Трудно передать то чувство величайшего удовлетворения, когда исполинских размеров смертоносное чудовище падет, обессиленное, к твоим ногам после получасового неистового балета, в процессе которого пришлось без устали махать мечом, судорожно пить зелья, бросать бомбы и ставить ловушки. Когда, будучи на волосок от смерти, все смог решить один удар, точный и смертоносный. Наверное, ни одна другая игра в мире не способна принести игроку те необычные эмоции, которые может принести Monster Hunter. Этот безумный коктейль противоречий из храбрости и страха, расчетливости и безрассудства, безумства и рассудительности. А все потому, что эта неприметная с виду экшн RPG имеет необычайную глубину, которую нельзя оценить при беглом осмотре.
Monster Hunter 4 Ultimate – это уже вторая по счету игра серии, которая выходит на Nintendo 3DS. Заслуги предшественницы во многом неоценимы, благодаря ее стараниям фан-база серии продолжила расти. Речь идет, конечно же, в первую очередь о западной аудитории, ведь в Японии эта серия уже давно считается культовой. Каждая новая игра франшизы Monster Hunter для восточных геймеров – это настоящий праздник. Для нас же это событие не столь яркое, однако во многом значимое. А все потому, что 4-ая номерная часть Monster Hunter привнесла столько новшеств, что даже тем, кто не пропускал до этого ни одну игру франшизы, удастся найти для себя много нового и необычного.
Первым ключевым нововведением в Monster Hunter 4 Ultimate можно считать появление сюжета. Конечно, некоторые его отголоски прослеживались и в прошлых играх серии, но все это сводилось к тому, что староста деревни говорил: «О мой Бог, город вот-вот атакует Древний Дракон, и только ты, о великий охотник, можешь сразить его!». К огромному удивлению, тут нет ничего подобного, Capcom создали простую, но вполне целостную историю о путешествиях некоего каравана, который мы должны охранять как охотник. Вместе с нами странствует дуэт кузнецов, девушка из гильдии, дающая задания, фелин-повар (да-да, один из тех самых «котов»), торговец и сам глава каравана. Вместе с этой компанией мы отправляемся в невероятное приключение, в ходе которого нам и предстоит проявить себя как умелого охотника на монстров.
Подумав о сюжете, Capcom видимо почувствовали, что это почва для экспериментов, настоящий испытательный полигон, с помощью которого можно показать всем фанатам серии то, чего не было до этого ни в одной игре франшизы. Без лишних слов, Monster Hunter 4 Ultimate предлагает эпичное начало с невероятным сражением на корабле, которое наверняка удивит всех новичков и заиграет на ностальгических струнках памяти бывалых охотников. После этого начнется планомерный процесс удивления. Постепенно, без лишней спешки, игра подкидывает все новые и новые элементы и возможности, добавляя в уже привычную картину новых красок и цветов.
Горожане, просящие охотника об услуге, сюжетные вставки и диалоги, наполненные не простой болтовней, а смыслом. Они задают цель, они объясняют, за чем мы охотимся и к чему стремимся. Все это имеет отклик и в самих битвах. Никогда раньше мы не спасали других охотников, отвлекая внимание монстра, никогда раньше во время охоты не происходило чего-то необычного и таинственного. Игра работала по простой схеме – игрок охотится и становится сильнее благодаря новому оружию и броне. Однако, теперь все немного иначе и, надо признаться, это здорово, ведь Capcom смогли показать, что в рамках Monster Hunter можно рассказать простую, но вполне понятную историю, привязав все это к охоте на монстров. При этом часть сюжета в игре подается при помощи роликов невероятной красоты, отлично срежиссированных и нарисованных.Все новое – хорошо забытое старое.Возможность перемещаться из деревни в деревню уже была ранее в одной из частей Monster Hunter, вот только о существовании этой игры знают далеко не все игроки, даже из числа фанатов охоты на монстров. А все потому, что Monster Hunter 2 Dos, вышедшая на PlayStation 2 в 2006 году, так и не покинула пределов Японии. Она могла похвастаться множеством интересных инноваций, среди которых была смена сезонов и времени суток. К этим явлениям были привязаны и сами монстры, одних можно было увидеть только когда выпал снег, другие же предпочитали появляться лишь тогда, когда на улице стоит жаркая погода. Кроме того, именно в этой игре горожане начали давать квесты охотнику и просить его об услугах. Если же говорить о перемещении между деревнями, то здесь их было представлено всего две – Jumbo и Dondruma. Отсюда можно сделать вывод, что некоторые идеи были на заметке у Capcom уже очень давно, и некоторые из них удалось дополнить и прекрасно реализовать в Monster Hunter 4 Ultimate. Интересно, были ли у разработчиков мысли добавить в игру смену сезонов и времени суток?
Города, в которых окажется караван, будут играть очень важную роль в нашем приключении. Уникальность каждого из селений разработчики смогли подчеркнуть, добавив в них особые возможности. Город под вулканом – Harth славится своими кузнецами, способными не только создавать качественную экипировку, но и полировать, а также улучшать реликвии. Солнечный остров Cheeko Sands – это настоящее пристанище забавных фелинов и отличное место для рыбалки. Горный Cathar хранит в себе настоящую святыню и мастера, работающего с талисманами, а уж каким величественным выглядит Dundorma… Везде есть нечто особенное, поэтому посещать эти города придется неоднократно. Перемещение между ними происходит очень просто – благодаря глобальной карте, которая тоже является довольно приятным новшеством. После локальной привязки к одной деревне в прошлых частях от такого раздолья захватывает дух. Самое приятное, что если вы будете выполнять второстепенные, не влияющие на сюжет, задания в одной деревне, в другой в это время появятся запросы на новую охоту. По сути, это не слишком меняет прежнюю систему ключевых квестов, однако такая простая мелочь удивляет и создает иллюзию нелинейности.
Но все это банальные украшения в сравнении с нововведениями в самой механике охоты. Здесь добавлено два очень важных элемента – удары в воздухе и возможность карабкаться по большинству стен. В результате игра преобразилась, так как теперь удары слету способны изрядно попортить монстру кровь, ведь если он не устоял на ногах и упал, охотник может оседлать его. Когда герой оказывается верхом на чудище, начинается небольшая мини игра, цель которой заполнить специальную полоску, кромсая зверя. В этот момент монстр всячески сопротивляется и пытается сбросить охотника, он воет, мечется и стремится достать его, пока тот неистово рубит ему спину. Если полоска заполнится, зверь на приличное количество времени окажется дезориентирован и ему можно успеть нанести еще с десяток ударов. Забравшись на отвесную стену, можно от нее оттолкнуться и провести атаку в воздухе либо махать ножом, не спрыгивая. Некоторые монстры любят ползать по вертикальным поверхностям, если нанести им пару точных ударов, то они упадут, однако враг в свою очередь сам может нанести молниеносный удар и заставить охотника упасть с огромной высоты (правда урон от падений в Monster Hunter отсутствует). Передвижения по стенам не приводят к затратам очков выносливости, они начинают тратиться лишь когда герой совершает прыжки в стороны, уворачиваясь от ударов или стремясь быстро взобраться наверх. Capcom решили не создавать дисбаланса, поэтому подобные трюки могут выполнять даже охотники со стрелковым оружием - они бьют с лету прикладом и получается точно такой же эффект.
Оружие в Monster Hunter 4 Ultimate тоже не осталось в сторонке в плане нововведений. Было добавлено два новых типа средств уничтожения. Первое – Insect Glave - представляет собой некое подобие посоха, вместе с которым в комплекте идет специальный жук. Оружие, надо признаться, получилось просто невероятное, ничего подобного ранее в игре не было. С помощью жука можно вытаскивать из монстров различные элементы, которые могут помочь охотнику повысить свои показатели скорости, здоровья, защиты и так далее. При этом Insect Glave обладает неплохой скоростью и набором приемов, но самое главное, что с его помощью охотник может подпрыгнуть в воздух, как на шесте, и нанести удар в воздухе. Это уникальный класс оружия, с помощью которого проще всего оседлать монстра.
Второе устройство называется Charge Blade. Почему именно устройство? Да потому, что иначе это назвать никак нельзя. Charge Blade по сути – это невероятный микс между Sword & Shield и Switch Axe. В разобранном виде оно выглядит как щит и меч, однако во время атаки оно собирается в некое подобие топора или меча, при этом его удары во многом похожи на те, что есть у Sword & Shield и Switch Axe, с одной лишь поправкой – оно копит заряд, благодаря которому можно усилить щит или добавить силы атакам. Потенциал у этого оружия просто невероятный, к тому же охотник, сражающийся с Charge Blade, выглядит, как настоящая машина смерти. В собранном виде - атаки вкруговую, мощные вертикальные удары, а после буквально пары нажатий кнопок – быстрые удары и комбо вкупе снеплохой защитой. Изменения коснулись и другого вооружения. Например, Long Sword получил довольно мощный удар с разворота, который отлично вписался в уже имеющиеся у этого оружия комбинации.
Логично предположить, что раз орудий убийства в игре стало больше, то и бестиарий пополнился в значительной степени. Целых 98 монстров было добавлено в игру, из которых 23 – рядовая фауна мира Monster Hunter, а оставшиеся 75 - это различные рептилии, виверны, драконы и другие существа. Самое прекрасное, что помимо новых монстров в Monster Hunter 4 Ultimate были добавлены еще и старые знакомые враги из прошлых игр. Среди них оказались: любимый многими электрический единорог Kirin, ужасающее чудище Khezu, огромный ракообразный Daimyo Hermitaur, каменный Gravios, величественный Zinogre, безудержный Tigrex и прочие, прочие, прочие. Большая часть старых монстров научилась новым атакам и поэтому сражаться с ними еще интересней, чем прежде, особенно если учесть новые возможности и вооружение.
Что же касается дебютантов, то они буквально поражают своим разнообразием. В серии явно не хватало паукообразных, и Capcom создали смертоносную паучиху Nerscylla, опасных насекомых тоже не наблюдалось, и отныне мы можем сразиться с огромными летающими жуками Seltas, а также с их кошмарной королевой. Но и это еще не все, ведь нельзя не упомянуть змееподобного Najarala. Хотя, стоп! Этот список можно было бы продолжать и дальше, но даже по этим 3-ем существам становится понятно, как серьезно разработчики подошли к новым монстрам. Взять хотя бы Seltas и их королеву. Дело в том, что эти жуки являются, по сути, отдельными монстрами, но когда мы сражаемся с их королевой и убиваем их в пылу жаркой битвы, они все равно прилетают к ней на помощь, при этом она садит их к себе на спину, и вместе они доставляют просто невероятное количество проблем! Еще один шокирующий пример – это Najarala, так как она постоянно пытается взять охотника в кольцо, окружая своим длинным телом и надо быть всегда начеку, иначе – живые тиски или быстрый укус, и уже через десяток секунд фелины везут вас на тележке на базу собираться с силами.
Ранее в Monster Hunter Tri и в Monster Hunter 3 Ultimate игрокам была дарована возможность отправляться на свободную охоту, где можно было заняться собирательством и где за уничтожение монстров давались специальные очки. Затрачивались они на различные нужды – ими позволяли оплачивать обеды, походы за материалами челноков, вкупе с разными ингредиентами улучшались возможности фермы и, конечно, на них можно было оплатить и сами услуги фермы. В Monster Hunter 4 Ultimate свободную охоту заменили экспедиции, которые служат той же цели, но выполнены несколько иначе. Карта генерируется случайным образом из нескольких стандартных локаций и получается этакий лабиринт, в котором есть монстры и привычные точки сбора материалов. Монстров убивать не обязательно, чтобы закончить экспедицию, достаточно просто пробежать лабиринт, правда, в этом случае надеяться на хорошую награду не стоит. Иногда, будучи в экспедиции можно наткнуться на локацию с сокровищами, и тогда есть шанс найти настоящую реликвию, которую впоследствии необходимо будет отполировать у специального кузнеца перед тем, как использовать в бою. Это может быть как оружие, таки различные элементы брони. Их характеристики, как правило, выше, чем у идентичных экземпляров, собираемых из частей монстров.
Как известно, одна из самых интересных концепций серии – это возможность освежевать монстров и брать с них различные части тела для оружия и брони. Если об оружии мы уже немного поговорили, то на броне стоит остановиться отдельно. Monster Hunter 4 Ultimate предлагает игрокам как старые, хорошо знакомые наборы, так и абсолютно новые, к тому же в игре есть уникальные сеты, связанные с другими играми Nintendo и Capcom. К примеру, нашего охотника можно будет одеть в настоящий наряд Линка из the Legend of Zelda, а вот котов-фелинов наградили даже нарядами самих Марио и Луиджи. В Японии еще для них были подготовлены образы Данте из Devil May Cry, а также Чун-Ли и Бланки из Street Fighter. Но не будем углубляться, упомянем лишь, что консервативность взяла свое, и у охотников процесс создания экипировки нисколько не изменился – убиваем или ловим монстра и получаем заветные крылья, лапы и хвосты.
Мало монстров в игре? Возьми мангу себе!
Сюжет и Monster Hunter раньше были вещами несовместимыми, но это лишь когда речь заходила о самой игре. Дело в том, что еще в 2008 году Маширо Хиро создал мангу Monster Hunter Orage, состоящую всего лишь из 4 томов. В ней начинающий охотник приходит в одну из гильдий, для того чтобы найти себе боевых товарищей, которые бы помогли ему исполнить мечту его покойного наставника. Не смотря на то, что в Monster Hunter нет сильного уклона в сторону юмора, манга получилась довольно забавной и, конечно, в ней были шутки, понятные только тем, кто играл в игру. Еще в ней можно увидеть большую часть знаменитых монстров из ранних игр серии. Охоту показали с разных сторон - и как опасное мероприятие, и как веселое приключение.
Что же касается фелинов, тот тут все гораздо интереснее, ведь для них подготовлена специальная мини-игра. Компания котов, называемая Meownster Hunters, в составе максимум 5 человек (ну, то есть фелинов) отправляется на выбранный квест, где они сражаются по принципу камень-ножницы-бумага c определенным наборов врагов. Каждый из котов имеет свои навыки, которые разделены по цветам, и наша задача подобрать правильно партию и найти баланс способностей. В награду за такие квесты охотник получает специальные «мусорные» кусочки монстров, с помощью которых можно создать экипировку для фелинов. Всего создать можно 3 вещи – шлем, оружие и броню.
Но на этом Capcom не успокоились и решили еще больше внимания уделить главным мэскотам серии. Теперь практически на всех картах можно найти кошачью деревушку, в которой с огромной долей вероятности можно нанять фелина. Каждый новый палико (palico, если быть точнее, так отныне величают наших помощников) остается в лагере на острове и его можно в любой момент позвать с собой на квест, отправить на охоту, заставить тренироваться либо половить с ним рыбу. Да! Мини-игра с рыбалкой из Monster Hunter Freedom Unite снова с нами! Встав за специальнуюрыболовную установку и взяв с собой полдесятка палико, мы можем поймать не просто тонну рыбы, а целого монстра (какого – секрет)! Надо ли говорить, насколько интересной оказалась вся эта возня с фелинами, ведь управлять одновременно несколькими десятками котов не так-то просто. Все они имеют разные навыки, однако, не смотря на такое разнообразие выбора, на квест нам дают взять, как и прежде, не более двух котиков. И здесь тоже кроется еще один сюрприз – комбинация навыков палико. Если подобать правильный дуэт, то фелины будут невероятным образом помогать в бою. Они будут садиться в танк и прессинговать, помогать вам прыгать на монстров, выбрасывать различные лечебные предметы или даже дудеть в огромный горн, восстанавливая здоровье и повышая его общий уровень!
И все это приводит в неописуемый восторг, но! С настоящими товарищами охотиться всегда веселее. И в этом плане Capcom наконец-то порадовали нас. Monster Hunter 4 Ultimate получил полноценный онлайновый мультиплеер. Войти в сетевой режим очень легко, сделать это можно с глобальной карты, причем настройка сетевых функций довольна гибкая. Хотите, выставляйте установки на игру с друзьями, если нет, то можете звать кого угодно, выбирайте приоритеты по картам, монстрам и по всему остальному. При этом игроки, попав в комнату, могут даже выходить из зала сбора и отправляться в различные города по делам, оставаясь онлайн. Вот только не все возможности остаются доступны. К примеру, у повара нельзя пожарить мясо на большом вертеле, будучи онлайн, также нельзя взять соло квест в городе, не отсоединившись, ну и так далее. Еще одно неудобство – отсутствие голосового чата. Давайте будем откровенны, в наше время играть онлайн без нормального общения несколько непривычно и очень неудобно. Серия Pokemon уже может похвастаться функциями голосовой связи, а вот Monster Hunter от чего-то нет. Но все не на столько печально, ведь в игре остался чат, быстрые ответы и жесты. Чат в пылу боя использовать не слишком удобно, так же, как и жесты, а вот быстрые ответы несколько спасают ситуацию. Подключение при игре онлайн держится вполне стабильно, хотя порой небольшие проседания были видны, ну и не обошлось без проскакивающей анимации, однако это всего лишь незначительные неудобства.
Если уже речь зашла о неудобствах, то сразу в голову приходят различные недочеты. Один из них – отсутствие возможности пропустить ролик. И мы говорим сейчас не о сюжетных сценках, а о небольших вставках перед приемом пищи на кухне. Казалось бы, ничего страшного, но ведь есть приходиться почти перед каждым квестом! Первые двадцать раз это еще терпимо, но на пятидесятый, сотый раз – утомляет. Кроме того, Capcom решили помочь всем новичкам максимально легко адаптироваться к серии, но при этом забыли о старых фанатах. Первые пару часов в игре, как всегда, больше походят на активное обучение новобранцев – ловим рыбу, собираем грибы, бьем рядовых монстров. Достаточно было просто позволить пропустить все эти и без того знакомые действия старым охотникам, и все было бы в порядке, но, увы…
Правда, от всей этой рутины спасают местные красоты, ведь в Monster Hunter 4 Ultimate нет ни одной старой локации. Прекрасная проработка карт, которые изрядно добавили в масштабах, поистине впечатляет! После демо-версии показалось, что Capcom немножко перемудрили с цветовой гаммой, на деле же это коснулось всего лишь пары карт. Трудно передать словами, как потрясающе выглядят некоторые локации. Так же качественно выполнено 3D, особенно в роликах, недаром игра вышла одновременно с New Nintendo 3DS, где функция стабилизации стереоскопического изображения позволит видеть объемную картинку даже во время динамичных сражений. Даже не слишком детализированный ландшафт не способен испортить впечатление от них, кроме того, прорисовка монстров и охотников выполнена на не менее высоком уровне. Пещеры, равнины, луга, долины, горы и прочие пейзажи. Огромное разнообразие с четко продуманным дизайном, заточенным под новые возможности с атаками. Особенно интересно выглядят места с паутиной и лианами, они будто создают второй этаж на поле боя, причем, сражаясь с монстром на такой поверхности, можно легко заставить его провалиться и застрять от хорошего удара, ну или самому попасть под внезапную атаку чудища, который юрко выскользнул из паутины.
Изменения для опытных охотников одной строкой:
Можно забираться на монстров верхом и атаковать;- Можно делать сеты предметов;
- Охотник автоматически взбирается на небольшие уступы во время бега;
- Стамина не тратится, когда герой просто карабкается по стене;
- Иногда с точки сбора можно взять несколько предметов за раз;
- В квестах остались дополнительные задания;
- Можно нанимать диких фелинов в свой лагерь;
- Ржавые вещи можно обнаружить даже на ранних этапах игры;
- Свободная охота заменена экспедициями;
- Отдельные слоты под патроны и под предметы на квесте (в сумме 5 страниц);
- У фелинов вновь есть экипировка;
- Фелинов можно отправлять на монстров отдельно за материалами для их брони, выполнено это в виде мини-игры;
- Рыбалка при помощи специального гарпуна с сетью, очень похоже на то, что было в MHFU;
- Возможность скрещивать 3 амулета в один, при наличии специальных кристаллов;
- Два новых вида оружия: Charge Blade и Insect Glave;
- Реликвии требуют полировки перед использованием, и улучшать их можно только у специального кузнеца;
- Возможность жарить много мяса на одном шампуре у фелина-повара, как было на ферме в Monster Hunter 3rd;
- Появился сюжет и сюжетные вставки;
- Возможность клонировать/размножать ингредиенты с использованием других;
- Новый, 4 уровень умений навыков у брони – XL;
- Новые, настраиваемые Guild квесты.
А еще Capcom продумали различные вопросы микро-менеджмента. Основной плюс – появление наборов предметов. Теперь не нужно каждый раз перед заданием выбирать по 10 минут, что взять. Достаточно один раз зарегистрировать комплект, и все! Кроме того, ферму упростили до максимума, все работы по размножению необходимых ингредиентов ведутся автоматически, достаточно лишь поговорить с купцом, который странствует с нами, и он с радостью произведет все, что нужно. У него также можно обменять редкие части монстров и даже приобрести полезные товары, которых не найти в магазине. Квесты имеют дополнительные задания (subquest), которые можно завершить отдельно и выйти. Очень удобно, если с первого захода вы не смогли сделать то, что нужно. Довольно легко и быстро происходит процесс добавления и обновления информации карточек гильдии. Это стало очень важным моментом, поскольку разработчики добавили в игру огромный список достижений, который разделен на 6 категорий. В общей сложности – 180 наград, согласитесь, есть чем покрасоваться перед другими игроками в онлайне. Кроме того, добавив карту игрока, мы сможем позже нанимать его для походов за ингредиентами в зале сбора при игре в соло. Точно так происходило и в Monster Hunter 3 Ultimate. Можно вспомнить еще несколько различных мелочей, которые во многом сделали проще подготовку к квестам, ускорили процесс сбора материалов и в целом упростили некоторые нудные занятия. Но все их устранить все-таки не удалось. Ради примера - после квеста нельзя собрать весь лут, полученный на охоте, одним нажатием кнопки, необходимо нажать на каждый предмет…но мы ведь не в обиде?
Оркестровые композиции и динамичная боевая музыка вкупе со спокойными мотивами в деревне продолжает радовать слух. Серии Monster Hunter изначально имела прекрасное музыкальное сопровождение, и Monster Hunter 4 Ultimate продолжает держать марку. Знакомая классическая заглавная тема и масса новых композиций – все на усладу слуха игроков. Capcom проделали прекрасную работу во всех направлениях, больше ничего добавить не хочется. Серия развивается и становится все умнее и разнообразнее. В результате непонятно, кто больше знает об эволюции – Дарвин или Capcom.
Обзор написан по цифровым версиям игры для Nintendo 3DS, предоставленным компанией Nintendo.