Колонки Stratege
[КОЛОНКА] Жанровые гири: roguelike, roguelite, roguehard
FenixBK
253
Недавно у нас в редакции состоялась дискуссия на тему того, можно ли написать в вердикте такую вещь: «с элементами roguelite»? После непродолжительного обсуждения фраза была заменена на «с элементами roguelike». Виталий «vio-deni» Щипанов очень правильно подметил, что новомодное roguelite само по себе означает, что в игре используются элементы рогаликов, поэтому «с элементами roguelite» выглядит так, словно используются элементы элементов этого поджанра. Это как минимум странно и нелогично. После этого я задумался, а кому вообще нужно было создавать этот жанровый балласт, размывающий очертания игрового направления и без того растерявшего часть себя?

Первые две вещи, которые приходят на ум – банальное сокращение или желание разработчиков выделиться. Под простым словом «инди» стало прятаться огромное количество жанровых сочетаний. Это очень сильно упрощает понимание того, какой перед нами продукт, ведь мы знаем, что так стали условно маркировать продукты маленьких независимых студий. Для рогаликов характерны: перманентная смерть, пошаговый игровой процесс и процедурная генерация уровней. В изначальном варианте ещё и «плиточная» графика, а также подземелья в качестве места действия (так завещала прародительница Rogue). Поставьте себя на место разработчиков. Кого удивит очередной рогалик? Как бы он не выглядел, как бы его не описывали, а новенькое слово привлечет гораздо больше внимания. Давайте на примерах?





Великая и ужасная Rogue, с которой всё и началось.

Создатели Flame Over называли свою игру «пирогаликом». Пироги тут не причём, просто студия Laughing Jackal сделала игру про пожарных, которые боролись с огнём и спасали людей на процедурно генерируемых локациях. Это игра с элементами roguelike, и всё. К чему весь этот «пиро»-пафос – непонятно. Похожая история с симулятором велоспусков Descenders. Создатели окрестили его «rogue-bike». Игра слов, намекающая на процедурную генерацию и ограниченное количество жизней/попыток. По этому принципу Blizzard имели право приписать к Diablo III сомнительное «roguelite», ведь в этой ролевой игре есть режим с перманентной смертью и своеобразной генерацией игровых локаций.

Существуют примеры и помимо рогаликов. Игра Thumper. Разработчики из Drool назвали её «ритмичным насилием». А по сути это ритм-экшн или просто ритм-игра. В ней стальной жучара несётся по рельсам, проходя через препятствия. При этом игроку пробиваться сквозь преграды и вовремя поворачивать помогает ломаный такт. Музыка очень специфичная из лязгающих и бренчащих звуков. Игра отличная, но какое, к чёрту, «ритмичное насилие»? Мы никого не убиваем, там нет крови или ещё чего-то в этом духе. Единственное насилие в Thumper происходит над игроком, ввиду довольно высокой сложности некоторых уровней.


А игры с двумя буквами «io» в названии? Суть их проста: игроки должны изничтожать друг друга, становясь засчёт этого больше и увеличивая собственный счёт. Прародительницей стала Agar.io, в которой игроки были шариками. Маленькие шарики поедали неподвижные частицы, увеличиваясь в размерах, а потом пытались слопать других игроков-кругляшков. Как вы понимаете, это просто аркада с нестандартной механикой, но всех её подражательниц зачем-то стремятся перевести в категорию одноименного поджанра. Сейчас таких игр просто неимоверное количество. Они покинули пределы PC, эволюционировали и отлично чувствуют себя на мобильных устройствах.

По тому же принципу появилась «королевская битва» (изначально спасибо японскому кинематографу). Стоп. Игроки, сражаются друг с другом по сети? Так это сетевые экшены и шутеры? Разве нет? PUBG привлёк к себе много внимания, а ещё выстрелил Fortnite, далее – атака клонов. Кто-то из них позже пробьётся и заявит о себе, предложив нечто новое, а не только сессионные матчи с перманентной смертью и бои формата все против всех. Но где же та популярная, масштабная, массовая игра, ради которой стоило повесить гирю на жанр, цепляясь за это никому не нужное «roguelite»?


Дальше в дебри? Карта для Warcraft 3, известная нам всем как Defense of the Ancient или просто Dota. Соревновательная игра, в которой есть что-то от защиты башен, RPG и т.д. Две команды героев сражаются, защищая свою базу. Она захватила умы, набрала популярность, породила клонов (весьма успешных и крепко дающих ей по яйцам, например, League of Legends) и вуаля! Новый жанр! Да здравствует MOBA! В этом есть хоть какой-то смысл. Когда игра превращается в нечто неописуемое, когда она жонглирует элементами и трансформируется из бесформенной кучи жанровой глины в какое-то изделие, её начинают копировать, работая по образцу. Ей дают своё название, и появляются люди, создающие ещё более интересные изделие, превосходящие по разным параметрам кажущийся неповторимым оригинал.

И тут снова встаёт вопрос. Какой игровой продукт перешел в отдельный жанр «rogulite»? Что он создал, какие новшества привнёс? Почему другие игры могут использовать это понятие при том, что они просто берут крупицы определённого игрового направления? Не всегда нужны новые понятия. Почему экшены и шутеры, использующие замедление времени, не закрепились отдельным жанром? Это было бы логично. Когда играл в первый Max Payne, у меня язык не поворачивался назвать его просто шутером от третьего лица. Он был чем-то иным и запредельным. Он дарил новые ощущения и эмоции. Такие игры банально больше сделали для развития индустрии в целом, чем продукты, выхватившие элементов и механики рогаликов. Давайте попробуем везде подставлять это бесполезное «lite» там, где используются элементы какого-то жанра. Помните Puzzle Quest? Он по этой методе должен выглядеть как puzzle/RPGlite. Красотища? Можем приляпать такое к The Legend of Zelda. Почему бы и нет? Там же есть элементы ролевой игры? Есть. Но почему-то там это треклятое «lite» не появилось. Ролевые игры изначально предполагали серьёзный отыгрыш роли, но теперь нам достаточно просто увидеть в игре прокачку, скиллы и лут, чтобы повесить на игровой продукт ярлык «RPG». Но ведь там нет отыгрыша роли! Это что получается RPGlite? Она же не всё взяла от традиционной формулы классических ролёвок.


Когда я впервые увидел этот термин «roguelite», я подумал, что это опечатка. Серьёзно. Просто кто-то ошибся. Потом он стал появляться всё чаще и чаще, не меняя моего представления об играх, к которым его подставляют. Я просто понимал, что в них есть какой-то из элементов рогаликов. И самое смешное, что «roguelite» даже не уточняло какой именно. Так нужны ли нам в итоге эти жанровые гири? Я не уверен. Хотя по факту жить они не мешают, а для кого-то даже рамки очерчивают. Но зачем создавать некое ответвление, некий параллельный поджанр, который ничего нового в себе не несет, а по сути дублирует имеющееся? Лично мне решительно непонятно. Особенно если учесть, что чистокровных «roguelike» мы давненько не видели. По дороге к современному игроку из 80-ых это понятие исказилось и стало предполагать использование лишь части имеющих в её арсенале механик и элементов. Поэтому нынешние «roguelike» равны «roguelite», так что применять это новомодное понятие не имеет никакого смысла.



А что вы думаете на этот счёт? Готовы сменить вкусные рогалики на роглайтики?
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
33 комментария, 17 184 просмотра
Подождите, идёт загрузка...
Manul_delKotik — 03.08.2018 в 16:20
Крёстный Котец
46
Неаожиданно! Спасибо за интересное мнение, FenixBK!

Я считаю, что все это нужно в первую очередь для продвижения игры, для рекламы. Так как оно хорошо работает, привлекает новых геймеров в жанр, то меня все устраивает.
Dwarffenstein — 03.08.2018 в 16:35
Пластмассовый охотник за трофеями
27
Маркетинг, такой маркетинг (ц)
Эти игры в слова напоминают пресс релизы одного "тру" мотопроизводителя с утверждениями вида "В 201-надцатом году окраска черным стала на 19% еще более черной".
Teleri — 03.08.2018 в 16:53
Бронзовый охотник за трофеями
27
Отличный формат! Я, может, невнимательно смотрел, но подобных авторских материалов, которые не просто рассказывают об игре или какой-то серии, почти и не упомню здесь.

По теме. Впервые слышу такой термин, roguelite. Но согласен с тем, что он не нужен. В наши дни обезжиренные ролевушки, где, как верно замечено, есть только часть того, что представляют из себя классические ролевые игры, всё равно относят к ролевушкам. Ну так и тут - обезжиренный roguelike, это всё ещё roguelike и новых словесных мутантов не нужно.

Единственное, не уверен насчёт рекламы. Как новое слово может прорекламировать игру, тем более лютую индюшатину? Оно имхо только сильнее запутывает. Я не понимаю, зачем они это делают.
FenixBK — 03.08.2018 в 17:43
Press Team
17
Сообщение от Teleri
Отличный формат! Я, может, невнимательно смотрел, но подобных авторских материалов, которые не просто рассказывают об игре или какой-то серии, почти и не упомню здесь.
https://stratege.ru/forums/forumdisplay.php?f=4411

У нас целый раздел колонок)
Teleri — 03.08.2018 в 18:49
Бронзовый охотник за трофеями
10
FenixBK, значит, я натурально слепошарый. Спасибо!
Gustavus — 03.08.2018 в 19:07
Press Team
46
Teleri, но их пока сильно меньше, чем хочется.


P.S.Ещё вот в таком виде теперь, не только через форум: https://stratege.ru/ps4/games/kolonki_stratege/article
Vadim — 03.08.2018 в 17:05
Золотой охотник за трофеями
66
Очень рад, что всё больше и больше игр получают элементы rogue-like, так как при качественной реализации реиграбельность взлетает в небеса.
Gilaruil — 03.08.2018 в 17:44
Охотник за постельными сценами
25
Жаль, что авторское мнение на свободную тему слишком редкий гость на этом сайте. Интересно почитать, спасибо.
FenixBK — 03.08.2018 в 17:52
Press Team
37
Gilaruil, этот материал ожидал постинга месяца 2-3. Лежал готовый и оформленный. Очень много обзоров, раздач и прочего. Но я точно скоро сяду за нечто подобное. Самому очень нравятся колонки подобного формата. Идей вагон. Нужно время для работы над ними и свободное место в расписании.
KrepkiyChaiy — 03.08.2018 в 18:13
Охотник за Пикселями
17
Прочитал с большим удовольствием ,почаще бы такие статьи выходили .Для меня все же приписка rogue сразу вызывает интерес к игре и как правильно подметил выше Vadim если это сделано не в целях маркетинга ,а действительно качественно проработанный продукт ,то реиграбельность очень высокая ,так что возможно такие гирьки имеют право на существование ps. Тут как раз довече паренёк интересовался в статье о robothorium что такое рогалик ,он оценит как оперативно выкатили статью на форуме по интересующей его теме ))
MrHell — 03.08.2018 в 18:46
Пластмассовый охотник за трофеями
10
По моему тут дело вовсе не в создании нового жанра, просто LITE означает что игра берет в себя элементы LIKE и оказуаливает их. Какой нибудь айзек LITE, а Dungeon of Dreadmor LIKE.
Тоже самое например с Age of Decadence и Witcher 3, это типа рпг, но витчер как рпг в разы хуже и это стоило бы как то выделять, а то ведь такими темпами когда нибудь и кинцо девида кейджа станет рпг, если одно понятие станет заменять другое.
Еще вот постоянно вижу как говорят про Dead Cells что это якобы метроидвания, лол. Да там метроидвании столько же сколько в Айзеке. Найти где то в забеге какую то хрень что дает тебе возможность выращивать лозы, это еще не метроидвания. По такой логике и айзек метроидвания, так как постепенно дает открывать нам новые пути прохождения. Вот уж где действительно маркетинг, роугвания блин...
ShowTime — 03.08.2018 в 18:55
God's Fist
20
Прочитал только первые два слова из названия колонки @ подумал что будет статья про клоны Gears of War
FenixBK — 03.08.2018 в 19:52
Press Team
0
ShowTime, далековат я от гирзов, Дань)))
Alundra — 03.08.2018 в 19:03
Бронзовый охотник за трофеями
20
Всегда интересовался жанром, но термин "Roguelite" впервые вижу. Если бы увидел его где-то, то первая мысль была бы как и у автора статьи, а именно об опечатке. Есть давно закрепившийся "Roguelike" и он меня полностью устраивает.

Любителям жанра советую обратить внимание на Dead Cells, который выходит 7 августа. Пропускать такое чудо не в ваших интересах
FenixBK — 03.08.2018 в 19:56
Press Team
0
Alundra, разработчики даже в официальные описания стали добавлять roguelite.
Vadim — 03.08.2018 в 20:24
Золотой охотник за трофеями
19
Сообщение от Alundra
Всегда интересовался жанром, но термин "Roguelite" впервые вижу. Если бы увидел его где-то, то первая мысль была бы как и у автора статьи, а именно об опечатке. Есть давно закрепившийся "Roguelike" и он меня полностью устраивает.

Любителям жанра советую обратить внимание на Dead Cells, который выходит 7 августа. Пропускать такое чудо не в ваших интересах
Про это уже все игравшие в ранний доступ уши прожужжали) Предзаказал давно, это я точно ни за что не пропущу)
KrepkiyChaiy — 03.08.2018 в 20:59
Охотник за Пикселями
0
Vadim, я тоже)и дед гамбит )))следующий в листе ожидания blasphemous)
Glum — 03.08.2018 в 21:09
Бронзовый охотник за трофеями
17
Как выше уже упомянули roguelite - оказуаленный roguelike. В моем восприятии оказуаленный вполне в очевидную сторону - имеет какой-то прогресс между смертями. Например, в Rogue Legacy это прокачка замка.
FenixBK — 03.08.2018 в 21:46
Press Team
0
Glum, теория хорошая. Однако понятие свежее. На момент релиза Rogue Legacy его не было. Таким Макаром можно добавлять lite к любой игре с оказуаленными механиками. В сети roguelite всё-таки иначе трактуют. Подразумевается исключение одного или нескольких элементов roguelike. Упрощение самой игры - это нечто иное. Есть игры простые, а есть сложные. Зачем отдельный поджанр или понятие?
MrHell — 03.08.2018 в 22:25
Пластмассовый охотник за трофеями
20
Под упрощением игры и имеется ввиду выкидывание каких то элементов из LIKE, чтобы игра была более аддиктивна что ли. LITE ни в коем случае не означает что игра простая. LIKE в моем понимании это какой то длинный забег в игре где вообще все генерируется случайно, если ты там умрешь спустя 10 часов без возможности воскреснуть, то это может вызвать плохие эмоции и тебе не захочется заново проходить игру. У LIKE уже есть устоявшийся геймплей, это рандом + рпг системы. А в LITE множество рпг систем выкинуто или упрощено, геймплей переориентирован на более экшоновый, все забеги быстрые, ты как будто играешь в сессионную игру где постоянно открывается что то новое и после смерти у тебя есть желание вернуться к ней.
FenixBK — 04.08.2018 в 05:34
Press Team
9
MrHell, но почему это lite стало актуальным лишь для рогаликов. Оказуаливание механик происходит и происходило у многих жанров, но там lite не появилось. Чем рогалики лучше остальных? Roguelike благодаря слову like означает, что игры отмеченные этим словом похожи на прародительницу Rogue. Похожи, но не копируют ее механики полностью. Степень похожести не очерчивается и не обозначается. Что касается lite, оно намекает, что и без того не конкретизированное количество используемых механик уменьшено. Зачем? Если мы итак понимаем, видя упоминание roguelike, что перед нами похожая чем-то на Rogue игра. Что в случае с roguelike чем-то похожая, что в случае с roguelite чем-то похожая. Смысл? Похожая ещё меньше, чем могла бы? Слово roguelike не говорит о том, что в игре не может быть больше или меньше механик другого жанра. Упор на экшн никак этого не меняет и не отменяет определенную степень схожести со старушкой Rogue. Я именно при рассмотрении с такого ракурса отрицаю необходимость использование этого понятия. Когда вижу обозначение RPG рядом со словом action - понимаю что ждать от игры. Но не вижу принципиальной разницы в современных реалиях между roguelike и roguelite. В обоих случаях я не знаю какие именно элементы от ветхой Rogue добавлены в игру. Поэтому и смысла в термине roguelite не вижу. Ничего оно не конкретизирует.
Glum — 04.08.2018 в 07:27
Бронзовый охотник за трофеями
0
Сообщение от FenixBK
почему это lite стало актуальным лишь для рогаликов. Оказуаливание механик происходит и происходило у многих жанров, но там lite не появилось. Чем рогалики лучше остальных?
Исторически так сложилось ©
Начни использовать lite для других жанров, может приживется.
FenixBK — 04.08.2018 в 09:53
Press Team
0
Glum, а мне зачем? XD Разработчики ж всем этим занимаются. Подождем)))
Glum — 04.08.2018 в 10:04
Бронзовый охотник за трофеями
0
FenixBK, в большинстве случаев разработчики принимают устоявшуюся формулировку, а не выдумывают собственную.
FenixBK — 04.08.2018 в 10:32
Press Team
0
Glum, а кто кроме разработчиков мог придумать подобное? По тексту есть примеры "креативных" решений от разработчиков. Не сомневаюсь, что новый термин - их рук дело. А дальше по принципу "все побежали и я побежал".
Glum — 04.08.2018 в 11:06
Бронзовый охотник за трофеями
0
FenixBK, так ведь и сам термин рогалик родился в интернете, а не у разрабов. Нынче бы такое подозреваю прокатило на реддите. А вот roguelite и правда ввели разрабы, но похоже просто чтобы сократить имевшийся термин RLL roguelike-like.
PS. Вообще судя по гуглу, тема о терминах в интернетах весьма заезженная и похожа на тонкий старт холивара.
FenixBK — 04.08.2018 в 12:19
Press Team
0
Glum, в интернетах постоянно обо всём спорят. Даже новость может стать темой для холиваров) Я же просто высказываю свою точку зрения со своей колокольни. Тут же могу сказать, что в "roguelike-like" не больше смысла, чем в lite. Похожий на похожее)
Glum — 04.08.2018 в 12:45
Бронзовый охотник за трофеями
0
FenixBK, в общем каждый останется при своем мнении, у нас же свободный интернет. Люди (включая разрабов) в праве вводить новые термины, другие люди в праве пользоваться ими или нет. На распространение повлияет в том числе удобство использования.
Термином roguelite удобно отличать оказуаленные рогалики. Rogue-bike и pyroguelike имхо не приживутся, слишком уж специфичные.
FenixBK — 04.08.2018 в 15:43
Press Team
0
Сообщение от Glum
FenixBK, в общем каждый останется при своем мнении, у нас же свободный интернет. Люди (включая разрабов) в праве вводить новые термины, другие люди в праве пользоваться ими или нет. На распространение повлияет в том числе удобство использования.
Термином roguelite удобно отличать оказуаленные рогалики. Rogue-bike и pyroguelike имхо не приживутся, слишком уж специфичные.
Да, останемся при своём. Надеюсь, что roguelite не приживётся) Ничего личного, но всё-таки оно столь удобно отличает элементы оказуаленных roguelike, как и сами roguelike. В львиной доле игр направления (уже долгие годы) наблюдаются упрощение механик, расхождение с классической формулой, но мы как-то жили спокойно без этого термина. Думаю, что и дальше поживём спокойно.)))
Glum — 04.08.2018 в 16:05
Бронзовый охотник за трофеями
0
FenixBK, так ведь никто же не заставляет его употреблять. Можете просто воспринимать как опечатку и жить спокойно.
FenixBK — 04.08.2018 в 21:16
Press Team
0
Glum, ну да. Это в формате "забей", но я и не употребляю. Просто рассказываю почему именно.
arqiteq — 04.08.2018 в 11:11
Бронзовый охотник за трофеями
10
c музыкой такая же борода, в итоге, действие призванное к упрощению - внезапно все усложнило
AlexIvanovRus — 06.08.2018 в 08:20
Металлический охотник за трофеями
10
Впервые вижу термин roguelite. Ну это как-то не звучит

То ли дело - soulslike , вот это я понимаю термин. Такой видишь в описании игры - и сразу всё понятно