Обзор Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age — Definitive Edition
Sammiken —

Трудно представить, что всего год назад я скептически рассматривал
страничку Dragon Quest XI в PlayStation Store, а сегодня с
детским восторгом не могу оторваться от экрана, исследуя красочные
земли Эрдреи уже на протяжении 60 часов. Дорогие друзья, на
горизонте ожидается много текста, ведь сейчас я расскажу о лучшей
jRPG этого поколения и о том, почему вам ни в коем случае нельзя
пропускать последнюю номерную часть великой серии, особенно в
версии для Nintendo Switch.
Но для начала я бы хотел напомнить, что Денис Стороняк уже успел достаточно подробно рассказать об оригинальной Dragon Quest XI аккурат к прошлогоднему релизу, так что в своем тексте я опущу некоторые необязательные детали и сконцентрируюсь на особенностях версии для Nintendo Switch, попутно расписав свои впечатления. Поехали.
С одиннадцатой номерной частью связана одна очень трогательная история: Сатору Ивата, предыдущий президент Nintendo, незадолго до своей кончины встречался с командой разработчиков Dragon Quest и попросил выпустить игру на тогда еще не анонсированную Nintendo NX, ныне известную как Switch. На тот момент команда даже не знала, как система будет в итоге называться, но Ивата-сан рассказал, что это консоль, на которой можно играть как дома, так и в дороге. К сожалению, Сатору Ивата умер 11 июля 2015 года, однако в том же месяце, 28 июля 2015, на конференции с анонсом Dragon Quest XI были озвучены три консоли, на которых новинка в итоге появится, среди них были PlayStation 4, Nintendo 3DS и Nintendo NX. Сам по себе анонс на консоль, о которой было известно ровным счетом ничего, вызвал немало шума и спекуляций, но обещание было дано, а значит, пути назад уже не было.
И вот, прошло уже три года, 27 сентября состоялся релиз Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age — Definitive Edition, а это значит, что обещание наконец выполнено. И, хотя Ивата-сан уже давно не с нами, он может покоиться с миром, ведь главная серия jRPG все-таки побывала на его детище, причем в самом полном своем издании.
Вообще релиз Dragon Quest XI получился каким-то чересчур поэтапным. Изначально игра вышла в Японии совсем без озвучки, позже для западного мира персонажи все-таки заговорили по-английски, а теперь для владельцев Switch и вовсе подготовили специальную японскую дорожку, появление которой на других платформах до сих пор под вопросом. С одной стороны, впечатляет, что разработчики на протяжении двух лет вносят правки в уже вышедшую игру, а с другой — что мешало изначально выпустить готовый проект на всех платформах без сегрегации контента? И дело не только в японской озвучке, которая, к слову, даже и не нужна, так как в Echoes of an Elusive Age собрано огромное количество культур, что прекрасно обыгрывается в диалектах каждого региона Эрдреи, нет. Версия для консоли Nintendo получила два крупных нововведения, существенно выделяющих ее на фоне оригинала: расширенный второй акт и оркестровый саундтрек. Пока что остановимся на первом.
История Dragon Quest XI S — это, в первую очередь, то, что заставило меня с детским восторгом погрузиться в этот полный уюта и романтики мир, приветствующий каждого встречного с распростертыми объятьями. Серия всегда славилась незамысловатым сценарием, постепенно выстраивающим все новые и новые слои, в итоге проводя игроков по захватывающему приключению с детально прописанными компаньонами. Но к одиннадцатой части Юдзи Хории подошел с большой долей иронии, что часто можно заметить в отыгрыше персонажами клишированных ситуаций в нестандартной манере. Я бы даже сказал, что существенная часть эмоций, которые игрок рискует испытать во время прохождения Dragon Quest XI, — заслуга верных друзей главного героя, которые постепенно раскрываются на протяжении всей истории, а также всевозможных жителей Эрдреи, которых наша компания встретит в своем путешествии. И даже раздражающий поначалу Сильвандо умудрился стать моим любимчиком, за которого хотелось переживать во время очень странного, но все-таки трогательного воссоединения с отцом.
Но Хории-сан посчитал, что взаимоотношения героев раскрыты в недостаточной мере, и ввел в игру дополнительные сцены для четырех компаньонов нашего протеже. Честно говоря, именно это нововведение доставило мне больше всего хлопот, так как расширенный сценарий становится доступен только в начале второго акта, до которого я добрался лишь спустя 56 часов. И я бы сказал, что это скорее стоило того, чем нет. Дело в том, что в начале второго акта, по определенному ряду причин, наша команда разбросана по всему миру и в наших интересах собрать их всех. Но чем же были заняты наши друзья все это время? На этот вопрос вы и получите ответ в небольших индивидуальных главах. Длительность каждой составляет примерно час, если не спешить и выполнять все дополнительные задачи. Не очень много, но содержательно и, ко всему прочему, мило. Это, тем не менее, не избавляет игру от одного значительного изъяна — недосказанности.
Это единственный существенный недостаток, который я выделил для себя за 60 с лишним часов, проведенных за Dragon Quest XI S — она мало объясняет. И опять же, в первую очередь это сказывается на сюжете. Сама история очень проста и понятна: некогда великое государство Дандрасиль подверглось атаке монстров. Чтобы спасти свое чадо, королева вместе с еще младенцем героем и юной принцессой подалась в бега, но чудовищные создания быстро настигли их, из-за чего малыш упал в реку и чудом спасся ценой своей семьи. Нашего героя подобрал и вырастил добродушный старичок и уже будучи 16-летним юношей он узнает о своем предназначении: он — реинкарнация Люминария, Героя Света, которому предначертано спасти мир от Повелителя Тьмы. Так и начинается наше путешествие, в котором нас предадут, потом спасут, а еще мы найдем верных и обаятельных друзей, отношения между которыми почти никак не раскрыты. Да, мы отправимся в грандиозное приключение, спасем множество жизней, сразимся с бесчисленными ордами врагов, а за все это время персонажи толком не будут переговариваться между собой, разве что напрямую с нами. И это грустно. Грустно оттого, что такие интересные и обаятельные люди почти не контактируют друг с другом. А ведь это именно люди, хорошо прописанные, слегка карикатурные, но вполне эмоциональные. Мне хотелось хотя бы редкого перекидывания парочкой фраз, но в игре и такого нет. Можно в любой момент открыть меню «Party Talk» и поболтать с командой, но это не то: там диалоги происходят напрямую между героем и задействованным сопартийцем.
Но буду откровенен, все, что касается мира, прописано на таком уровне, чтобы и раскрыть некоторые его детали, и не создать новых вопросов. В игре достаточно часто можно встретить книжные полки, на которых полно полезной литературы, проливающей свет на не всегда очевидные моменты, причем по объему она зачастую очень короткая, но достаточно информативная. А еще иногда вместо книг там можно найти рецепты новой брони, аксессуаров и вооружения, которые возможно создать в переносной портативной кузнице, из-за чего исследование мира Dragon Quest XI S не только увлекательно, но и полезно. Сам же процесс ковки выполнен в виде интуитивной мини-игры, так что при наличии нужного рецепта можно хорошенько сэкономить, либо улучшить имеющееся снаряжение, главное, чтобы хватало ресурсов.
Но недосказанность не ограничивается одним лишь сюжетом. Почему-то игра никак не объясняет, на что же влияют некоторые характеристики, вроде обаяния и проворства. Покопавшись в интернете, я узнал, что от первой зависит успешность накладываемых эффектов, а вторая напрямую влияет на шанс нанесения критического удара, что не совсем очевидно на первый взгляд, ведь об этом в игре нигде не написано. Это не мешает играть, так как при выборе ветки скиллов активного оружия вам в любом случае придется вкачивать нужные для нее характеристики, но почему при такой простой и доступной боевой системе мы имеем столь скудный на информацию пользовательский интерфейс? Те, кто давно знаком с Dragon Quest, прекрасно понимают, что дело не в лени, а в консерватизме команды разработчиков, и я бы очень хотел поругать их за это, но на сегодняшний день одиннадцатая номерная часть и без того совершила невозможное для серии: получилась такой масштабной и красивой, при этом ничуть не изменив своим стандартам. При всех недостатках в системе отображения характеристик и эффектов, она умудряется не путать игрока кривыми или лишними элементами, позволяя буквально с ходу приступить к прохождению. Никаких длительных туториалов или инструкций, лишь короткое пояснение, после которого вас отправляют в вольное плаванье, периодически обучая по пути. И это как легкая пощечина: в очередной раз приводит в чувства и напоминает, что ты здесь для того, чтобы играть и наслаждаться отлаженным процессом, комплексным миром и хорошей историей, а все заботы оставь где-то позади, сейчас ты нужен здесь и кроме тебя не справится никто.
Echoes of an Elusive Age выглядит и играется, как самая классическая jRPG в современной обертке: с детализированными модельками, красивыми эффектами и полноценными приемами. Версия для Nintendo Switch, очевидно, потеряла в детализации и четкости, но в док-станции вы этого почти не заметите, чего не скажешь о портативном режиме, и тут у меня уже претензия к Square Enix. Да, Switch изначально создан на базе мобильного железа, но гибрид способен выдавать красивую картинку, и он ее выдает, но только в стационаре. В портативе же разрешение заметно падает и включается обильный блюр. Выглядит это не так плохо, как звучит, но даже при таком уровне картинки игра умудряется тормозить. FPS периодически скачет между 20 и 30 кадрами, что не может не вызывать дискомфорт. И несмотря на преимущественно стабильную частоту, падения нередки. Это, пожалуй, моя единственная и главная претензия конкретно к версии для Switch. Халтурный ли порт? Да, халтурный. Но давайте сконцентрируемся на более позитивных моментах.

Животный мир Эрдреи наполнен просто восхитительными созданиями. Вы только посмотрите на эту корову-метеоролога!
Как я уже написал ранее, Dragon Quest XI не утруждает игрока лишними элементами, она очень проста и понятна, но в Definitive Edition разработчики пошли еще дальше и ввели быстрое меню, чтобы некоторые комплексные действия можно было совершать «на ходу». Теперь, чтобы вызвать лошадь, не обязательно бежать через половину локации к специальному зазывному колокольчику — со вступлением Сильвандо в отряд героя мы получаем в свое распоряжение карманный колокольчик, так что лошадь можно вызвать в любой момент и в любом пригодном для этого месте. Но что более удобно и полезно, так это возможность использовать карманную кузню в любой момент. В оригинальной игре для этого приходилось искать костер и разбивать лагерь, после чего кузня становилась доступной для использования. Но несмотря на то, что это очень душевно и создавало атмосферу уюта, не всегда бывает удобно бежать из города к ближайшему лагерю, чтобы склепать себе новенькую броню.
Последнее по списку, но не по значению нововведение Definitive Edition — компаньоны, следующие за героем во время путешествия. В версии для PS4 и PC Люминарий одиноко передвигался от места к месту, показывая товарищей только во время боя, теперь же за ним постоянно бегает небольшой «паровоз» из трех или четырех сопартийцев, из-за чего чувство настоящего приключения только усиливается. И хотя они не всегда достаточно корректно отображаются за нашим молчаливым другом, команда теперь полным составом бороздит просторы Эрдреи с целью спасти мир от сил тьмы.
Вообще я бы хотел сделать небольшой акцент на главном герое. Этот раз не стал исключением в серии и в наших руках очередной безмолвный протагонист, разница лишь в том, что сценаристы и дизайнеры грамотно постарались и в этом длительном квесте невозможно не начать сопереживать ему и его окружению. В самом начале игры я не стал долго думать и вписал свое имя в графу с пустым полем, после чего просто сел играть. Я прошел вместе с ним путь от деревенского парнишки и до спасителя всего человечества. Я повстречал его первых друзей и потерял близких соратников, я испытал беспомощность и обрел с ним же надежду. Он перестал быть безликим персонажем без голоса и характера, став моим проводником в мир Эрдреи. Так работает магия Echoes of an Elusive Age. И именно это заставляет возвращаться в нее снова и снова.
И ты возвращаешься, и каждый сеанс превращается в концерт, ведь все композиции, звучащие в игре, мастерски сыграны Токийским симфоническим оркестром. Будь то мощные духовые этюды или кроткие сентиментальные зарисовки, слушать Dragon Quest XI — одно удовольствие. Не представляю, сколько денег было потрачено, чтобы уговорить выпустить оркестровый саундтрек за пределами Японии.
Дело в том, что вся музыка серии, как и ее культовая заглавная тема, писалась Коичи Сугиямой, одним из самых знаменитых и влиятельных композиторов Страны восходящего солнца, а также большим националистом, оправдывающим резню в Нанкине и остальные зверства империалистической Японии. И все бы ничего, но старичок охотно пользуется своим неоспоримым талантом и репутацией, что делает использование его работ очень дорогим удовольствием. И, казалось бы, куда хуже, но, маэстро, помимо всего прочего, активно мешает выпуску своих работ за пределы Японии, из-за чего до наших берегов все предыдущие части добирались с саундтреком исключительно в MIDI-формате. Даже оригинальная Dragon Quest XI. Но каким-то чудом Square Enix сделали невозможное и все-таки умудрились оставить оркестр для западных фанатов в версии для Switch. Оба варианта можно в любой момент проверить прямо во время игры. И, черт возьми, как же это прекрасно. Не будь Сугияма такой занозой, его бы однозначно полюбили не меньше Уэмацу, но имеем, что имеем. Я всем сердцем надеюсь, что до PlayStation 4 и PC новый контент все-таки доберется, потому что не будь в Definitive Edition оркестровой аранжировки, я бы не получил и половины той сказочной атмосферы, которую готова дарить Dragon Quest XI S.

Сценаристы хорошо постарались, в попытках разбавить атмосферу. История удачно чередует серьезные моменты с легким юмором, отчего невольно улыбаешься.
Но если говорить о том, что было в игре изначально, то сами локации и задания остались нетронутыми. Подземелья все такие же простые и ненавязчивые, а второстепенные квесты все еще милые и любопытные. Было забавно пойти по следу пропавшей газеты с неудачным любовным признанием одной ученицы академии для послушных дам, а в конце узнать, что оно предназначалось герою. При этом наша дама — вполне себе эксцентричный и самовлюбленный монстр-слизь. Такие дела. Но, как и было обещано, гибридная версия получила весь контент с 3DS, а это два десятка дополнительных эксклюзивных 2D-заданий, в которых мы спасаем миры всех номерных Dragon Quest. Было интересно посетить локации прошлых игр серии, но, откровенно говоря, такое оценят разве что верные фанаты, игравшие в предыдущие части. Новички вроде меня едва ли прочувствуют этот кусочек DQ XI.
Зато ничто не помешает им насладиться двухмерной версией Echoes of an Elusive age. Это полноценный порт Dragon Quest XI с Nintendo 3DS, которая была и остается эксклюзивом японского региона. То есть по факту, Definitive Edition включает сразу две игры. Если быть совсем честным, они даже отличаются в некоторых моментах, ведь повторить ландшафт 3D не всегда возможно в 2D и наоборот, так что какие-то локации в одной версии будут выглядеть иначе, чем в другой. Это же касается и квестов. Переключаться же между режимами можно у священника или алтаря, после чего система предложит входную точку для старта. То есть продолжить ровно с того же момента не получится. Плохо это или хорошо, решайте сами. Лично я для себя понял одно: если я пройду игру и захочу запустить классический Dragon Quest, я смогу сделать это в любое время, и это будет либо самое начало, либо любой другой интересный мне момент, ведь никто не ограничивает меня в выборе и это хорошо.
Из личных наблюдений хотелось бы отметить отсутствие привычной для серии системы профессий. От нее почему-то решили отказаться, взамен расширив сетку скиллов. Персонажи могут развивать одно из двух доступных видов вооружения и несколько веток пассивных умений, что создает простор для маневрирования и экспериментов. Как пример, Эрика можно собрать в полностью критический урон или урон по толпе, а Джейд специализируется на рукопашных атаках без оружия, копьях и когтях. Билды можно в любой момент сбросить у священников или алтарей, после чего заново влить очки в нужные вам ветки.
Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo Switch, предоставленной редакции издателем.
Но для начала я бы хотел напомнить, что Денис Стороняк уже успел достаточно подробно рассказать об оригинальной Dragon Quest XI аккурат к прошлогоднему релизу, так что в своем тексте я опущу некоторые необязательные детали и сконцентрируюсь на особенностях версии для Nintendo Switch, попутно расписав свои впечатления. Поехали.

С одиннадцатой номерной частью связана одна очень трогательная история: Сатору Ивата, предыдущий президент Nintendo, незадолго до своей кончины встречался с командой разработчиков Dragon Quest и попросил выпустить игру на тогда еще не анонсированную Nintendo NX, ныне известную как Switch. На тот момент команда даже не знала, как система будет в итоге называться, но Ивата-сан рассказал, что это консоль, на которой можно играть как дома, так и в дороге. К сожалению, Сатору Ивата умер 11 июля 2015 года, однако в том же месяце, 28 июля 2015, на конференции с анонсом Dragon Quest XI были озвучены три консоли, на которых новинка в итоге появится, среди них были PlayStation 4, Nintendo 3DS и Nintendo NX. Сам по себе анонс на консоль, о которой было известно ровным счетом ничего, вызвал немало шума и спекуляций, но обещание было дано, а значит, пути назад уже не было.
И вот, прошло уже три года, 27 сентября состоялся релиз Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age — Definitive Edition, а это значит, что обещание наконец выполнено. И, хотя Ивата-сан уже давно не с нами, он может покоиться с миром, ведь главная серия jRPG все-таки побывала на его детище, причем в самом полном своем издании.

Вообще релиз Dragon Quest XI получился каким-то чересчур поэтапным. Изначально игра вышла в Японии совсем без озвучки, позже для западного мира персонажи все-таки заговорили по-английски, а теперь для владельцев Switch и вовсе подготовили специальную японскую дорожку, появление которой на других платформах до сих пор под вопросом. С одной стороны, впечатляет, что разработчики на протяжении двух лет вносят правки в уже вышедшую игру, а с другой — что мешало изначально выпустить готовый проект на всех платформах без сегрегации контента? И дело не только в японской озвучке, которая, к слову, даже и не нужна, так как в Echoes of an Elusive Age собрано огромное количество культур, что прекрасно обыгрывается в диалектах каждого региона Эрдреи, нет. Версия для консоли Nintendo получила два крупных нововведения, существенно выделяющих ее на фоне оригинала: расширенный второй акт и оркестровый саундтрек. Пока что остановимся на первом.
История Dragon Quest XI S — это, в первую очередь, то, что заставило меня с детским восторгом погрузиться в этот полный уюта и романтики мир, приветствующий каждого встречного с распростертыми объятьями. Серия всегда славилась незамысловатым сценарием, постепенно выстраивающим все новые и новые слои, в итоге проводя игроков по захватывающему приключению с детально прописанными компаньонами. Но к одиннадцатой части Юдзи Хории подошел с большой долей иронии, что часто можно заметить в отыгрыше персонажами клишированных ситуаций в нестандартной манере. Я бы даже сказал, что существенная часть эмоций, которые игрок рискует испытать во время прохождения Dragon Quest XI, — заслуга верных друзей главного героя, которые постепенно раскрываются на протяжении всей истории, а также всевозможных жителей Эрдреи, которых наша компания встретит в своем путешествии. И даже раздражающий поначалу Сильвандо умудрился стать моим любимчиком, за которого хотелось переживать во время очень странного, но все-таки трогательного воссоединения с отцом.

Но Хории-сан посчитал, что взаимоотношения героев раскрыты в недостаточной мере, и ввел в игру дополнительные сцены для четырех компаньонов нашего протеже. Честно говоря, именно это нововведение доставило мне больше всего хлопот, так как расширенный сценарий становится доступен только в начале второго акта, до которого я добрался лишь спустя 56 часов. И я бы сказал, что это скорее стоило того, чем нет. Дело в том, что в начале второго акта, по определенному ряду причин, наша команда разбросана по всему миру и в наших интересах собрать их всех. Но чем же были заняты наши друзья все это время? На этот вопрос вы и получите ответ в небольших индивидуальных главах. Длительность каждой составляет примерно час, если не спешить и выполнять все дополнительные задачи. Не очень много, но содержательно и, ко всему прочему, мило. Это, тем не менее, не избавляет игру от одного значительного изъяна — недосказанности.

Это единственный существенный недостаток, который я выделил для себя за 60 с лишним часов, проведенных за Dragon Quest XI S — она мало объясняет. И опять же, в первую очередь это сказывается на сюжете. Сама история очень проста и понятна: некогда великое государство Дандрасиль подверглось атаке монстров. Чтобы спасти свое чадо, королева вместе с еще младенцем героем и юной принцессой подалась в бега, но чудовищные создания быстро настигли их, из-за чего малыш упал в реку и чудом спасся ценой своей семьи. Нашего героя подобрал и вырастил добродушный старичок и уже будучи 16-летним юношей он узнает о своем предназначении: он — реинкарнация Люминария, Героя Света, которому предначертано спасти мир от Повелителя Тьмы. Так и начинается наше путешествие, в котором нас предадут, потом спасут, а еще мы найдем верных и обаятельных друзей, отношения между которыми почти никак не раскрыты. Да, мы отправимся в грандиозное приключение, спасем множество жизней, сразимся с бесчисленными ордами врагов, а за все это время персонажи толком не будут переговариваться между собой, разве что напрямую с нами. И это грустно. Грустно оттого, что такие интересные и обаятельные люди почти не контактируют друг с другом. А ведь это именно люди, хорошо прописанные, слегка карикатурные, но вполне эмоциональные. Мне хотелось хотя бы редкого перекидывания парочкой фраз, но в игре и такого нет. Можно в любой момент открыть меню «Party Talk» и поболтать с командой, но это не то: там диалоги происходят напрямую между героем и задействованным сопартийцем.
Но буду откровенен, все, что касается мира, прописано на таком уровне, чтобы и раскрыть некоторые его детали, и не создать новых вопросов. В игре достаточно часто можно встретить книжные полки, на которых полно полезной литературы, проливающей свет на не всегда очевидные моменты, причем по объему она зачастую очень короткая, но достаточно информативная. А еще иногда вместо книг там можно найти рецепты новой брони, аксессуаров и вооружения, которые возможно создать в переносной портативной кузнице, из-за чего исследование мира Dragon Quest XI S не только увлекательно, но и полезно. Сам же процесс ковки выполнен в виде интуитивной мини-игры, так что при наличии нужного рецепта можно хорошенько сэкономить, либо улучшить имеющееся снаряжение, главное, чтобы хватало ресурсов.

Но недосказанность не ограничивается одним лишь сюжетом. Почему-то игра никак не объясняет, на что же влияют некоторые характеристики, вроде обаяния и проворства. Покопавшись в интернете, я узнал, что от первой зависит успешность накладываемых эффектов, а вторая напрямую влияет на шанс нанесения критического удара, что не совсем очевидно на первый взгляд, ведь об этом в игре нигде не написано. Это не мешает играть, так как при выборе ветки скиллов активного оружия вам в любом случае придется вкачивать нужные для нее характеристики, но почему при такой простой и доступной боевой системе мы имеем столь скудный на информацию пользовательский интерфейс? Те, кто давно знаком с Dragon Quest, прекрасно понимают, что дело не в лени, а в консерватизме команды разработчиков, и я бы очень хотел поругать их за это, но на сегодняшний день одиннадцатая номерная часть и без того совершила невозможное для серии: получилась такой масштабной и красивой, при этом ничуть не изменив своим стандартам. При всех недостатках в системе отображения характеристик и эффектов, она умудряется не путать игрока кривыми или лишними элементами, позволяя буквально с ходу приступить к прохождению. Никаких длительных туториалов или инструкций, лишь короткое пояснение, после которого вас отправляют в вольное плаванье, периодически обучая по пути. И это как легкая пощечина: в очередной раз приводит в чувства и напоминает, что ты здесь для того, чтобы играть и наслаждаться отлаженным процессом, комплексным миром и хорошей историей, а все заботы оставь где-то позади, сейчас ты нужен здесь и кроме тебя не справится никто.
Echoes of an Elusive Age выглядит и играется, как самая классическая jRPG в современной обертке: с детализированными модельками, красивыми эффектами и полноценными приемами. Версия для Nintendo Switch, очевидно, потеряла в детализации и четкости, но в док-станции вы этого почти не заметите, чего не скажешь о портативном режиме, и тут у меня уже претензия к Square Enix. Да, Switch изначально создан на базе мобильного железа, но гибрид способен выдавать красивую картинку, и он ее выдает, но только в стационаре. В портативе же разрешение заметно падает и включается обильный блюр. Выглядит это не так плохо, как звучит, но даже при таком уровне картинки игра умудряется тормозить. FPS периодически скачет между 20 и 30 кадрами, что не может не вызывать дискомфорт. И несмотря на преимущественно стабильную частоту, падения нередки. Это, пожалуй, моя единственная и главная претензия конкретно к версии для Switch. Халтурный ли порт? Да, халтурный. Но давайте сконцентрируемся на более позитивных моментах.



Животный мир Эрдреи наполнен просто восхитительными созданиями. Вы только посмотрите на эту корову-метеоролога!

Как я уже написал ранее, Dragon Quest XI не утруждает игрока лишними элементами, она очень проста и понятна, но в Definitive Edition разработчики пошли еще дальше и ввели быстрое меню, чтобы некоторые комплексные действия можно было совершать «на ходу». Теперь, чтобы вызвать лошадь, не обязательно бежать через половину локации к специальному зазывному колокольчику — со вступлением Сильвандо в отряд героя мы получаем в свое распоряжение карманный колокольчик, так что лошадь можно вызвать в любой момент и в любом пригодном для этого месте. Но что более удобно и полезно, так это возможность использовать карманную кузню в любой момент. В оригинальной игре для этого приходилось искать костер и разбивать лагерь, после чего кузня становилась доступной для использования. Но несмотря на то, что это очень душевно и создавало атмосферу уюта, не всегда бывает удобно бежать из города к ближайшему лагерю, чтобы склепать себе новенькую броню.
Последнее по списку, но не по значению нововведение Definitive Edition — компаньоны, следующие за героем во время путешествия. В версии для PS4 и PC Люминарий одиноко передвигался от места к месту, показывая товарищей только во время боя, теперь же за ним постоянно бегает небольшой «паровоз» из трех или четырех сопартийцев, из-за чего чувство настоящего приключения только усиливается. И хотя они не всегда достаточно корректно отображаются за нашим молчаливым другом, команда теперь полным составом бороздит просторы Эрдреи с целью спасти мир от сил тьмы.
Вообще я бы хотел сделать небольшой акцент на главном герое. Этот раз не стал исключением в серии и в наших руках очередной безмолвный протагонист, разница лишь в том, что сценаристы и дизайнеры грамотно постарались и в этом длительном квесте невозможно не начать сопереживать ему и его окружению. В самом начале игры я не стал долго думать и вписал свое имя в графу с пустым полем, после чего просто сел играть. Я прошел вместе с ним путь от деревенского парнишки и до спасителя всего человечества. Я повстречал его первых друзей и потерял близких соратников, я испытал беспомощность и обрел с ним же надежду. Он перестал быть безликим персонажем без голоса и характера, став моим проводником в мир Эрдреи. Так работает магия Echoes of an Elusive Age. И именно это заставляет возвращаться в нее снова и снова.

И ты возвращаешься, и каждый сеанс превращается в концерт, ведь все композиции, звучащие в игре, мастерски сыграны Токийским симфоническим оркестром. Будь то мощные духовые этюды или кроткие сентиментальные зарисовки, слушать Dragon Quest XI — одно удовольствие. Не представляю, сколько денег было потрачено, чтобы уговорить выпустить оркестровый саундтрек за пределами Японии.
Дело в том, что вся музыка серии, как и ее культовая заглавная тема, писалась Коичи Сугиямой, одним из самых знаменитых и влиятельных композиторов Страны восходящего солнца, а также большим националистом, оправдывающим резню в Нанкине и остальные зверства империалистической Японии. И все бы ничего, но старичок охотно пользуется своим неоспоримым талантом и репутацией, что делает использование его работ очень дорогим удовольствием. И, казалось бы, куда хуже, но, маэстро, помимо всего прочего, активно мешает выпуску своих работ за пределы Японии, из-за чего до наших берегов все предыдущие части добирались с саундтреком исключительно в MIDI-формате. Даже оригинальная Dragon Quest XI. Но каким-то чудом Square Enix сделали невозможное и все-таки умудрились оставить оркестр для западных фанатов в версии для Switch. Оба варианта можно в любой момент проверить прямо во время игры. И, черт возьми, как же это прекрасно. Не будь Сугияма такой занозой, его бы однозначно полюбили не меньше Уэмацу, но имеем, что имеем. Я всем сердцем надеюсь, что до PlayStation 4 и PC новый контент все-таки доберется, потому что не будь в Definitive Edition оркестровой аранжировки, я бы не получил и половины той сказочной атмосферы, которую готова дарить Dragon Quest XI S.



Сценаристы хорошо постарались, в попытках разбавить атмосферу. История удачно чередует серьезные моменты с легким юмором, отчего невольно улыбаешься.
Но если говорить о том, что было в игре изначально, то сами локации и задания остались нетронутыми. Подземелья все такие же простые и ненавязчивые, а второстепенные квесты все еще милые и любопытные. Было забавно пойти по следу пропавшей газеты с неудачным любовным признанием одной ученицы академии для послушных дам, а в конце узнать, что оно предназначалось герою. При этом наша дама — вполне себе эксцентричный и самовлюбленный монстр-слизь. Такие дела. Но, как и было обещано, гибридная версия получила весь контент с 3DS, а это два десятка дополнительных эксклюзивных 2D-заданий, в которых мы спасаем миры всех номерных Dragon Quest. Было интересно посетить локации прошлых игр серии, но, откровенно говоря, такое оценят разве что верные фанаты, игравшие в предыдущие части. Новички вроде меня едва ли прочувствуют этот кусочек DQ XI.
Зато ничто не помешает им насладиться двухмерной версией Echoes of an Elusive age. Это полноценный порт Dragon Quest XI с Nintendo 3DS, которая была и остается эксклюзивом японского региона. То есть по факту, Definitive Edition включает сразу две игры. Если быть совсем честным, они даже отличаются в некоторых моментах, ведь повторить ландшафт 3D не всегда возможно в 2D и наоборот, так что какие-то локации в одной версии будут выглядеть иначе, чем в другой. Это же касается и квестов. Переключаться же между режимами можно у священника или алтаря, после чего система предложит входную точку для старта. То есть продолжить ровно с того же момента не получится. Плохо это или хорошо, решайте сами. Лично я для себя понял одно: если я пройду игру и захочу запустить классический Dragon Quest, я смогу сделать это в любое время, и это будет либо самое начало, либо любой другой интересный мне момент, ведь никто не ограничивает меня в выборе и это хорошо.
Из личных наблюдений хотелось бы отметить отсутствие привычной для серии системы профессий. От нее почему-то решили отказаться, взамен расширив сетку скиллов. Персонажи могут развивать одно из двух доступных видов вооружения и несколько веток пассивных умений, что создает простор для маневрирования и экспериментов. Как пример, Эрика можно собрать в полностью критический урон или урон по толпе, а Джейд специализируется на рукопашных атаках без оружия, копьях и когтях. Билды можно в любой момент сбросить у священников или алтарей, после чего заново влить очки в нужные вам ветки.
![]() |
Dragon Quest XI S: Echoes of an Elusive Age — Definitive Edition — мой личный фаворит в этом году и лучшая jRPG поколения, наравне с Persona 5. И если последняя привнесла в жанр инновации и удобства, то DQ XI отполировала классические формулы до идеала, фактически задав новый стандарт для всех последующих jRPG. Это грандиозное, но в то же время личное и полное эмоций путешествие по красочной Эрдрее не оставит вас равнодушным, и вопреки всем недостаткам заставит испытать давно забытое чувство такого чистого и искреннего восторга, обычно свойственного детям. Великолепная оркестровая музыка, элементарный игровой процесс, захватывающий сюжет и харизматичные персонажи — что еще нужно для счастья? |
Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo Switch, предоставленной редакции издателем.
собрали 48 244 из 300 000 рублей
69 комментариев, 45 249 просмотров
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
Westbrook — 11.10.2019 в 15:46
Металлический охотник за трофеями
Спасибо за обзор, но я конечно не удержался и уже купил эту
потрясающую игру второй раз, после сомнений. И эта версия
действительно заметно лучше чем на ps4. Игра однозначный мастхэв
всех владельцев свитча, даже если уже имеется версия для
Playstation 4.
Medovyj_kot — 11.10.2019 в 19:02
Пластмассовый охотник за трофеями

Westbrook,
А что, кроме 2д режима и нормального саундтрека тут лучше пс 4 версии по Вашим ощущениям?
А что, кроме 2д режима и нормального саундтрека тут лучше пс 4 версии по Вашим ощущениям?
Kart — 13.10.2019 в 16:55
Начинающий охотник за трофеями
Medovyj_kot, чувство потраченных денег :3
А если серьёзно, то там ещё имеется доп. контент. Хз, имеет ли он достаточно силы для того, что бы оправдать покупку лично по моим ощущениям, но люди всё-таки разные, кому-то просто приятнее играть в портативе и это сразу окупает все объективные минусы портирования в хорошем смысле слова.
А если серьёзно, то там ещё имеется доп. контент. Хз, имеет ли он достаточно силы для того, что бы оправдать покупку лично по моим ощущениям, но люди всё-таки разные, кому-то просто приятнее играть в портативе и это сразу окупает все объективные минусы портирования в хорошем смысле слова.
Westbrook — 14.10.2019 в 08:53
Металлический охотник за трофеями
Medovyj_kot, 1. Очевидно портативный режим. Для jrpg это
очень важно.
2. Ускоренный режим боя, который делает гринд не утомляющим.
3. Дополнительный контент, которого достаточно много.
4. 2D режим выглядит отлично, по факту две игры в одной.
5. Много новых функций для упрощения типа портативной кузни
6. Оркестровый саундтрек звучит потрясающе, хоть и мелодии теже
7. Японская озвучка с которой намного приятнее играть.
8. Контент из 3DS версии с путешествиями в миры предыдущих частей.
9. Технически игра выглядит потрясающе и в портативе и в стационаре. Быстрые загрузки.
10. Возможность скипать заставки. Полезно для тех, кто играл в пс4 версию.
В общем улучшений много и эта версия прямо ультимативная для меня. Ну и ещё раз отмечу, что это однозначно лучшая jrpg за долгие годы
2. Ускоренный режим боя, который делает гринд не утомляющим.
3. Дополнительный контент, которого достаточно много.
4. 2D режим выглядит отлично, по факту две игры в одной.
5. Много новых функций для упрощения типа портативной кузни
6. Оркестровый саундтрек звучит потрясающе, хоть и мелодии теже
7. Японская озвучка с которой намного приятнее играть.
8. Контент из 3DS версии с путешествиями в миры предыдущих частей.
9. Технически игра выглядит потрясающе и в портативе и в стационаре. Быстрые загрузки.
10. Возможность скипать заставки. Полезно для тех, кто играл в пс4 версию.
В общем улучшений много и эта версия прямо ультимативная для меня. Ну и ещё раз отмечу, что это однозначно лучшая jrpg за долгие годы
eFEDRin — 11.10.2019 в 16:20
Злой дядька
Благодарю за обзор, но есть три вещи, которые пока останавливают от
приобретения этого маленького шедевра - цена, отсутствие свободного
времени (у меня до сих пор Персона 5 лежит только только начатая,
Вольфенштейн 2 приостановлен на прологе, Злой Визин 2 там же,
Квантум Брейк и РеКор пройдены совсем на немного, но тут и игры
довольно посредственные и тд и тп) и отсутствие русского языка. И
если с первым и вторым я как-нибудть справлюсь, то отсутствие
переведенного текста, даже при моем довольно-таки неплохом знании
аниглийского, считаю серьезной проблемой так как это рпг, пусть и
ж, а значит читать нужно много и часто.
Vadim — 11.10.2019 в 16:30
Золотой охотник за трофеями
Ну не достойна она 100 с такой примитивной боёвкой, как во всех
JRPG 30+ летней давности. Я до сих пор из-за её однообразия и
нудноты не прошёл эту замечательную во всём остальном игру. И
уверен версия на Свич это не исправила. Серьёзно, случайные бои,
которые не видны на карте мира. Да и те, что видны, всё равно это
фишка всех JRPG последних 10+ лет. Стоящие друг напротив друга
персы с пошаговой боёвкой, заключающейся в перекидываниями самыми
банальными скиллами в жанре. Система прокачки и т.п. в игре
попросту уныла, а ведь всё это занимает 50% времени. Нелинейности
нет. Т.е. это абсолютно типичнийшая игра жанре просто во всём.
Хороший (не сносящий башню, не гениальный, а просто качественный)
сюжет и визуальный стиль - этого явно мало для оценки, которую
получили действительно почти во всём выдающиеся и уникальные игры
типа Персоны 5 и Зельды. У неё нет НИ ОДНОЙ уникальной фишки не
только по сравнению с играми серии, а вообще с жанром. Ну может
только крафт, который скорее бесит своим рандомом. Хотя наверное
оценка стала заложницей оценки оригинала. Так как эта версия
ощутимо улучшена, а у оригинала было 90-95. Ну или типичный во
многих местах выход игры на свич +10 баллов) На метакритике таких
игр полно)
Sammiken — 11.10.2019 в 16:55
Kuwabara-Kuwabara

Vadim, Вы требуете слишком много от классической jRPG. Да,
боевая система типична для жанра, но она отточена и проста, от чего
схватки не надоедают и гринд не превращается в рутину. Случайные
бои оставили только в 2D версии.
Я конечно извиняюсь, но какими они тогда вообще должны быть, если альтернатив в принципе не существует?
И Персона, и Зельда точно так же не лишены недостатков, присущим конкретно им и за которые им можно смело срезать оценки. Моей целью было не топить игру, а выделить ее достоинства и недостатки, заправив все это своим мнением.
С каких пор высокое качество стало менее значимым, чем нововведения? Я именно об этом и писал в обзоре, что DQ XI — новый стандарт классических jRPG. Да, она не выдает новые механики или системы, на манер P5, но ей это и не надо. Она идеально использует уже имеющиеся ресурсы, чего недостает той же Персоне.
Я конечно извиняюсь, но какими они тогда вообще должны быть, если альтернатив в принципе не существует?

И Персона, и Зельда точно так же не лишены недостатков, присущим конкретно им и за которые им можно смело срезать оценки. Моей целью было не топить игру, а выделить ее достоинства и недостатки, заправив все это своим мнением.
С каких пор высокое качество стало менее значимым, чем нововведения? Я именно об этом и писал в обзоре, что DQ XI — новый стандарт классических jRPG. Да, она не выдает новые механики или системы, на манер P5, но ей это и не надо. Она идеально использует уже имеющиеся ресурсы, чего недостает той же Персоне.
Vadim — 11.10.2019 в 17:13
Золотой охотник за трофеями
Sammiken, Конечно боевая система отточена и проста, с таким
то уровнем примитивности и копированием наработок сотни таких же
игр))) Да, в Зельде и Персоне есть некоторые недостатки, вот только
там тьма уникальных фишек и недостижимый для других представителей
жанра уровень. Те игры можно назвать новым словом в жанре, Драгон
квест же просто качественный клон у которого своё лицо
исключительно в визуальном стиле. Да, это достойно 80-90 баллов в
зависимости от предпочтений, но 100, серьёзно? Оценки, которую не
всегда даже 1 игра в год получает. Это некий эталон и Драгон квест
никак им не является, увы. Именно из-за вторичности. И гринд для
меня превратился в рутину, ещё какую. Я перед некоторым боссами по
5 часов фармил и потом побеждал на пределе. Ощущение, будто
вернулся на 20 лет назад. Выйди она тогда, может быть и достойна
была 100, но сейчас 100 достойны игры совсем другого уровня,
например ремейк 7 финалки, если окажется именно таким, как нам
преподносят трейлеры. Игра слишком архаична и в этом её главная
слабость. И я не знаю какие ресурсы не использует персона 5. Там
сверх глубокая, разносторонняя и разнообразная боёвка, система
прокачки, персон и система отношений и награды за них и все навыки
полезны. Если не играть на изи конечно же) А тут большинство боёв
на автомате выигрывается, мне даже лень руками управлять. Только на
боссах снимал автомат, да ещё и гриндить приходилось.
MrHell — 11.10.2019 в 18:52
Пластмассовый охотник за трофеями
Vadim, не знаю что там в п5, знаю лишь что там есть уровни
сложности, и я не считаю что то, как сейчас реализованы уровни
сложности в жрпг, это норма. Как я понял там тупо наложили на
определенные значения в игре множители, которые занижают опыт,
деньги, но увеличивают дамаг. В этом нет ничего сложного, это
просто растягивание времени, такое же какое вы описали про ДК11 и
его боссов. Проблема современных жрпг для меня в том, что вся
боевка сводится к тупому гринду, который позволяет убивать со
временем боссов на изи. Почему нельзя как то ограничивать силу
персонажа в определенные промежутки времени и просто стопорить
прокачку, что есть, тем и пользуйся, убивай босса тактически,
находи все возможные предметы для этого, проходи дальше, получай
возможность качаться дальше. А сами уровни сложности пусть задают
эту планку ограничения для каждого босса игры или даже боя с
монстрами. Тем самым и от гринда избавиться можно, ибо гриндить не
будет смысла, и прокачка останется (со временем будет открываться
что то новое) и боевка наконец то станет тактической.
Vadim — 11.10.2019 в 19:51
Золотой охотник за трофеями
MrHell, Множители опыта и денег в П5 ток на мин и макс
сложности, которая вообще без НГ+ почти непроходима. 3 остальные
сложности только множители урона и жизней и в принципе это отлично
держит баланс. Хотя на высокой реально пришлось попотеть и было
чертовски тактично. Но из-за 1 ошибки можно было почти часовой бой
с боссом слить и это вымораживало. Стопором прокачки в жанре по
сути является требуемая экспа для более высоких уровней, когда она
растёт в геометрической прогрессии и это часто используется
более-менее эффективно, но всё равно полностью от гринда оч мало
игр жанра избавлены, увы. Хотя во многих современных играх с этим
получше. По крайней мере фармом если и занимался, то немного.
BigDogRule — 11.10.2019 в 23:10
Бронзовый охотник за трофеями
Vadim, в п5 идеальный баланс сложности. Опыта на сложностях
выше "safe" столько, сколько нужно, чтобы было интересно. Если,
конечно, не эксплойтить рипера во время сезона простуды.
Бои как с боссами, так и с мобами всегда были на уровне "проходимо, но нужно пользоваться уязвимостями, разными персонами, готовить общую атаку/батонпас и т.п.". Ъуъ, ни одна игра ещё не приносила мне столько удовольствия. Скорей бы роялка вышла уже!
Сейчас, к слову, играю в дк11, тут всё слишком просто. Прям слишком. Чую, придется таки включать усложнение игру через отдельное меню.
Бои как с боссами, так и с мобами всегда были на уровне "проходимо, но нужно пользоваться уязвимостями, разными персонами, готовить общую атаку/батонпас и т.п.". Ъуъ, ни одна игра ещё не приносила мне столько удовольствия. Скорей бы роялка вышла уже!
Сейчас, к слову, играю в дк11, тут всё слишком просто. Прям слишком. Чую, придется таки включать усложнение игру через отдельное меню.
Vadim — 11.10.2019 в 23:30
Золотой охотник за трофеями
BigDogRule, Да. Увы эта усложнялка не даёт ничего кроме
многочасового фарма перед каждым боссом, так как победить почти
физически невозможно как ни старайся тактически пока не вкачан.
karasikrus — 12.10.2019 в 02:12
Деревянный охотник за трофеями
Никакими. Не надо делать классические jrpg. Они не будут
замечательными. Возможно, неплохими. То, что они "классические" и
их можно выделить в отдельный жанр, не означает, что они могут
получать высшую оценку.
Надо. Она утомляет своим игровым процессом, а сюжет не такой уж увлекательный (по крайней мере, в начале игры).
Это не так, они надоедают сразу же. Возможно, станет интереснее потом, но первые несколько часов игры - это довольно унылые схватки.
Персона крутая, Андертейл крутой, Ведьмак крутой. Эти (j)rpg круты в том числе игровым процессом. 15 финалка вышла неплохой, но в ней есть не самая примитивная боевка, гонки, рыбалка и крутая атмосфера компании крутых пацанов. Короче говоря, лучшая классическая jrpg не может получить высшую оценку именно потому, что она является классической jrpg.
Понятное дело, что это всё субъективно, и это моё мнение, но, я думаю, его очень много кто разделяет.
Надо. Она утомляет своим игровым процессом, а сюжет не такой уж увлекательный (по крайней мере, в начале игры).
Это не так, они надоедают сразу же. Возможно, станет интереснее потом, но первые несколько часов игры - это довольно унылые схватки.
Персона крутая, Андертейл крутой, Ведьмак крутой. Эти (j)rpg круты в том числе игровым процессом. 15 финалка вышла неплохой, но в ней есть не самая примитивная боевка, гонки, рыбалка и крутая атмосфера компании крутых пацанов. Короче говоря, лучшая классическая jrpg не может получить высшую оценку именно потому, что она является классической jrpg.
Понятное дело, что это всё субъективно, и это моё мнение, но, я думаю, его очень много кто разделяет.
Kart — 13.10.2019 в 16:57
Начинающий охотник за трофеями
karasikrus, стасняюсь спросить, но кто вы вообще такой, чтоб
решать за всех, каким жрпг быть, а каким нет? Я в равной степень
наслаждаютсь японскими рпг с активной боевой частью, как к примеру
в Tales of серии, так и с классическими пошаговыми боями. Это как
сказать "Диабло 4 должна быть шутером от первого лица, а не игрой
для бумеров в изометрии и вообще игры в изометрии не должны
существовать!".
Gustavus — 11.10.2019 в 17:17
Press Team
Vadim — 11.10.2019 в 18:01
Золотой охотник за трофеями
Gustavus, Ну положим, соглашусь, но это не оправдание
оценки. А что, значит если сейчас выйдет тетрис, ему тож 100 из 100
поставите?) А что ж тогда 2д платформерам не ставите 100 из 100,
которые точно такие же, как тогда?) Может быть всему своё время всё
ж? Или это работает только с ААА?) Эта игра достойна покупки и
поиграть в неё, особенно любителям тех старых игр, но она слишком
архаично смотрится сейчас и играется тоже, поэтому мне, хоть и
любителю и жанра и классики тех времён, заходит с трудом именно
геймплеем. В итоге я год её уже прохожу. 2 масштабных захода делал,
больше 80 часов наиграл, но игра никак не хочет кончатся, а вот
терпение от этой архаичности у меня кончается и требуется
передышка. Даже намного более слабые по качеству Тэйлс оф я и то
прошёл залпом, хотя там даже 80 оценка будет высоковатой. В общем
оценка слишком фанатична, что ещё можно добавить и спорить?))
Sammiken — 11.10.2019 в 18:27
Kuwabara-Kuwabara

Vadim — 11.10.2019 в 19:43
Золотой охотник за трофеями
Sammiken, У меня вторая игра в серии, прошлая была 8 вроде и
в те годы она намного лучше зашла) Сейчас такие редкость, согласен,
но раньше чуть ли не каждая первая была 1 в 1 и поэтому она
архаичная, так как это геймдизайн 20 летней давности в жанре) Да, в
плане подачи истории всё очень годно. Но вот сражаться уныло. Те же
Pep power почти 1 в 1 лимитки из 7 финалки. Да и подобных комбоотак
хватало в других старых играх всегда. А в остальном боёвка ни капли
не глубже и не разнообразней, чем в тех старых играх.
Gustavus — 11.10.2019 в 19:10
Press Team
многие как раз будут рады, если Nintendo будет делать не унылые New
Super Mario Bros и не облегчённые до предела Yoshi, а современный
аналог Super Mario World
Вот это интересно... потому что я, наоборот, в те годы жанр совершенно не застал, а в недавние годы воспринял пройденные на три четверти или типа того FF IV и FF X как слишком нудные гриндилки. DQ XI же воплощает всё то, каким я представлял классические JRPG по восторгам других людей.
Вот это интересно... потому что я, наоборот, в те годы жанр совершенно не застал, а в недавние годы воспринял пройденные на три четверти или типа того FF IV и FF X как слишком нудные гриндилки. DQ XI же воплощает всё то, каким я представлял классические JRPG по восторгам других людей.
Vadim — 11.10.2019 в 19:39
Золотой охотник за трофеями
Gustavus, Ну Финалки тоже не блистали в боёвке, только с 12
начался сдвиг. Увы только тогда всё остальное в них стало хуже. Я в
7 пытался играть не так давно, не выдержал ада той боёвки. DQ новый
лучше играется конечно, но явно не насток. И наверн потому что ты
жанр не застал в те годы, поэтому сейчас намног лучше впечатление.
А мне уже тошно от таких боёвок, я десятки JRPG прошёл с боёвкой 1
в 1(
Марио и Йоши я тож разочарован. Новые версии хуже старых, это жесть. Слишком метят в казуалов походу.
Марио и Йоши я тож разочарован. Новые версии хуже старых, это жесть. Слишком метят в казуалов походу.
Swordin — 11.10.2019 в 21:20
Консольщик

Если это будет самый лучший тетрис среди тетрисов, то почему бы и
нет?
Я тоже любитель жанра, особенно классики. И я её запоем проходил, как в то золотое время окунулся, только в новой современной обёртке. Я так фф 7-10 проходил. Обожаю пошаговую боёвку, где все персы под моим контролем. Так надоел этот экшон, где ты управляешь одним, а остальными - ИИ.
Я тоже любитель жанра, особенно классики. И я её запоем проходил, как в то золотое время окунулся, только в новой современной обёртке. Я так фф 7-10 проходил. Обожаю пошаговую боёвку, где все персы под моим контролем. Так надоел этот экшон, где ты управляешь одним, а остальными - ИИ.
Vadim — 11.10.2019 в 23:32
Золотой охотник за трофеями
Swordin, Тут от реализации зависит. Во многих JRPG экшен
боёвка и правда уныла, но не во всех.
Swordin — 11.10.2019 в 21:11
Консольщик

Varyag_Ericsson — 12.10.2019 в 00:15
Nippon Ichi Fan
Vadim, DQXI выдающаяся и уникальная именно тем, какой она
есть. Со всеми своими достоинствами и недостатками, со всей
простотой. Это верная собственным традициям игра из серии, которая
создала JRPG как жанр, поэтому твоё замечание про "она использует
боёвку таких игр" неуместно ввиду временного парадокса -- все
классические пошаговые JRPG используют боёвку DQXI. Даже вышедшие
за десятки лет до неё. 
С оценкой можно не соглашаться, так-то можно оспорить оценку и у P5, The Witcher 3, TLOZ: Breath of the Wild и даже, сюрприз, Goat Simulator. И это мнение вряд ли будет более объективным, потому что мы говорим не о математике.

С оценкой можно не соглашаться, так-то можно оспорить оценку и у P5, The Witcher 3, TLOZ: Breath of the Wild и даже, сюрприз, Goat Simulator. И это мнение вряд ли будет более объективным, потому что мы говорим не о математике.
Vadim — 12.10.2019 в 00:53
Золотой охотник за трофеями
Varyag_Ericsson, Goat simulator я всё ещё воспринимаю как
первоапрельскую шутку, иначе я разочаруюсь полностью в системе
оценок этого сайта)))
Varyag_Ericsson — 12.10.2019 в 10:35
Nippon Ichi Fan
Vadim, ответ прям по существу, да. Тем не менее, может я
ошибаюсь, но обзор Goat Simulator не выходил 1 апреля.
MrThorvald — 11.10.2019 в 18:23
Пластмассовый охотник за трофеями

Мне очень не понравился оригинал, из-за примитивного сюжета
как-будто из 80-ых, про сбор сфер, без адекватного расскрытия и
развития персонажей, про мир который четко делится на добрых и злых
(главный злодей, к слову, нелепее, чем доктор зло, очень кринжанул
с него). Верю, что во втором акте(после 60 часов) все иначе, но
мотивация проходить уже пропала. Но геймплейно игра шикарна,
особенно боевка с огромной вариативностью действий и
ПЕП-умений.
Но S я все равно попробую, когда выйдет на остальные платформы, в надежде что там починят сюжет и к тому же послушать японскую озвучку очень хочется (непонятно, что мешало ее сразу сделать, при том что сценарного текста там не очень много.)
Но S я все равно попробую, когда выйдет на остальные платформы, в надежде что там починят сюжет и к тому же послушать японскую озвучку очень хочется (непонятно, что мешало ее сразу сделать, при том что сценарного текста там не очень много.)
YojiRU — 11.10.2019 в 18:51
Начинающий охотник за трофеями
Чемоданы от Нинтендо, ничем другим не обьяснить оценку от
малоизвестного автора, чем редакция и прикрылась собственно. Играл
в демку, обычный dq, ни о каких 100 тут и речи не идёт.
Gustavus — 11.10.2019 в 19:43
Press Team
YojiRU, точно! Вот теперь ясно, почему на "Игромире" этой
игре выделили один жалкий демо-юнит (против четырёх у Луиджи,
например) - всё бабло ушло на чемоданы!
Vadim — 11.10.2019 в 19:46
Золотой охотник за трофеями
Gustavus, Ха ха, я кстати видел эти стенды, хотя руки не
дошли) Хотел Trials of mana попробовать, но там в мирной зоне
демонстрировали, а я хотел боёвку поглядеть, поэтому не стал
тестить)
YojiRU — 11.10.2019 в 20:13
Начинающий охотник за трофеями
Gustavus, игромир не продаёт игры, вы их продаёте своими
рецензиями, теперь учту, что ваше мнение меня не интересует
Gustavus — 11.10.2019 в 21:16
Press Team
Sammiken — 11.10.2019 в 19:56
Kuwabara-Kuwabara

YojiRU, вы правы, на самом деле я засланный PR-агент
Nintendo Russia и мне было поручено отработать чемоданы. Теперь
делать это станет сложнее 

YojiRU — 11.10.2019 в 20:19
Начинающий охотник за трофеями
Sammiken, помимо опечаток в статье, куче косяков в игре,
описанных в обзоре, нового автора, продвигающего такое мнение,
кроме того, что это рекламная статья - сомнений не возникает. И ваш
коммент, как вы сами уже знаете предполагался вами же.
Sammiken — 11.10.2019 в 20:47
Kuwabara-Kuwabara

YojiRU, можете указать на опечатки? Потому что текст
внимательно вычитывался перед публикацией. Может и правда что-то
пропустили.
Не совсем ровная частота кадров и слабо раскрытые отношения в команде — две конкретные претензии, которые, тем не менее, меркнут на фоне достоинств игры.
Не совсем ровная частота кадров и слабо раскрытые отношения в команде — две конкретные претензии, которые, тем не менее, меркнут на фоне достоинств игры.
Varyag_Ericsson — 12.10.2019 в 00:38
Nippon Ichi Fan
YojiRU, это вторая игра на Switch с 100 баллами. Значит ли,
что за Р5 нам Atlus чемоданы завезли? А за Goat Simulator -
несколько цистерн козьего молочка? Право дело, прекратите говорить
о чемоданах и заговорах. Это преимущественно выдумки, во всяком
случае за всё время нашего существования нам ни разу не платили за
обзоры и не мотивировали на те или иные оценки. Материалы с
рекламным толком у нас были, однако обзоры всегда авторские, не
мотивированные, и оценённые строго автором. И автор готов оценку
свою отстаивать. Редакция также готова дискутировать на этот счёт,
поскольку оценка автора, независимо от того, новый он или живёт на
форуме со дня основания, является оценкой от лица редакции. Вы
можете быть с ней не согласны -- это ваше право, для данного
несогласия и есть возможность оставлять комментарии.
MrThorvald — 12.10.2019 в 00:58
Пластмассовый охотник за трофеями

Varyag_Ericsson, потому что персона 5, имхо, заслуживает 100
и без чемоданов, и многие с этим согласятся. в случае с козлами -
рофлы и мемы. а вот в случае с дк s подозрительно. я не говорю что
тут замешаны чемоданы, но как минимум непрофессионализм -
замешан.
роялу, к слову, не поставят 100/100, скриньте
роялу, к слову, не поставят 100/100, скриньте
Varyag_Ericsson — 12.10.2019 в 10:43
Nippon Ichi Fan
MrThorvald, вот тут важный момент: "имхо". Вот эти четыре
дурацкие буквы, которые в принципе не меняют смысла сообщения,
потому что всё высказываемое является личным мнением, если не
заявлено иначе
Более того,
"хрен оспоришь" в данном случае не работает, потому что оспорить
100 баллов Р5 можно ну очень-очень легко, даже я, поставив ей 100,
могу при желании рассказать, почему ей можно было поставить 90-95.
Так и здесь. Я поставил DQXI 95, и считаю эту оценку легитимной для
любой версии игры, и имею на это свои основания, впечатления, опыт
и так далее. Однако даже здесь в комментариях есть люди, кто
считает, что 100 баллов - отличная оценка для игры. И с ними можно
согласиться, потому что DQXI волшебная, а в DQXIS добавили
орестровый саундтрек и двумерный режим -- первое является важным
свершением, учитывая национализм композитора и его нелюбовь в
отношении "тупых гайдзинов", второе -- крутым бальзамом на души
фанов серии. Поэтому ничего подозрительного, если подумать.
Давайте не будем играться в предсказания, если игра выйдет лучше оригинальной Р5, может случиться всякое. Или не случиться. В своё время я поставил 100 Ni no Kuni: Wrath of the White Witch, а потом изменил оценку на более низкую. Сегодня, когда я дописал обзор переиздания этой игры, я поставлю ещё более низкую оценку, и сегодняшний я не понимает, как эта игра в 2013 году меня не раздражала рядом своих ляпов. Вообще оглядываясь назад я понимаю, что какие-то оценки завысил, скромно или даже сильно, а какие-то наоборот занизил. Увы, это неизбежно в жизни каждого, кто оценивает творчество цифрами, ведь всегда свою роль отыгрывает множество факторов.

Давайте не будем играться в предсказания, если игра выйдет лучше оригинальной Р5, может случиться всякое. Или не случиться. В своё время я поставил 100 Ni no Kuni: Wrath of the White Witch, а потом изменил оценку на более низкую. Сегодня, когда я дописал обзор переиздания этой игры, я поставлю ещё более низкую оценку, и сегодняшний я не понимает, как эта игра в 2013 году меня не раздражала рядом своих ляпов. Вообще оглядываясь назад я понимаю, что какие-то оценки завысил, скромно или даже сильно, а какие-то наоборот занизил. Увы, это неизбежно в жизни каждого, кто оценивает творчество цифрами, ведь всегда свою роль отыгрывает множество факторов.
MrThorvald — 12.10.2019 в 11:38
Пластмассовый охотник за трофеями

Varyag_Ericsson, дк 11 очень сильно проседает в сюжете, на
фоне других жрпг, выше написал почему, оттуда мне и непонятно
откуда 90+.
сугияма радикальный националист, да, но насколько нужно иметь подростковое и наивное мышление, чтобы считать, что это относится к делу. бизнес и рынок не так работает, там нет места национальным и другим предрассудкам, иначе не будет прибыли. оркестровая музыка была вырезана, чтобы стрясти денег с японцев и они покупали ее отдельно, а когда заработают достаточно, добавить в переиздание в будущем, чтобы заработать еще.
двухмерный режим, оркестровая музыка и несколько часов новых историй? и это все? и это стоит покупки еще раз? персона 5 роял - это полностью перелопатенная игра будет, почти полностью новая, как и голден, в свое время, и я готов спорить на что угодно, что ей поставят меньше, чем оригиналу, ибо мир несправедлив.
хотя дк11с я бы взял, хочется послушать японскую озвучку, но надеюсь ее добавят патчами в стим версию вместе с оркестровой музыкой (к слову, фанаты ее туда уже добавили кста), чтобы не платить за воздух
сугияма радикальный националист, да, но насколько нужно иметь подростковое и наивное мышление, чтобы считать, что это относится к делу. бизнес и рынок не так работает, там нет места национальным и другим предрассудкам, иначе не будет прибыли. оркестровая музыка была вырезана, чтобы стрясти денег с японцев и они покупали ее отдельно, а когда заработают достаточно, добавить в переиздание в будущем, чтобы заработать еще.
двухмерный режим, оркестровая музыка и несколько часов новых историй? и это все? и это стоит покупки еще раз? персона 5 роял - это полностью перелопатенная игра будет, почти полностью новая, как и голден, в свое время, и я готов спорить на что угодно, что ей поставят меньше, чем оригиналу, ибо мир несправедлив.
хотя дк11с я бы взял, хочется послушать японскую озвучку, но надеюсь ее добавят патчами в стим версию вместе с оркестровой музыкой (к слову, фанаты ее туда уже добавили кста), чтобы не платить за воздух
Varyag_Ericsson — 12.10.2019 в 12:16
Nippon Ichi Fan
MrThorvald, "на фоне других JRPG" - это очень сильное
заявление, учитывая, какое обилие очень хороших и очень плохих
сюжетов представлено в жанре. Причём у каждого на этот счёт своё
мнение. Кто-то считает сюжет в Xenosaga плохим и даже смешные
разборы делает, вместо того, чтобы лечиться. Случается. Сюжет в
DQ11 хороший, сказочный и типичный для серии, он выдерживает её
тематику и стиль повествования. В него интересно погружаться и за
развитием интересно следить. Реальность, увы, такова, что бросаться
обвинениями в "подростковости и наивности мышления" не совсем
верно, когда речь идёт о человеке, способном влиять на бизнес и
блокировать решения. Например, потому что он один из председателей
в JASRAC, как минимум. Также истории известны случаи. когда в
западные версии игр не была включена японская озвучка, потому что
сейю были против вывоза их голосов за пределы Страны
восходящего солнца, либо требовали за это очень больших денег.
Поэтому да, в Японии бизнес - штука такая, на которую артисты и
члены советов могут влиять вполне конкретно. Прибыли будет и без
оркестрового саунда, и без японского звука -- это не настолько
важные параметры. Что и куда там фанаты добавили костылями - не
имеет значения в данном случае.
Я не имею желания и резонов с тобой сприть на что угодно по поводу оценки Persona 5 Royal, и обсуждать её тоже, потому что ты сейчас вполне конкретно провоцируешь, причём максимально прямолинейно и дуболомно. А именно: ты настаиваешь на том, что оценка Р5R будет меньше оригинала, который получил 100, и в обоих случаях "выходишь победителем", потому что если оценка окажется ниже, ты скажешь "я же говорил", а если будет 100, со стороны это будет выглядеть как прогиб под твою здесь провокацию. И мне искренне непонятно, на кой болт ты сейчас этой провокацией занимаешься. "Полностью перелопаченная игра" может оказаться хуже, чем её не перелопаченная версия, равно как и наоборот. Примеры обоих случаев можно найти, если поискать.
Я не имею желания и резонов с тобой сприть на что угодно по поводу оценки Persona 5 Royal, и обсуждать её тоже, потому что ты сейчас вполне конкретно провоцируешь, причём максимально прямолинейно и дуболомно. А именно: ты настаиваешь на том, что оценка Р5R будет меньше оригинала, который получил 100, и в обоих случаях "выходишь победителем", потому что если оценка окажется ниже, ты скажешь "я же говорил", а если будет 100, со стороны это будет выглядеть как прогиб под твою здесь провокацию. И мне искренне непонятно, на кой болт ты сейчас этой провокацией занимаешься. "Полностью перелопаченная игра" может оказаться хуже, чем её не перелопаченная версия, равно как и наоборот. Примеры обоих случаев можно найти, если поискать.
MrThorvald — 12.10.2019 в 15:59
Пластмассовый охотник за трофеями

Varyag_Ericsson, на фоне многих жрпг, имел ввиду, а не
других. Оговорился.
Это когда сэйю были против, в какой игре? лично что ли против? на сколько мне известно на западе вариант оригинальной озвучки вырезался как раз таки из-за экономии, а не из-за националистической идеалогии по отношению к гой-дзинам. теперь когда японцы поняли, что вырезать аутентичную озвучку = терять продажи, стали оплачивать ее наличие на западных копиях. ибо опять-таки, рынок заставит "прогнуться под гайдзинов"
при чем здесь JASRAC? я уже написал причину, почему оркестровая музыка не была добавлена сразу
Это когда сэйю были против, в какой игре? лично что ли против? на сколько мне известно на западе вариант оригинальной озвучки вырезался как раз таки из-за экономии, а не из-за националистической идеалогии по отношению к гой-дзинам. теперь когда японцы поняли, что вырезать аутентичную озвучку = терять продажи, стали оплачивать ее наличие на западных копиях. ибо опять-таки, рынок заставит "прогнуться под гайдзинов"
при чем здесь JASRAC? я уже написал причину, почему оркестровая музыка не была добавлена сразу
Varyag_Ericsson — 13.10.2019 в 23:16
Nippon Ichi Fan
MrThorvald, твоя причина чехарды с оркестровой музыкой
является твоими домыслами, или подтверждена? Почему она до сих пор
не доступна как DLC для PS4, тогда как в Японии она вышла после
релиза игры? Сугияма владеет правами на музыкую DQ, и может
принимать настолько радикальные решения - не даст согласия, и не
будет саундтрека в игре для западного рынка. Я много форумов
западных на эту тему перечитал, и личность Сугиямы с национализмом
и пофигистическим отношением к западной аудитории там всплывает
всегда. Так что не спешу верить в твою версию, она не
реалистичнее.
По поводу сейю, читал что-то такое про Valkyria Chronicles II, но не могу найти ссылку. Вообще обыскался на эту тему инфы и не могу найти, хотя в 2008-2010 видел несколько статей именно с таким объяснением отсутствия озвучки в паре игр для PS3/PSP. И поскольку найти не могу, следовательно пруфов не имею, готов пока признать, что ошибся и сейю протеста не выражали. Можно данное утверждение про историю и случаи игнорировать.
По поводу сейю, читал что-то такое про Valkyria Chronicles II, но не могу найти ссылку. Вообще обыскался на эту тему инфы и не могу найти, хотя в 2008-2010 видел несколько статей именно с таким объяснением отсутствия озвучки в паре игр для PS3/PSP. И поскольку найти не могу, следовательно пруфов не имею, готов пока признать, что ошибся и сейю протеста не выражали. Можно данное утверждение про историю и случаи игнорировать.
DARTH ROMUL — 12.10.2019 в 20:12
Dark Lord of the Sith
YojiRU, расслабься, никакие аргументы на марево сектантов не
действуют. Они всему ставят "семь из четырех". Пусть поставили 100
(объективности им это не прибавит), но когда придет время
голосовать за игру года, то этот "чего-то там квест" в тройку
претендентов не войдет.
benzopil — 14.10.2019 в 15:08
Металлический охотник за трофеями
DARTH ROMUL, ясен пень не войдёт, игра не новая
raphaik129 — 11.10.2019 в 19:15
Металлический охотник за трофеями
Сиб за обзор, так и не дошли руки до данной игры, ну и судя по
всему- всё ж на Switch возьму)
benzopil — 11.10.2019 в 19:45
Металлический охотник за трофеями
Игра великая, оригинал был на 100/100, версия для свича вообще
110/100. Бонусный контент дико порадовал, и графика практически
идентична версии для пс4. Мастхэв, осень на свиче роскошная пока
что.
Exudna — 11.10.2019 в 19:50
Деревянный охотник за трофеями
Мне очень интересно бы увидеть новые сцены и квесты, но заново
проходить игру нет никакого желания, уж слишком много времени я
влил в первое прохождение. Надеюсь кто выложит нарезку нового.
Barsik1011 — 11.10.2019 в 20:39
Бронзовый охотник за трофеями
Не знаю что за новая версия, но обычную для ps4 я купил на Игромире
неделю назад за 400р в магазине Бука и меня она более чем полностью
устраивает. Я фиг знает сколько прошел, дошел до момента где
Сильвандо вступает в тиму и прошло игрового времени часов так 20,
думаю это примерно треть игры. Расширенную я бы точно не стал
пробовать, так как и эта версия достаточно длинная, а всеже хочется
погонять и в другие игры, да и тонны английского текста на экране
утомляют. В целом приятная игра, тима сражается на автопилоте, а я
только и успеваю чай наливать. Вот что очень раздражает, это одна и
таже мелодия, которая играет почти везде и одна и таже мелодия в
битве с врагами.
Sammiken — 11.10.2019 в 20:51
Kuwabara-Kuwabara

Barsik1011, по сути из существенных нововведений вы теряете
только оркестровый саундтрек и около пяти часов новых сюжетных
глав, остальное не столь критично и на любителя. Ну и да, 20 часов
— далеко не треть, игра ОЧЕНЬ продолжительная 

Vadim — 11.10.2019 в 23:33
Золотой охотник за трофеями
Sammiken, Я бы сказал она ИЗЛИШНЕ продолжительная) Что б
тащить игру от 100 часов и выше нужно в разы больше разнообразия в
геймплее, как Ведьмак 3 хотя бы или Персона)
Varyag_Ericsson — 13.10.2019 в 23:18
Nippon Ichi Fan
Vadim, то есть DQXI, которая не надоедает в т.ч. благодаря
автогринду, излишне продролжительная, а лишённая удобств и
запаянная задротной боёвкой Ni no Kuni - излишне? Вадим-Вадим... )
Barsik1011 — 12.10.2019 в 02:16
Бронзовый охотник за трофеями
Sammiken, оркестровый саундтрек конечно былбы очень в тему.
Блин, я думал треть прошел, тогда не знаю хватитли меня до конца,
воообще должнен пройти, платинку хочется )
Windless — 12.10.2019 в 02:58
Металлический охотник за трофеями
Ключевая фраза. А на счёт много. Если брать из общей массы молодёжи
которые даже и не знают что это такое - возможно % велик. А если
брать тех, кто реально играет в игры - то чрезвычайно мал. И чем
тебе мешают jprg? Есть они и есть. На вкус и цвет фломастеры
разные.
You shall not pass!!!
You shall not pass!!!
karasikrus — 12.10.2019 в 09:04
Деревянный охотник за трофеями
Windless — 12.10.2019 в 10:15
Металлический охотник за трофеями
karasikrus, это не значит, что эти механики не нравятся
другим. Выше уже писал. А ориентироваться на широкую массу не
стоит. Это бесполезно
Varyag_Ericsson — 12.10.2019 в 12:18
Nippon Ichi Fan
Swordin, и получилась очень хорошая игра. Так-то и FFX для
широких масс сделана, в общем-то.
Swordin — 11.10.2019 в 21:24
Консольщик

Windless — 12.10.2019 в 00:08
Металлический охотник за трофеями
Провёл на Игромире у стенда с этой игрой пару часов с большим
удовольствием. Демка была ограничена 15 минутами и включала одну
обширную локацию. Разговорившись с девушкой из Нинтендо оказалось,
что за весь день никто так и не убил боса, не хватало времени.
Тогда мы с ней решили это всё таки сделать. Видно было как она
загорелась этой затеей так же, как и я. В общем нам потребовалось 4
полных забега и плюс приходилось другим давать поиграть. Было
тяжело: приходилось изучать все абилки и магию всех персонажей, ибо
в лоб его не взять было, а измором не хватало времени. В последнем
забеге постарались сконцентрироваться на дизейбле боса с
максимальным уроном одним персонажем. В какой то момент упал хил. И
время по ощущениям подходило к концу. Я принял решение идти
ва-банк. Максмимальный дамаг со всех чаров, без малейшего отхила -
HP оставалось не более половины у всех. Либо мы, либо он. И это
дало результат - босс упал и через 10 секунд дэмка кончается. Было
море радости и позитива когда мы это сделали.
Спасибо той девушке из Нинтедо и DQ XI S за хорошее настроение и приятную компанию. Было круто!!!
Спасибо той девушке из Нинтедо и DQ XI S за хорошее настроение и приятную компанию. Было круто!!!
Spirit-ford — 12.10.2019 в 00:19
Металлический охотник за трофеями
Жду версию на пс4, надеюсь они ее рано или поздно сделают, а то не
хочу на свитче в такое играть 

Kristof_Kadaver — 12.10.2019 в 10:31
Серебряный охотник за трофеями
Varyag_Ericsson — 12.10.2019 в 10:44
Nippon Ichi Fan
Kristof_Kadaver, а как наличие перевода может влиять на
оценку? А если перевод есть и он плохой? Перевод, его качество и
наличие, всегда затрагивается в обзорах, но никогда не влияет на
оценки. По крайней мере у нас. Так было всегда.
Nei — 12.10.2019 в 11:30
Деревянный охотник за трофеями
Я играл в демку на свиче 10 часов. У меня нет плойки и я очень ждал
игру на свиче, с того самого анонса на Нинтендо нх. Вот просто ппц
насколько они уверены в своём продукте что дают играть мне 10 часов
в демку. Это очень сильный поступок. Я обязательно игру куплю.
Конечно в игре есть технические проблемы я вообще хочу 60 фпс. Но
тут ситуация как с breath of the wild, их главный эксклюзив
тормозил на их же консоли. Ну это ппц провал. Но это настолько
крутые игры что реально ты играешь вопреки всему! Да здравствует
японская игровая индустрия! Ура, спасибо что они существуют, не
забываем триалс оф мана на подходе.
Exudna — 12.10.2019 в 16:52
Деревянный охотник за трофеями
Nei, Я на прохождение потратил 150ч без 1 ачивки на костюмы
=) поэтому 10 часов эт пролог))
pvtpeacefull — 12.10.2019 в 13:26
lets make troubles/trophies
за обзор спасибо!
прочитал с удовольствием
надеюсь дойдут руки продолжить прохождение на пс4
прочитал с удовольствием
надеюсь дойдут руки продолжить прохождение на пс4
Fox1987 — 02.11.2022 в 15:53
Начинающий охотник за трофеями
Игра не очень в целом, хорошо получилась только графика и музыка,
лучше в heroes 1 и 2 переиграть это действительно хорошие
игры,балов на 5 не больше.
Targitaj — 12.11.2022 в 12:27
Пластмассовый охотник за трофеями

Серия однозначно классная но отсутствие русских сабов отталкивает
от покупки, по этой причине отказался от прохождение FFVII Remake
даже за бесплатно.