В январе 2012 года, как сейчас помню, я приобрёл свою Nintendo 3DS в комплекте с волшебным картриджем-флешкой, и первыми играми, в которые я стал погружаться на новой системе, были проекты предшествующего ей портативного поколения. Среди них оказались такие жемчужины, как The World Ends With You и 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors. Пройдя эти игры, я до сих пор не устаю советовать их всем своим друзьям, знакомым, случайным людям на улице, кассирам в супермаркетах, консультантам в магазинах электроники, бабушкам на рынке и девушкам на первом свидании. Советую я их и владельцам консолей семейства PlayStation, аудитория которых преобладает на нашем сайте, да и сам я больше всего склоняюсь именно к этим системам, однако питая уважение и интерес к их конкурентам.
Но если The World Ends With You, к сожалению, не получила должной популярности — что я искренне считаю преступлением космического масштаба — и компания Square Enix предпочла оставить эту игру где-то в закромах Nintendo DS, выпустив смешную версию-порт для iOS/Android, то у команд Spike Chunsoft и Aksys не так много глобально громких проектов. Им удалось не только не потерять искру «Девяток», но и развить их в потрясающую по своей концептуальной закрученности серию — Zero Escape. Летом прошлого года (это же надо, как время пролетело!), вышла третья игра сериала Zero Time Dilemma, закрывшая множество интересных вопросов и оставившая после себя немало открытых, об ответах на которые можно догадываться долго, придумывая всё более безумные теории. Под стать сценаристам!
В прошлом месяце на PlayStation 4 и PC состоялся ещё один крутой релиз в серии, который я смело назову самым сильным, ведь в его состав входят сразу две игры трилогии. А вот его справедливость — вопрос с заковырочкой. Если вы ещё не погружались в мир франшизы, то сборник Zero Escape: The Nonary Games — лучший в этом мире способ, чтобы начать погружение. Гораздо лучший, чем играть в оригинальную 999, а затем проходить Virtue’s Last Reward. К причине этого утверждения я ещё вернусь. К поклонникам сериала сборник будет не очень справедлив. Во-первых, здесь всего две игры из трёх. Во-вторых, здесь общая платина для обеих игр сборника. В-третьих, вы платите за две игры, когда нуждаетесь лишь в одной.
Возвращаясь к причине, почему сборник лучше оригинальных выпусков как минимум в первой своей половине. Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors в новой версии получила существенный апдейт по части комфорта и удобства прохождения, разработчики внедрили полноценную систему перемещения по веткам сюжета, что позволяет игрокам прыгать между «рутами», а не проходить всё заново. В оригинале для получения всех концовок требовалось пройти игру, кажется, шесть раз, проматывая диалоги и головоломки. Теперь же достаточно просто переместиться в нужную часть рута, и принять иные решения в диалогах!
Что мне очень нравится в Zero Escape, так это умелое использование всяческих мифов, теорий и домыслов, наравне с фактами. Это придаёт истории шарм и подстрекает к самостоятельному изучению вопроса. Такая же ситуация наблюдается в играх серии Stein's Gate. Настолько интересно подаются теории и мифы, что хочется почитать про них побольше.
![]()
![]()
Собственно, это самое ключевое изменение, но оно действительно крутое. Второе изменение не столь значимое для комфорта, но важное для восприятия происходящего: в игре появилась озвучка. Пусть она покрывает далеко не весь текст, но основные диалоги теперь сопровождаются голосами на японском или английском языках. Какую озвучку выбирать — дело личное. Я обычно предпочитаю японский звук в японских играх, однако с практической точки зрения стараюсь использовать английскую озвучку, если она сделана на достойном уровне. Разумеется, японские сейю обычно звучат лучше и естественнее, плюс оригинальная озвучка как правило покрывает больше текста. Напомню, что в оригинальной 999 на Nintendo DS озвучки не было вовсе.
![]()
Можно выбрать режим отображения текста: как в классической визуальной новелле, то есть поверх изображения, или более современно — в специальных блоках. Я сторонник классического отображения.
Улучшилась игра и визуально, картинка стала более детальной, хотя портативность первоисточника машет ручкой из всех углов. И самый яркий угол — управление. Здесь разработчики особо не заморачивались, и просто перенесли все функции на контроллер, немного подредактировав обучающий внутриигровой текст, убрав упоминания о сенсорных дисплеях. Получилось... нормально. Вполне удобно, но после сенсорного комфорта, когда можно было вручную рисовать символы в специальном внутриигровом блокнотике, есть ощущение некоторой неудовлетворённости. И если я помню почти все головоломки в обеих играх, то новичкам наверняка могут понадобиться листочки и ручки для заметок.
Кто-то может вспомнить, что сборник Zero Escape: The Nonary Games должен был выйти параллельно на PlayStation 4, PC и PlayStation Vita, но я посмею огорчить энтузиаста — версия для карманной системы Sony не добралась до нашего региона, тогда как в Северной Америке она вышла даже в коробочном варианте. Следовательно, однозначно рекомендую обзавестись кариком тем, кто привык импортировать игры из-за границы. Дело в том, что на большом экране портативные текстуры, даже несмотря на поверхностную обработку, смотрятся несколько отстало. А особенно карманность оригиналов бросается в глаза при появлении на дисплее трёхмерных объектов и моделей. Всё играется и ощущается комфортно, на уровне среднего HD-переиздания, но почему бы не дождаться более симпатичную версию? К тому же, учитывая специфику игр, новичкам в жанре я советую дождаться скидок. Если визуальные новеллы вам не знакомы, представте себе интерактивную книгу: огромное количество текста, анимированные аватары персонажей, рисованное окружение и сегменты, во время которых можно взаимодействовать с окружающими объектами, решая головоломки.
![]()
![]()
Если вы встретили девушку, которая так представляется — женитесь. Даже если вы уже женаты.
![]()
![]()
Несмотря на всю серьёзность игр Zero Escape, к некоторым фрагментам хочется дать очень пошленькие комментарии. Моё рвение разделяет и сценарист с переводчиками, потому что такие комментарии в игре есть!
Но сейчас я говорю, конечно, про последнюю картинку с Элис...
Цена сборника высока, 3799 рублей, но переиздание оригинала вас не огорчит и интеллектуально отобъёт львиную долю потраченных средств — здесь не только колоссальный объём текста и информации, интереснейшие в серии персонажи и занимательные головоломки, а и самый сильный сценарий во всей трилогии. Впрочем, дождаться скидок — хорошая стратегия в случае визуальных новелл.
Подходя к завершению мне хочется сказать, что Zero Escape — одна из лучших серий визуальных новелл-головоломок, игры которой предлагают зубодробительный и ошеломляющий сценарий, способный поражать, удивлять и заставлять игрока рыться в интернете, разыскивая ответы на различные интересные вопросы из разделов квантовой физики, философии и других интересных наук. Здесь используются самые безумные теории, из которых и соткано основное покрывало истории. Сопровождающие повествование головоломки в меру сложные и потребуют решения задач разного плана, от просто интуитивных, до логических и математических. Игры этой серии — испытание для мозга игрока. Интересное и незабываемое. Даже через годы, потеряв из памяти детали происходящего, вы будете помнить этих героев и то, что вам удалось пережить вместе с ними.
90Zero Escape: The Nonary Games — отличный сборник из двух сложных, наполненных головоломками и запутанными историями игр, которые вряд ли оставят вас равнодушными. Интересные персонажи, переплетение реальных и безумных теорий, совершенно неожиданные сюжетные повороты, переворачивающие сложившуюся картину вверх тормашками — это сердце сборника. После прохождения представленных в нём игр, вы ещё долго будете переваривать то, что прочли и увидели. Однако, не так сложны в 999 и Virtue’s Last Reward головоломки, как сложен и закручен сюжет, требующий от игрока достаточно хорошего уровня английского языка.