с её полётом на Dezolis. В городах есть магазины разной направленности — от общих, где можно приобрести материалы, до забегаловок с синтезом и специальных «Биос»-магазинов, при помощи оборудования которых можно нырять в «Генометриксы» — внутренние миры героинь (не только главных, но и второстепенных), о которых подробнее я расскажу немного ниже. Между местностями и городами, которые соединены между собой сухопутными путями, можно перемещаться пешком, или воспользоваться картой мира, что существенно ускорит процесс, но лишит возможности заработать лишние деньги, опыт и очки «DP».
Как обычно, авторам серии Ar не чужды различные эксперименты. Во-первых, пусть и не сразу, но вскоре после знакомства с обеими сторонами, нам позволят свободно переключаться между ними на точках сохранения. Относительно свободно, правда, поскольку в некоторые моменты сюжета одна из пар может быть недоступной. Кроме того, прогресс по сюжетной линии тут построен оченьинтересно — доходим до определённой точки одной парой, появляется надпись «Эпизод завершён» в правом верхнем углу. Можно и дальше играть этой парой, прокачиваться, синтезировать, но по сюжету дальше не продвинуться, пока вторая пара не достигнет своей «точки». Во-вторых, интересный эксперимент провели с боевой системой, которая в Ar Nosurge: Ode to an Unborn Star оказалась спроектирована самым занимательным образом. У нас есть игровая локация, которая может состоять из одного или нескольких секторов. На территории этой локации есть определённое количество групп противников, здесь называемых волнами. Число волн показывается в левом верхнем углу, например — 15. Вступив в сражение, мы будем сражаться поочерёдно против пятнадцати групп (волн) врагов, и чем больше победим за одно сражение, тем выше будет множитель и, как следствие, награда. На поле боя всегда два главных героя: девушка, исполняющая волшебные песни, и её защитник. Игрок управляет непосредственно защитником, отдавая ему команды во время боевой и защитной фаз.
Боевая фаза, как правило, идёт первой. Каждой из четырёх лицевых кнопок контроллера присвоено какое-то конкретное действие — обычный удар на «Квадрате», который отличается скоростью, средним уроном и наибольшим количеством доступных на ход применений. На «Треугольнике» находится удар, наносящий урон линии врагов или всем врагам на экране, в случае предварительного накопления силы. На «Крестике» мощный молотоподобный удар, способный пробить защиту врага и наградить игрока дополнительным ходом. Накопление силы находится на «Круге», если его задействовать, то все лицевые команды изменятся, став более мощными. Идеальный вариант — это почаще пробивать защиту врагов, обеспечивая себе дополнительные ходы, и уничтожать все волны за одно сражение. Тогда высокий множитель фактически обеспечен. В послебоевой статистике есть нюанс — показываются цифры полученного опыта, денег и «DP» в чистом виде, без учёта множителя. Также с прокачкой будут появляться новые приёмы, которые будут назначаться на лицевые кнопки, но с условием зажимания «R1» или «L1». Эти приёмы будут не ограничены в количестве ударов, но питаться они будут от заполняющейся в правом нижнем углу шкалы гармонии.
Шкала гармонии накапливается во время действий героев в сражении, определяя силу связи между главной героиней и героем в данный момент. Чем она больше, чем связь прочнее. Постепенно, с прокачкой и прогрессом,будут открываться новые уровни шкалы гармонии, обеспечивающие куда более серьёзную поддержку защитника его боевой подругой. Ближе к концу игры, шкала гармонии обеспечит использование специального приёма, который открывается после успешного прохождения защитником «Генометрикса» его подруги. Стоит обратить внимание на правый верхний угол, где накапливается процентный множитель — чем он выше, а также чем выше шкала гармонии, тем мощнее будет применённая главной героиней песенная магия, а чем больше закрашена красным шкала волн, тем больше противников попадут под раздачу в случае активации песни. Девушка начинает применять магию сама во время боя, атакуя одиночные цели, но можно нажать кнопку «Start», выбрать первую опцию — «Песенная магия», и тогда героиня своей песней сможет снести вплоть до десяти волн врагов. Именно применяя этот шквальный удар стоит удостовериться, что покраснели все видимые волны в левом верхнем углу. Прям как на скриншотах выше. Также в меню кнопки «Start» доступно использование предметов и «Помощь друга», выраженная в уникальном навыке, которым поделился с нашей боевой командой кто-то из друзей.
«Генометриксы» в этой игре являются своеобразными аналогами «Космосфер», с которыми наверняка отлично знакомы поклонники серии. Для тех, кто не знаком, следует объяснить подробнее. «Космосферы» в прошлых Ar-играх и «Генометриксы» здесь — это олицетворение внутреннего мира героини, грубо говоря, её сердце и душа. Герой-защитник может при помощи специальных устройств в «Биос»-магазинах полностью погружаться в этот внутренний мир героинь, исследуя его тайны, общаясь с олицетворением страхов и надежд, а также влияя на настроение девушек. Погружатсья в «Генометриксы» придётся нередко, все они представляют собой забавные мини-игры, выполненные в стиле визуальной новеллы. В основном мы читаем текст и наблюдаем за развитием событий, время от времени принимая решения. Успешное прохождение «Генометрикса» награждает боевую пару новой песенной магией и рядом специальных кристаллов-усилителей. Чтобы чувствовать себя комфортно в «Генометриксах», следует накопить приличную сумму очков ныряния, «DP», которые получаются в боях. И не смотрите, что вначале их дают с гулькин нос. Позже, за бой с нормальным множителем можно будет получать по 15-20 тысяч «DP».
Магия экипируется автоматически и её можно будет выбрать в начале сражения, а вот получив кристаллы следует обязательно отправиться в купальню и провести ритуал очищения вместе с девушкой. Ничего пошлого, герои остаются в одежде! Во время ритуала очищения, мы можем использовать полученные кристаллы для усиления героев, но для этого нужно соответствующее количество ячеек. Доступные ячейки зависят от уровня доверия между героями, который, в свою очередь, повышается во время простеньких бесед на любые темы. Путешествуя по миру, занимаясь синтезом предметов, участвуя в боях и просто подбирая светящиеся синие сферы, игрок будет получать специальные предметы, называемые «Темами для разговора». Затем, в купальне, можно будет задействовать эти темы и пообщаться. Чем больше доступно тем для общения, тем выше будет уровень доверия и, следовательно, количество ячеек для кристаллов.
Синтез в этой игре примерно такой же, как в Ar Tonelico Qoga: Knell of Ar Ciel — придя в магазин, мы можем, имея рецепт, смешать необходимые ингредиенты и создать какой-то новый предмет. Во время процесса, персонажи забавно вытанцовывают, а потом обсуждают получившуюся вещь. Новые рецепты получаются у продавцов с прогрессом в сюжетной линии и, конечно же, после синтеза уже полученных рецептов. Но зачем заниматься синтезом, помимо трофеев? Затем, что с его помощью можно получить мощную экипировку и целебные предметы. Экипировка делится на несколько типов: катоды и РНК для главного бойца и биосы с РНК для певчей птички. РНК отличить легко, в их описании всегда указывается, для передней или задней боевой линии они созданы. При помощи катодов с параметром «Skill +1» можно творить чудеса — увеличить количество доступных изначально приёмов на любом из ударов. Всего для каждого удара можно будет прикрепить по три катода, а это прилично. Но нельзя прикрепить одинаковый катод дважды. Совсем нельзя, даже на разные удары.
Техническая сторона Ar Nosurge мне кажется довольно спорной. Здесь красочный дизайн, неплохое окружение и персонажи, но у игры время от времени проседает кадровая частота, что создаёт определённый дискомфорт. Впрочем, особо критичных тормозов нет, но запинаются персонажи ощутимо. Зато к чему в этой игре не придраться, так это музыка. Превосходный звук и просто потрясающие песни, исполненные известными японскими певицами, среди которых есть Origa — певица русского происхождения, часто поющая на русском языке (в том числе в Ar Nosurge!). Она наверняка известна многим любителям аниме своим исполнением открывающих и закрывающих тем к ряду фильмов и сериалов. Яркий пример — Ghost in the Shell. Ещё в игре красивые рисованные вставки, но из-за своей блеклости и немного карандашного исполнения, они сильно выделяются на фоне дизайна героев. Непривычно, бросается в глаза, хоть и весьма симпатично.
Любители лёгких платиновых трофеев и по совместительству ролевых игр, возможно перед вами именно так игра, которая удовлетворит оба критерия. Здесь действительно простенький путь к платине, но стоит ориентироваться часов на 50-70. Причём в основном не из-за огромной продолжительности или сложных трофеев, а из-за огромного количества игровых диалогов. Их в Ar Nosurge великое множество, от сюжетных до побочных. Порой даже начинает надоедать, честно говоря. Больше всего огорчает попытка сломать четвёртую стену — в игре за Айон и Эртеса, поскольку последний является на скорую руку собранным роботом, разработчики как бы поселяют нас в его электронное сознание во время многих событий, в том числе ритуала очищения. В большинстве диалогов, где участвует Эртес, он обязательно должен что-то сказать, и постоянно выбор фразы даётся игроку. Всё бы ничего, но вот только влияния этот выбор особого не имеет, скорее внедрён для эффекта.
75Перед нами очень необычная и непростая в освоении игра, даже по меркам серии Ar, которая выделяется своим оригинальным подходом к мирозданию и развитию сюжета. Ar Nosurge: Ode to an Unborn Star предложит уникальную боевую систему, необычный мир и странную, порой кажущуюся бредом сумасшедшего человека сюжетную линию, в итоге разворачивающуюся в нечто эпическое. Этот сюжет трудно назвать прекрасным, но он весьма хорош, главное настроиться на необычную волну этой игры и постараться ею проникнуться. Что определённо огорчает, так это небольшое количество игровых локаций, слабоватый, как для ролевой игры, слабый баланс между исследованием и диалогами, а также оставляющая желать лучшего техническая сторона медали. Советовать эту игру кому-либо трудно, но если вы знакомы с серией Ar Tonelico и она вам нравится, то с огромной вероятностью Ar Nosurge тоже придётся вам по душе.