DUST 514 – это бесплатный многопользовательский боевик с видом от первого лица в фантастической вселенной EVE Online вышедший эксклюзивно для PlayStation 3. Реклама обещает, что DUST 514 – это начало новой эпохи шутеров от первого лица. Но что же мы получили на самом деле?
Игра начинается достаточно бодро, после красочного вступительного ролика, который вкратце расскажет вам историю мира и который, как и все ролики CCP не имеющий ничего общего с тем, что на самом деле происходит во вселенной EVE Online. После просмотра ролика, Вы попадёте в меню создания своего персонажа. Оно выполнено очень хорошо, помимо внешнего вида, вы можете также выбрать расу, родословную и внешний вид. Всё, как и в большой игре, и так же как и в большой игре, выбор почти никак не влияет на игровой процесс.
После завершения создания персонажа вы попадаете в кубрик наёмника – небольшое типовое пространство, в котором ваш персонаж будет проводить всё своё время между заданиями. Здесь вы можете общаться с другими персонажами, готовить обмундирование к грядущим баталиям и знакомиться с последними новостями. Сразу по заходу сюда, вы встретите первое и последнее внятное обучение в игре. Во время небольшого ролика вас познакомят с азами игры, к сожалению, знакомство будет очень поверхностным, и затем при заходе в тот или иной пункт меню вам будут выводить краткую справку, и отсылать к документации. При этом, несмотря на обилие текста, очень поверхностно описаны критические элементы игры, такие как навыки и экипировка десантных «скафандров», а ведь это фактически основа игровой механики.
Ваша победа или поражение на поле боя 50% состоит из того что на вас одето, на 30% от слаженности действий вашей команды и только на 20 оставшихся процентов от вашей реакции и меткости. Скафандры бывают различных типов – тяжелые, лёгкие, разгрузочные и т.д. Каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны, один быстрее, другой более бронированный, а в третий дозволяется установить больше дополнительного оборудования. Процесс подгонки и сборки скафандра под себя, к сожалению, очень сильно напоминает выбор корабля в EVE Online. Помимо наличия средств на покупку самого костюма, от вас потребует наличие навыков необходимых для его использования, это касается не только костюма, но и оружия, оборудования и вообще всего, что есть в игре. И тут вы столкнётесь с одной из самых больных частей игры. Как и в случае с EVE Online, чтобы нормально играть, вам потребуется провести не один месяц в игре.
Древо навыков витиевато, запутано и забито огромным количеством навыков, которые ничего полезного не дают, но которые необходимо развить до какого-то уровня, прежде чем вы сможете взять именно тот навык, который вам нужен. Таким образом, большую часть своих очков вы будете тратить на навыки, которые дают украшения или бонусы к оружию, которым вы не пользуетесь. Например, вам может потребоваться развить навык ускоряющий перезарядку оружия на 3% за каждый уровень, и это при учёте того, что перезарядка оружия занимает не более 3 секунд. При этом навык будет иметь множитель x10 на расход очков навыков. Это всё усугубляется тем, что игра унаследовала систему «не прямого получения опыта», так же как и в EVE Online, опыт капает сам по себе со временем, за небольшим отличием. За участие в сражениях помимо денег, вам также будут выдавать опыт, однако его объём жестко лимитирован по времени, поэтому даже если вы будете играть 24/7, вы будите не сильно впереди игроков, которые почти не заходят в игру, но зато «играют» на полгода дольше. Пассивно за неделю вы получите 168 000 очков, а на активное получение стоит лимит в 190 400 очков, далее появляется ограничение в 1000 очков за матч. Процесс получения опыта можно ускорить, купив соответствующие 50% ускорители за реальные деньги, но это не сильно меняет ситуацию. Точнее имеет смысл покупать только ускорители для пассивного опыта, от них отдача будет существенно выше. Ибо действие ускорителя для активных очков опыта косвенно завязано на ограничении получаемого в сражениях опыта.
В прочем ситуацию немного исправляет наличие в магазине предметов покупаемых за реальные деньги. Такие предметы обычно лишены требований ко многим «левым навыкам» и их возможно использовать намного раньше, чем аналогичные предметы, покупаемые за внутри игровую валюту. Вы скажете: «вот она – панацея, заплатил и играй нормально». Всё было бы именно так, если бы не один нюанс. Всё оборудование в игре, от костюма, до винтовки является «одноразовым». Каждый раз, когда вы умираете, всё что было на вас надето исчезает. Это верно как для предметов купленных за игровые деньги, так и для тех, что вы купили за реальные. Купили замечательную лазерную винтовку, отдав за неё свои кровные 100 рублей – извольте наблюдать напротив одетого скафандра циферку, которая будет деградировать каждый раз, когда вы будете умирать. Как только заветная цифра достигнет 0, вы не сможете использовать этот комплект обмундирования, пока снова не откроете свой кошелёк и не купите недостающие части. Когда вы играете в костюме, купленном за внутриигровую валюту, такая ситуация забавна, и даже интересна – в какой ещё игре каждый раз умирая, вы в уме проводите расчёты и думаете, сколько ещё раз вам можно умереть, чтобы по итогам матча вы остались в плюсе, и не пришлось переодеваться в наряд «бесплатного фрага» на пару матчей. В случае с реальными деньгами, такая ситуация не выглядит забавной или интересной. Нет, конечно, в игре доступны «чертежи» – бесконечные предметы, однако их немного, а цена на них в сотни раз выше, чем на одноразовые аналоги.
Но вы думаете на этом сложности, с которыми вы столкнётесь при запуске, закончатся? Как бы не так, не стоит забывать, что EVE Online всегда была симулятором сражения сотен кораблей в таблицах Excel. И DUST 514 в полной мере унаследовал эту черту игры, вы будете, вынуждены одевать и снимать различные компоненты, видя перед глазами огромное количество цифр, значение которых в игре нигде не объясняется. А ведь многие из них могут оказаться именно тем, что решит, потеряете ли вы за матч сотни тысяч или заработаете миллион isk. В прочем разработчики предвидели эти трудности и сразу заранее собрали несколько бесплатных стартовых наборов «бесплатного фрага» и большой ассортимент готовых наборов для тех, кто готов залезть в свой кошелёк.
В плане игровой механики игра ближе всего к серии Section 8 от ныне почти покойной TimeGate Studios. У вашего бойца есть щит и полоска здоровья, щит восстанавливается сам по себе со временем, здоровье только благодаря ремонту. С собой два оружия и некоторое количество вспомогательных устройств, на поле боя можно «призвать» технику, не бесплатно. Доступно несколько стандартных режимов сетевой игры – командный «сам за себя», захват «флагов» и т.д. То есть всё то, что вы найдёте в любом другом многопользовательском боевике. Разница лишь в том, что здесь очень сильно заметно кто и сколько вложил времени (хоть и не напрямую) и денег в игру. В особенности это хорошо видно из-за того, что в игре как класс отсутствует система поиска игроков одного уровня. Вы очень часто будете попадать в ситуацию, когда высадив во врага обойму, снимите ему только щит и немного покусаете броню, а он убьёт вас за пару попаданий, и на смертном одре вы с радостью увидите, что по соотношению урон/защита ваш противник превосходит вас в пять раз. Игра даже заботливо подпишет, чем вас убили и в каком скафандре бегал убийца чтобы вы на досуге могли прицениться к этому «комплекту».
Отдельно стоит рассмотреть вопрос взаимосвязи DUST 514 и вселенной EVE Online. На данный момент её как таковой не существует, ни экономической, ни какой-либо ещё. Вся связь состоит в виде пары Excel таблиц с ценами и планетами и возможности писать сообщения друзьям в EVE Online. Есть правда пара других уровней, но почти все они мало чем могут помочь и быть интересными игроку который пришел играть в DUST 514 со стороны. Так что если у вас нет корпорации в EVE Online, нет большого количества друзей там, то вся эта связь для вас будет совершенно не заметна и даже не видна. С одной стороны это даже хорошо, вам не нужно забивать свою голову различным терминами и вещами которые, скорее всего вам никогда не понадобятся. С другой стороны, вас безмерно будут раздражать многие вещи, к которым игроки EVE Online уже давно привыкли и воспринимают как само собой разумеющееся. Впрочем пришли вы игру со стороны или из вселенной «Нового Эдема», вам обязательно понадобится команда. Как уже было отмечено, выше 30% успеха в этой игре - это командная игра. Игра в компании случайных игроков почти всегда означает, что вы умрёте максимально возможное количество раз. Помножьте это на достаточно жестокие штрафы за смерть и совершенно невменяемую систему подбора оппонентов, которая никак не учитывает ваш обвес и опыт, и поймёте – одиночкам тут не место.
В плане графики, опять же, игра очень близка к Section 8, причём к оригинальной, а не «Предубеждению». Даже вышедшее в мае дополнение «Uprising», не смогло кардинально улучить графику. За счёт использования модных фильтров и изменения освещения, а также перекраски общей гаммы игры под Battlefield 3 – что-то в голубое, а что-то в желтое. Картинка стала похожа на что-то более внятное, но это всё равно картина игры трёхлетней давности. Палитра из-за всех изменений стала кислотной, границы LOD’ов были сильно приближены, из-за чего на ландшафте и строениях при приближении то и дело появляются детали или обновляются текстуры, что очень сильно сбивает с толку и отвлекает. Но самое ужасное не это, самое ужасное – невидимые объекты и «ступеньки». После Uprising в игре их появилось просто огромное количество. Вы можете упереться в невидимую стену поднимаясь по пандусу, пробегая между двух достаточно далеко стоящих друг от друга камней, и многое другое. Поэтому вашим лучшим другом в игре будет кнопка прыжка. Если вы не сможете быстро понять, что «споткнулись» о невидимое препятствие, то станете дармовым фрагом для любого пробегающего мимо противника. Да и вообще, среднее FPS в игре очень низкое и дёрганное, впрочем это болезнь почти всех игр больших сетевых проектов на консолях.
С управлением всё так же очень неоднозначно. Игра является полной противоположностью почти всем консольным боевикам, включая Defiance. Если те кричат вам: «клавиатура тут лишняя, берите джойстик», то в DUST 514 играя с джойстика, вы будете чувствовать себя инвалидом. На ранних стадиях игры это не сильно заметно. Однако, как только в вашем костюме появятся дополнительные «активные» устройства, вы поймёте, что жить так дальше нельзя, на переключение режимов вы будете тратить драгоценные секунды. Поэтому первое, что вам следует сделать, если вы соберётесь играть в данную игру, подключить комплект «клавиатура-мышь» к вашей приставке.
44Вердикт:
DUST 514 – это компьютерный проект, который в угоду продвижению вышел на PS3. Если бы была возможность играть на него на ПК – я бы рекомендовал попробовать его там. Ибо том виде, в каком проект есть сейчас – он не стоит ни минуты вашего времени и уж тем более не стоит того, чтобы вы заносили туда деньги, в особенности учитывая, что заносить придётся много. Есть намного больше более интересных и ярких проектов. Впрочем, учитывая систему развития персонажа, стоит загрузить клиент, создать персонажа и оставить его «обрастать жирком» – главное не забудьте включить накопление пассивных навыков. Ибо зная CCP можно предположить, что они со временем доведут игру до ума, и тогда будет хорошо иметь в запасе персонажа с несколькими миллионами очков навыков. А сейчас рекомендовать играть в него можно только тем, кому совсем не во что играть.